флаги Кореи

Валерий Хегай (Алматы,  Казахстан)

Парадоксы нации

(размышления на «кухне», взгляд из Казахстана)

 

Сам факт того, что историческая родина корейцев разделена на две части и в современной истории являются единственным народом в мире поделенным на два государства, уже можно утверждать о парадоксе нации.

Данная статья не претендует на научный подход , а лишь рассматривает тему с точки зрения не профессионального размышления на основе общеизвестных фактах, тенденциях и трендах которые вызывают определенные вопросы в развитии корейской нации как в глобальном, так и в локальном масштабах.

Политический парадокс

Буквально недавно 12 декабря Северная Корея в очередной раз взбудоражила весь мир своим демаршем, запустив с космодрома “Сохэ” в западной провинции Пхенан-Пукто баллистическую ракету большой дальности вопреки резолюции совета безопасности ООН, запрещающая КНДР пуски с использованием технологии баллистических ракет. Соответственно, вызвала серьезный резонанс в мировой политике, о чем подтверждают практически все мировые СМИ. Данный запуск еще интересен тем, что КНДР стала страной, с «собственным выходом» в космос. Не каждое государство в мире, а таковых единицы, может похвастать наличием своей космической отраслью.

Конечно, с точки зрения социальных аспектов, гражданских прав и демократических основ, в этой стране, мягко говоря, очень много проблем и в этой связи не хотелось бы их оправдывать, но если посмотреть с другой стороны, то можно увидеть нечто парадоксальное. Как удается такой маленькой стране уже на протяжении многих десятилетий со столь малочисленным населением, абсолютно бедной экономикой, удерживать в напряжении и диктовать свои условия практически всему мировому сообществу?

Не будем приводить сравнительные статистические данные, они всем известны. Но предлагаю иной подход, да простят меня читатели за мой саркастический метод констатации парадокса в данном вопросе. Если развернуть карту мира на своем столе, то можно лишь одним пальцем закрыть территорию Северной Кореи. Однако, не каждому удастся прикрыть своей «пятой точкой» территорию «великих и могущественных» государств, которые пытаются повлиять, задавить, подчинить эту бедную (в буквальном смысле) страну. Не пытайтесь это сделать, просто поверьте автору, ножки стола могут не выдержать. J

Культурно-бытовой парадокс

В продолжение данного экскурса рассмотрим другую часть Корейского полуострова. Страна, аналогично вышеупомянутой, со столь незначительным населением и территорией в мировом масштабе, прогрессивно и глобально оказывает влияние практически на все человечество, тем самым формирует и продвигает собственные тренды в культурно-бытовом направлении.

В свое время соседнее азиатское государство – КНР, негласно выдвинуло, а впоследствии внедрило, политику «ползучей экспансии», основной целью которой являлось – максимальное присутствие в мире. Вследствие чего, мы сегодня наблюдаем реальные плоды. Думаю что, нет такой страны на земном шаре, где не было бы товаров произведенных в Китае. Более того, практически во всех этих странах проживают представители этого народа. По официальной статистике 2011 года, общая численность китайской диаспоры за рубежом составила 45,43 млн. человек, что  занимает первое место по численности. Но это официальная цифра. И как мы понимаем, что в действительности, данный показатель намного выше.

Но вернемся к южной стране утренней свежести. Такая целеустремленность, концептуальность и успешность наталкивают на мысль  четко организованной и целенаправленной политики распространения своего влияния подобно китайской модели, но со своими особенностями и «некоторой специализацией». Хорошо это или плохо, будущее покажет. Это утверждение основано на личных наблюдениях, которые просматриваются в следующей тенденции.

Итак, в середине 80-х годов прошлого столетия на постсоветские государства начались паломничества южнокорейских миссионеров «под флагом» распространения христианства. Что вызвало серьезную масштабность и охват среди «по-советски неверующего» населения. Параллельно с этим, корейский бизнес стал активнее выходить за пределы своей страны. На прилавках стали появляться товары, которые позиционировались, как наилучший выбор с точки зрения критерия «цена-качество». Многие наверняка помнят о стереотипе, который звучал примерно так: «китайский товар – дешево, но не качественно, «брендовый» – качественно, но не позволительно дорого, а вот корейский – приемлемо по цене и это не китай».

То есть, изначально, корейский товар позиционировал сегмент среднего, и следовательно массового потребителя. В итоге мы сегодня наблюдаем выход южнокорейских товаров как наиболее популярные, особенно ярко это видно в развитии бытовой техники и современной электроники. Более того, масштабность данного развития уже показывает результаты о серьезной конкуренции с мировыми брендами.

Следующий этап – это тренды в сфере шоу бизнеса. Как показывают результаты, это является наиболее массовым влиянием на человеческое сознание, особенно на молодежь. К примеру, популярные корейские сериалы «дорама» стали сверхмодными даже в «стране восходящего солнца», которая всегда позиционировалась в умах корейцев как «вражеской». Сегодня в Японии, как и в ряде других стран, в том числе и нашей, образовались Фан-клубы с многочисленными поклонниками, для которых корейские герои дорама стали идолами диктующие моду начиная от одежды, заканчивая манерой поведения.

Совсем недавно, вспыхнула новая парадоксальная звезда – мистер PSY с песней Gangnam Style. Как говорят, ряд СМИ его видеоклип на портале Youtube достигает почти 1 миллиард просмотров, что является наивысшим показателем в истории интернета, тем самым есть большая вероятность попадания в книгу рекордов Гинесса. Более того, абсолютным парадоксом является то, что слова этой песни на 99% на корейском языке за исключением только двух английских слов – «Sexy Lady», однако весь мир (в том числе и некоторые мировые звезды, политики и другие известные личности) напевают ее и пританцовывают оригинальными и комичными движениями.

Резюмируя, возникает вопрос – что это на самом деле, целенаправленная политика или случайность? Или как объяснить парадоксальность этого национального феномена?

 

***

Если продолжать рассуждать об национальных особенностях корейской нации, и вышеуказанные парадоксы рассматривать именно как особенность нации, то возникает простой вопрос – а что у нас? Под «у нас», я имею ввиду корейцев постсоветского пространства, а если конкретнее, то диаспоры в Казахстане, численность которой достаточно значительная относительно общего населения страны. Ведь мы, говоря словами героя Р. Киплинга, «одной крови». И если вышеупомянутые парадоксы вызывают чувство гордости и уважения, то национальные парадоксы проявляющиеся у нас, почему то «навевают» лишь негативные, а порой печальные эмоции. Возможно, ошибаюсь, и данная точка зрения не претендует на истину в последней инстанции. Однако приведу в качестве примера лишь один из «наших парадоксов».

Ни для кого не секрет, что на фоне некоторых представителей диаспоры, которые размерами своих состояний входят в списки Forbes, а также которые не входят туда, но их состояния измеряются миллионами долларов, можно зачастую увидеть в газетах, а сейчас и в интернете «заметки» примерно следующего содержания: «Милая кореяночка создаст незабываемый досуг». Вот Вам и парадокс! Делайте выводы сами! Как говорил один из современников: «За державу обидно!»

Говоря откровенно, все свои мысли поднятой темы не удастся раскрыть в рамках одной статьи. Однако, есть предложение начать дискуссию по этой теме. Будем надеяться, что в дебатах и спорах родиться определенная идея проявления национальной особенности в прогрессивной плоскости. Истина, где-то рядом, друзья!