26 июня 1993 г.
Некоторые сведения из истории корейского народа, а также общий взгляд на древнюю корейскую философию
ПАК ИР: С конца IХ века до 1391 года включительно после Троецарствия (Когурё, Пэкче, Силла) Корея была монолитным государством Корё. От этого слова португальцы впервые от арабов узнали – “Коре-а” или по русски- “Корея”.
КОРР: А Крё- это имя одной из династий?
ПАК ИР: Одно из династий! Дальше … С 1392 года до 1910 года включительно современная Корея называлась Чосон, где правила династия Ли. Три столетия была страна Корё, пятьсот лет- страна Чосон. Это были монолитные государства. Примерно такую судьбу переживают многие державы. Китай, в своё время, ещё более был раздроблен. Япония стала монолитной только со времён Токугава Хидеёси – это значит, с конца ХVI века. Россия … До Московской Руси была раздроблена ещё больше. Монголы чёрта с два могли бы одолеть Россию, если бы она была единая! Так что такая участь постигла многие большие и малые государства.
Для меня, например, самое живое и больное место – современная разделённая Корея. Это не повадки и прихоти корейского народа. Это проделки двух держав под названием Советский Союз и США, которые на Потсдамской конференции, а до неё на Крымской (Ялтинской) конференции, заранее, без участия корейцев, разделили Корею на две зоны. Ким Ир Сен 25 июня 1950 года начал войну против Южной Кореи не от себя, а при полной поддержке со стороны Сталина и Советского правительства. Это была советско – имперская война руками Ким Ир Сена и кимирсеновского окружения из Северной Кореи.
КОРР: Но Ли Сын Ман ( Первый Президент Южной Кореи) был же “ставленником американских империалистов”?
ПАК ИР: Вы очень вовремя меня исправили. Американцы не могли остаться безучастно. Южная Корея для них лакомый кусок. Моё суждение сводится к следующему: это не проделки корейского народа, не действия корейской нации и его лидеров. Они были просто исполнителями воли державных государств. А я вот что скажу. Какой народ с древней истории не страдал и не болеет по сей день раздробленностью, разночтением своих собственных национальных, государственных судеб? Нету такого народа в мире. У одного народа больше, у другого- меньше. Так или иначе, это есть всемирно-историческое явление. У корейцев более выпукло.
Сейчас я скажу то, о чём Вы, возможно, услышите первый раз и не согласитесь со мной, но я скажу!
Корейский этнос и корейский народ в одном “повинен” перед историей – он слишком одарён – не по масштабу, не по эпохе, не по ситуации.
В течение тысячилетий 24 династии китайской Империи после времён Яоишуня смотрели на Корейское государство как на свою провинцию, чья судьба, как им казалось, находится в их руках. А корейцы существовали как самостоятельный этнос, как самостоятельное государство. После Имджинской войны 1592-98 годов, в течение семи лет, японцы грабили столько, сколько могли. Без этого грабежа в ХVIII- м и ХIX – м веках врад ли бы Япония так быстро поднялась и вышла на мировую арену.
КОРР: Что было разграблено?
ПАК ИР: Вся корейская культура, начиная от полиграфии и заканчивая корейской литературой и учёными. “Могила ушей”( Мимизука) в Японии чего стоит! В ней захоронено несчётное количество корейцев ( 38 тыс.корейцев, а всего, по оценкам историков в Японии в таких могола ушей и носов захоронено около миллиона корейцев. Источник: «Интересная газета. Мир непознанного» №19 2013 г)
Так что немецкий фашизм – это европейское проявление японского геноцида.
В 1910 году Япония превратила Корею в свою колонию при помощи царской России- подчёркиваю, Китая- подчёркиваю, Англии- подчёркиваю, Америки и Франции.
Когда я говорю “корейское антиковедение”- не националистическое поползновение.
КОРР: “Корейское антиковедение” – это наука, изучающая древности корейской культуры?
ПАК ИР: Так как мы сейчас с Вами ведём двухсторонний диспут, беседу, я позволю себе в краткой форме сделать некоторое историческое отступление …
В 1234 году корейцы запустили ручной станок с металлическими литерами шрифта и печатали книги.
КОРР: Гуттенберг ещё не родился.
ПАК ИР: Да, еще потребовалось 200 лет. Это может быть случайностью? Нет! Во всём мире книги печатали методом ксилографии,- на деревянных шрифтах. А у корейцев была литография. Один из этих экземпляров литера находится в британском музее с конца XIX -го века. Я спрашиваю: европейцы сильно об этом писали? Делали это достоянием мировой общественности, что ли? Да нет, это было невыгодно.
В Имджинской войне, в 1593 году Ли Сунсин запускает серию маленьких бронированных лодок на вёслах, обшитых железными листами. Японцы при виде этих юрких лодок, не вступая в бой удирали. В течении семи лет шла это война. Я не военный специалист, да и речь не о войне. Мой вопрос: В XVI веке много ли в мире народов пользовались кованным железом? Листовым железом. Насколько была развита металлургия, чтобы запустить серию таких бронированных лодок?
В эпоху Корё (1011-1087 гг) корейцами создана первая ксилографическая Трипитаки – 40 000 томов “Полное собрание буддийских священных текстов; сутр, комментариев и дисциплинарных правил”( Из кн. В.М.Тихонов, Как Мангиль История Кореи. М. Наталис, 2011 т.1 стр.504) . Весь Восток, включая Китай, Японию, пользовались этим изданием. Это что – только частное проявление корейской цивилизации?
В 1770 году в Корее было 360 государственных библиотек. Назовите другую страну в мире, которая во второй половине XVIII имела такой высокий просветительский уровень!
КОРР: Ну, моет быть, Франция …
ПАК ИР: Навряд ли. Во всяком случае, десятки библиотек были, а сотни – нет.
КОРР: Ну… Италия…
ПАК ИР: Тем более! Когда я говорю “Корейское антиковедение”, я чувствую, что многие будут смеяться: вот, скажут, “горбатый националист!”… Как он превозносит культурное превосходство своего народа! Да нет! Я об этом говорю только потому, что в 30-и томном издании Большой Советской Энциклопедии, в третьем издании, все эти факты имеют место. Так что ничего я не сочинил и не выдумал.
КОРР: Вы констатируете.
ПАК ИР: Вот!.. Единственное, мной добавленное,- я их источниками доказываю.
КОРР: А теперь я хочу Вас как философа поспрашивать. Чем можно измерить в клад корейской философской мысли в общечеловеческую сокровищницу философии?
ПАК ИР: В Европе в древности, и в Азии до последнего времени духовная культура, письменная литература сложилась, развивалась и существует как неразделённая литература. В древней Греции были профессионалы-философы. Начнём , скажем, с Сократа, Платона. Философ – он же астроном, он же математик, он же географ и врач, и доктор. Но на Востоке и этого не было, т.е. такого профессионального деления не было. Аристотель создал “Органон”, “Ор-га-нон”- орудие мышления. Френсис Бэкон в XVI веке в Англии создал свой инструмент мышления под названием “Новый Органон”.
Без инструмента мышления философии нет, мировоззрения нет, поэзии нет, драматургии нет, литературы нет, науки нет! Корейцы изобрели свой “Органон” В переводе ” Орган, инструмент мышления”
Сердцевина, суть этого мышления – взаимодействие тени и света. По-русски – света и тени, а по-корейски – нет! – тени и света.
Прокомментирую коротко, схематически: Европейская философия, в том числе, марксистская философия, ленинская философия – это диалектика. Суть: Не главное, что первично, а что вторично – материя или сознание, а именно инструмент мышления. Не всегда важно, ЧТО делать, но всегда важно, КАК делать. Не всегда важно, ЧТО сказать, но всегда важно, КАК сказать. Вот этот ответ на вопрос КАК? – философия даёт в области методологии. Диалектика, а не метафизика! Это самый результативный метод действия мышления. Итак, диалектика. Европейская философия со времён греков – это философия столкновения, философия драки, философия противоречий. Вот что такое диалектика.
КОРР: Борьба противоположностей?
ПАК ИР: Вот так! Суть корейской философии – философия гармонии. Небо не противостоит земле, а земля не противостоит небу. Они находятся во взаимодействии и в гармонии создают жизнь.
Дарвин: “Жизнь есть борьба!” Согласно корейской философии, жизнь есть гармония. Согласно европейской философии мужское и женское противоположны.
КОРР: “Янь”- “Инь”
ПАК ИР: Только “Инь”-“Янь”- по- китайский. “Инь”- тень – женское, а “Янь” – свет – мужское. Гармонизируя между собой образуется любовью. В результате этой гармонии – рождение новой жизни.
Корейцы свою философию довели до такого уровня, что немцы, англичане, американцы уже в 70-х годах XX-го столетия, прочитав в переводе на ангийский и немецкий пришли к выводу: Корея- страна древней философии.
КОРР: Тогда назовите имена древнейших философов. Переводили ведь авторские тексты?
ПАК ИР: Конечно. Это в VII веке Вонхё ( выдающийся силлаский буддийский мыслитель и практик, оказавший сильное влияние на буддийскую идеологию Китая и Японии);
В Х веке, это Чхве Чун( “корейский Конфуций”, зачинатель частного образования в Корее и историк).
В XVV -м веке это Ли Хвана(Тхвеге)( выдающийся неоконфуцианский философ). ” Корейский Чжу Си”(Чжу Си (кит. упр. 朱熹, пиньинь: Zhū Xī, тж. известен как Чжу Юаньхуэй, Чжу Чжунхуэй, Чжу Хуэйань; 1130—1200) — китайский философ, учёный-энциклопедист, литератор, текстолог и комментатор конфуцианских канонических произведений, педагог, главный представитель неоконфуцианства, придавший этому учению универсальную и систематизированную форму, в которой оно обрело статус ортодоксальной идеологии в Китае и ряде сопредельных стран, особенно в Японии и Корее[1]) .
В XVIII веке это Чон Ягон ( литературный псевдоним-Тасан)- философ, поэт и государственный деятель, один из последних крупных сомостоятельных мыслителей – “южан” позднего Чосона.
Их труды знали в Корее в средние века. Из них четыре книги находятся в Алматинской государственной библиотеке ( Национальной), об изучении которых я ставил вопросы ещё в 1948 году.
КОРР: А теперь я прошу Вас, чтобы рассказ о древней корейской философии избавить от суховатости академизма. Приведите на память, Пётр Александрович, какие-то афористично звучащие положения древних философов, которые могли бы быть полезными нашим слушателям.
ПАК ИР: Скажу несколько фраз из своих переводов.
Чё Вон в Х- м веке- в своём “Вспаханном поле кистью” приводит народное изречение:”Когда корейцу-земледельцу-крестьянину на душе тоскливо, он выходит на поле, садится на край поля и грядку между ногами держит и с нею разговаривает. Когда корейцу сильно повезло и хочет выразить свою радость, он выходит на поле, грядку между ногами держит и благодарит грядку: “Вот ты даёшь сколько урожая!” Если жена сильно огорчила и плохо приняла гостя дорогого, а ссорится не охота, он выходит на поле, между ногами грядку держит, гладит и говорит:”Ну, почему же ты не помогла моей драгоценной супруге, чтобы она моего друга приняла так, как надо”. То есть и в радости, и в печали корейцы в труде свои чувства выражают.