Сватовство

Ли Григорий Николаевич

В этом разделе…

— «Хонсе мар» или «хэрок».

— «Ченчи».

— Приданое невесты.

Корейцы России и СНГ уделяют празднованию свадьбы очень большое внимание. Раньше, скажем, в далеком прошлом, корейцы-парни женились на девушках, которых выбирали им родители. Девушки же выходили замуж за парней, которых выбирали им. Выбора у них не было. Сегодня девушки и парни имеют возможность самим выбирать себе любимых. Правда, в последнее время, наметившееся расслоение корейцев на богатых и бедных, снова возрождают времена, когда родители решали судьбу своих детей. У корейцев категорически запрещены браки с одинаковыми понами у жениха и невесты. Вероятно, это идет со времени, когда был издан соответствующий королевский указ о запрете браков с одинаковыми понами.

Я не раз был свидетелем сцены, когда родители категорически против брака лишь потому, что избранница или избранник их ребенка был, как говорят сегодня, не их круга. Если семья состоятельная, то желают, чтобы избранник их ребенка также был из состоятельной семьи. Вот только один вопрос: правы ли они? А как вы решаете подобную проблему?

Свадьба у корейцев, живущих в странах СНГ, делится обычно на три этапа:

— Сватовство — «хонсе мар» и/или «ченчи».

— Свадьба и регистрация в ЗАГСе.

— Послесвадебная церемония.

«Хонсе мар» или «хэрок»

Сватовство у корейцев СНГ, в свою очередь, делится на два этапа: собственно помолвка — » хонсе мар» или » хэрок» и мини-свадьба — » ченчи«. После них по требованию стороны невесты справляют » ченчи» (­помолвку, мини-свадьбу). Если после » хонсе мар» молодых принято считать невестой и женихом, то после » ченчи«, они, по корейским обычаям, могут считаться мужем и женой. Вспомните, в детстве вы, наверное, часто слышали такие выражения: » хонсе мар хала гата» или » хэрок тела гата«. Эти выражения означали: » уехали сватать невесту«.

Сватать невесту обычно ехали сам жених с отцом и кто-нибудь из родственников. Число сватов должно быть нечетным: 3, 5, 7 и т.д. Корейцы называют сватов » усикундыри«. Попасть в состав «усикун» считается у корейцев почетной обязанностью, потому что туда выбирают тех, кто пользуется уважением и почетом в роду. Мать жениха по корейскому обычаю сватать невесту не едет. Если вдруг по каким-то причинам отец жениха не может ехать, то едет старший из рода жениха по мужской линии.

Если сторона невесты согласна выдать её замуж, то они объявляются женихом и невестой. Во время помолвки не справляют пышные празднества. Обычно, на помолвку собираются только близкие родственники. Всё обставляется скромно и тихо. Корейцы этот этап называют » хэрок» или » хонсе мар«. Здесь надо иметь в виду одну тонкость: родителям невесты везут небольшие подарки и угощение. Заметьте, угощение везет с собой сторона жениха. Сватать надо идти в первой половине дня, и мы уже знаем почему. В старину родители жениха, прежде чем ехать сватать невесту, посылали подарки родителям невесты. Если подарки с благодарностью принимались, то считалось, что сторона невесты не прочь породниться.

Воспитанные в духе конфуцианства у корейцев не возникало мысли украсть невесту или сбежать с парнем. Это было просто невозможно. Сегодня, когда молодые ставят родителей перед свершившимся фактом соединения своих судеб, соблюдение этого обычая становится фактически не нужным. Тем не менее, его соблюдение украсило бы процедуру сватовства, не так ли?

Привезенное с собой угощение состоит обычно из бутылки водки (коньяка), вареной курицы, салата и сладостей. Придя в дом невесты, сваты сначала раздают подарки и только потом начинают разговор. Жених обязательно сначала отдает поклон родителям невесты. Сначала говорят о погоде, справляются о самочувствии хозяев дома, о делах и лишь потом происходит сватовство в виде полушутливого, полусерьезного диалога с родителями невесты.

Приведем пример одного из возможного варианта диалога:

— Говорят, у Вас есть дочка красавица на выданье?

— Да что вы, люди разное говорят.

— А у нас есть сын молодец, который влюблен в вашу дочь и хочет взять ее в жены.

— Ну что ж, если Ваш сын понравится нам, то может, и отдадим ему нашу дочь.

— Значит, договорились, уважаемый?

— Э, нет, дорогой сват. Мы растили, холили, воспитывали ее 18 лет, отдали ей душу и любовь, чтобы просто так отдать ее вам. Она нам очень дорога.

— Мы вас поняли. Назовите свою цену, уважаемый сват.

— Вот наша цена: квартира с обстановкой, машина, дача с бассейном и она ваша.

— Что-то уж больно дорогая у вас дочь получается!? Пожалуй, мы ошиблись адресом. Поищем-ка мы другой дом.

— Подожди, уважаемый сват, назовите свою цену.

— Наша цена — любовь нашего сына к вашей дочери.

— Пожалуй…, это нас устроит.

— Значит, договорились, отдаете вашу дочь нашему сыну?

— Договорились.

— Договорились.

— А теперь поговорим о свадьбе!

— Э нет, уважаемый сват, давайте поговорим об этом позже…

— А пока, прошу к столу…

Вот такой воображаемый разговор мог происходить в наше время во время сватания или помолвки. На этом этапе обе стороны договариваются:

о дате регистрации брака в ЗАГСе;

о дате проведения «ченчи», если решено его праздновать;

о дате проведения свадьбы;

о решении справлять свадьбу раздельно или совместно;

о других деталях подготовки к свадьбам.

Если стороны испытывают материальные трудности, то часто ограничиваются этапом » хэрок» или » хонсе мар» и «ченчи» не справляют. В этом случае подарки дарятся только родителям невесты, её братьям и сёстрам. На этом этапе назначается совместный день свадьбы или дни свадеб у невесты и у жениха. Если день свадьбы не определили, то его определяют обычно позже, на этапе » ченчи«. Сегодня, в большинстве случаев, корейцы России и СНГ не справляют » ченчи«, ограничиваясь сватовством » хонсе мар«.

«Ченчи»

» Ченчи» справляет сторона жениха по просьбе стороны невесты. К ней готовится заблаговременно сторона жениха, потому что необходимо закупить подарки для невесты и её родственников. В качестве подарков для невесты могут быть отрезы материалов, платки, часы и т.д. Для родных невесты могут быть костюмы, отрезы материи, платки, рубашки, галстуки, часы и т.д. Обычно подарки адресные, т. е. каждый подарок дарится от конкретного родственника со стороны жениха. На » ченчи» родители жениха уже едут. Как вы помните, на сватовство «хэрок» мать жениха не имела права идти.

Все эти подарки преподносятся невесте с обязательным объявлением имени и фамилии родственника жениха, дарующего их. К невесте на » ченчи» едут специально назначенные родственники и родители жениха. В этот же день назначают и день свадьбы, удовлетворяющий обе стороны. На » ченчи» собираются родственники невесты для знакомства с женихом. На этой встрече они могут задавать ему любые вопросы: как познакомился, как будет содержать свою жену и будущих детей, кем работает, кто родители, где будет жить, другие «каверзные» вопросы.

» Ченчи» — фактически мини-свадьба. На него сторона невесты приглашает своих близких родственников, соседей и коллег по работе. Если сторона жениха справляет » ченчи«, то сторона невесты должна потом ответить. Каким образом? На следующий день после свадьбы, невеста раздает подарки родственникам жениха. Это родственники, которые сделали подарки невесте во время » ченчи«. Список этих родственников составляется заранее, чтобы никого не забыть.

День свадьбы может быть назначен общий, если обе стороны согласны с этим. Это делается для экономии денег. Но жизнь устроена так, что справить совместную свадьбу иногда бывает невозможно в силу того, что невеста живет в другом городе, другой стране. Если обе стороны решат справить свадьбы раздельно, то сначала гуляют у невесты, обычно до 13-14 часов дня, а затем невеста уезжает к жениху вместе с приданым, если жених живёт недалеко. Если же жених живет далеко, то уезжают на следующий день.

Приданое невесты

Приданое невесты обычно состоит из:

— набора подушек;

— набора одеял, постельных принадлежностей;

— набора кухонной посуды, чашек;

— набора ложек, вилок;

Все перечисленное выше должно помочь молодой жене на первых порах вести домашнее хозяйство. Сегодня, если есть возможность, дарят дополнительно к стандартному набору приданого квартиру, автомобиль, холодильник, стиральную машину, телевизор, ковры и т. п.

Многие делают » ченчи«, а свадьбу сразу не справляют. Обычно это связано с материальными затруднениями. Свадьба может быть перенесена на более поздний срок, пока не появится возможность справить её. Как только появляется возможность, свадьба обязательно справляется.

Помните, если у вас не было свадьбы, то по корейским обычаям вам нельзя будет отмечать » хвангаб«, учтите это! Нет, конечно, вы можете справить 60-летие, но традиционных почтительных поклонов » дери» вам никто не отдаст!

 

 

 

7.9. Послесвадебные церемонии

В этом разделе…

— Первый день после свадьбы.

— Раздача подарков.

— Отъезд в дом родителей.

— Бытовое устройство молодоженов.

— Счастья вам!!!

— А как же проводятся свадьбы в Корее сегодня?

— А как же проводились свадебные обряды раньше?

Первый день после свадьбы

Итак, что же должна делать молодая жена на утро следующего дня? Ну, конечно же, показать, какая она ловкая хозяйка, что не зря её полюбил муж и взял замуж. Для этого она должна встать раньше всех и приготовить еду для родителей мужа и его родственников, которые остались после свадьбы. Молодая жена должна сварить корейскую кашу «паби», корейский суп » сираг дямури» или любой другой суп, накрыть стол и пригласить всех к столу. При подаче блюд ей необходимо соблюдать определенную последовательность:

— дедушке и бабушке мужа;

— родителям мужа;

— мужу;

— родным мужа в порядке по старшинству;

— своим родным, прибывших вместе с ней в качестве сопровождающих, по старшинству.

Никто не должен при этом помогать ей, даже муж! Она всё должна сделать сама, чтобы родители и родственники оценили её умение готовить и хозяйственность. От первого впечатления зависит дальнейшее взаимоотношение со свекровью. И помните, всякая свекровь ревнует своего сына к невестке!

Почему именно в такой последовательности подает блюда? Потому что у корейцев считается, что если ваша дочь вышла замуж, то она уже не член вашей семьи. Отныне ее хозяином считается муж и его семья. Теперь он и его семья должны заботиться о ней. А если не смогут сделать так, то покроют себя позором. Сейчас многие молодые девушки, прежде чем выйти замуж, оценивают возможности своего будущего мужа. Браки в развитых государствах становятся более поздними.

В той же Корее, молодые люди женятся в возрасте 28 лет и старше. До этого времени они учатся, делают карьеру, иначе за них никто не выйдет замуж. В старину, может показаться это удивительным, люди рано заводили семью: мальчики в 12, девушки в 14 лет. Во времена монгольского ига 12-13 в. (монгольское иго было не только в России) девочек выдавали замуж еще раньше, чтобы их не забирали в качестве дани. Впрочем, в ХХI веке женщина стала экономически независима от мужчин и они могут теперь сами позаботиться о себе.

Что не должна делать жена, чтобы быть счастливой? Никогда не «пилить» мужа.

Раздача подарков

После угощения родных жениха, молодая жена, по старинному корейскому обычаю, начинает раздачу подарков родственникам мужа, которые сделали ей подарки во время » ченчи«. Если этапа » ченчи» не было, то подарки раздаются невестой только родителям жениха, его братьям и сёстрам.

Если же » ченчи» было, то каждому из родственников жениха, который сделал подарки ей и ее родным, она дарит специально подготовленный подарок (отрезы материй, костюмы, платки, рубашки, галстуки, часы и т.д.).

Это ответ со стороны невесты на подарки, сделанные ей и её родственникам во время » ченчи«. Все подарки именные, каждый подарок дарится определенному заранее родственнику жениха.

Отъезд в дом родителей невесты

По старинному корейскому обычаю, на второй день или третий после свадьбы, молодая жена вместе с мужем и его родителями едут в дом ее родителей знакомиться. При этом еду везут с собой. А так как родственников было много, то в старину еды набиралось много.

В прошлом, когда все жили компактно, это не вызывало особых проблем. Сейчас же, когда невеста может быть из другой страны, это проблематично. Поэтому этот обычай потихоньку отмирает. Но пока он есть и действует, его никто не отменял, мы называем его » сэмир«.

Там, в тесном кругу, отмечают создание новой семьи, на котором родители с обеих сторон обязуются любить их как своих родных детей и помогать им во всем. На этом церемония свадьбы считается оконченной. Уезжая из дома родителей, невеста по старинному обычаю могла вернуться в него только по разрешению мужа. Ее отпускали домой во время празднования «чхусок». Хотя, кто сейчас придерживается этого? А ваша жена спрашивает у Вас разрешения посетить своих родителей? Или у вас наоборот?

Мой приятель Владимир сказал мне как-то, что это ему приходится отпрашиваться у жены, чтобы навестить родителей. Но я думаю, что и читатель наверное согласится со мной, что это скорее исключение из правил, чем новая традиция.

Бытовое устройство молодоженов

У корейцев исстари было принято, чтобы невеста переезжала жить к жениху. Недаром, впрочем, до сих пор, бытует такое мнение: дочь, выданная замуж, уже чужой человек. Она могла не соблюдать траурные и поминальные обряды. Сегодня эта традиция не всегда выдерживается в силу различных причин. Теперь, если жених переезжает жить в дом невесты, это не считается, как в старину, позором. Раньше за такого жениха никто бы не отдал свою дочь замуж.

У корейцев, соблюдающих буддистские и конфуцианские ценности, нет понятия «медовый месяц». Поэтому уже на третий день после свадьбы у них начинаются рабочие будни. Корейцы, принявшие христианство, отмечают его свадебным путешествием. Впрочем, и те, кто не принял христианство, сегодня с удовольствием отправляются в свадебное путешествие. Почему бы ни перенять хорошее?!

Как вы успели заметить, корейцы очень многое переняли у русского народа. К примеру, это свидетели жениха и невесты. У корейцев жених и невеста сидели в гордом одиночестве. Это касается и поцелуев: у корейцев, в старину, не принято было целоваться в губы, по крайне мере, на людях.

Итак, молодые начинают жить поживать да добро наживать. Впереди их ждут прекрасные дни, месяцы, годы совместной жизни. Их ждут медовый месяц, серебряная — 25 лет, » хвангаб» — 60-летие, » кохи» — 70-летие, золотая — 50 лет и бриллиантовая — 75 лет совместной жизни, рождение первого ребенка, воспитание прекрасных внуков, красивая старость и, наконец, бессмертие.

Совет да любовь!!! Каждая семья должна быть счастливой и неповторимой в своем счастье, ибо всё на земле живёт благодаря любви.

А как же проводятся свадьбы в Корее сегодня?

На дворе 2003 год. В отличие от нас, в Корее государство довольно строго регламентирует проведение свадебных обрядов [3,14]. И сейчас свадебный обряд в Корее резко отличается от того, что было скажем даже 30-40 лет тому назад. Сегодня в Корее свадьбы проводятся в государственных дворцах бракосочетаний, называемых есикжанами(дом для церемоний). Так же как у нас сейчас свадьбы редко справляют дома.

Незадолго до бракосочетания в есикжан приходят гости, где их встречают родители жениха и невесты. В Корее принято приглашать на свадьбу родственников, в том числе весьма далеких, сослуживцев, так что на ней бывают сотни, а иногда тысячи гостей. Зафиксированы случаи, когда число гостей достигало более 3000 человек. Так что наши свадьбы, которые являются часто предметом критики из-за расточительства, не идут ни в какое сравнение. Эти критики не знают или забывают, что большая часть денег возвращается, т.к., по корейским обычаям, гости приносят материальную помощь «Ђp — пуджо», которая часто даже превышает сделанные затраты.

Примерно за час до церемонии появляются молодые. Невеста сразу идет в специальную «комнату ожидания» ( кор. тэгисиль), где приводит себя в порядок и ждет приглашения. Гости невесты сидят справа, а жениха слева (если стоять спиной к двери) в есикжан. Первым входят матери жениха и невесты и зажигают свечи на возвышении, где потом проходят все ритуалы. После этого они кланяются друг другу и гостям и проходят в первые ряды.

Жених, одетый в европейский костюм, под аккомпанемент фортепиано или музыкальную запись входит в зал, где сидят гости, и становится перед распорядителем церемонии. Невеста, также в европейском свадебном наряде, входит в сопровождении своего отца и занимает место рядом с женихом. Принято, чтобы невеста не поднимала глаз в этот момент, изобража/iя кротость, одну из главных добродетелей в конфуцианские времена. Вы, наверное, не раз видели подобную церемонию в фильмах и представляете себе это живо. Затем жених и невеста дают клятву любви и верности друг другу пока смерть не разлучит их и обмениваются подарками, а церемониймейстер говорит о любви, почтительности к родителям, общественного долга и жизни вообще.

После этого все гости фотографируются на память и на этом церемония заканчивается. Вообще корейцы тратят большие деньги на фотографии, оформление свадебных альбомов. При выходе из зала фотографируются сначала с распорядителем ритуала, затем с родителями, потом с родственниками, сослуживцами и друзьями. После завершения официальной части все гости идут на банкет, который проводится в ресторане при есикжане или поблизости. Но молодые на банкете не присутствуют. В специальной комнате пхйебэксиль они приветствуют родителей и родственников мужа. Для этого они переодеваются в национальные свадебные наряды. В комнате устанавливается столик с угощениями, устроенный семьей невесты.

Старшие родственники сидят слева от невесты, а младшие справа. Невеста и жених по очереди в порядке старшинства подходят к каждому и, совершив перед ним ритуальный поклон, преподносят рюмку спиртного. Приветствие начинается с родителей. Перед ними совершают два полных земных поклона и один полупоклон, прочим старшим по возрасту один полный поклон и один полупоклон, а с младшими обмениваются поклонами.

В ответ каждый вручает конверт с деньгами. В некоторых случаях от имени присутствующих вручает отец жениха. Обычно с этими деньгами молодые отправляются в свадебное путешествие. В последние годы наблюдается возрождение традиционных обрядов.

А как же проводились свадебные обряды раньше?

Наиболее важным событием было празднование 60-летия свадьбы » хехонре» [4], полностью повторяющий свадебный обряд. Это удивительно. Почему? Потому что распространено мнение, что корейцы очень мало жили, а тут 60-летие совместной жизни!

В аристократических семьях принято было, чтобы невеста была старше жениха, как правило, на пару лет и больше. По традиции, в обеспеченных семьях мальчикам и девочкам старше 7 лет запрещалось даже сидеть в одной комнате. В семьях бедняков, конечно, это трудно было соблюдать, но и там старались ограничивать их общение. Поэтому жениться по любви и согласию было невозможно, а если и случалась романтическая история, она скрывалась. В конфуцианском обществе скрытие своих эмоций считалось одной из добродетелей человека. Любовь и привязанность не играли никакой роли. Как решали родители и гадалка, так и было. Мнения молодых никто не спрашивал. Сейчас мнения родителей никто не спрашивает, как меняются времена.

Сейчас в Корее выйти замуж или жениться можно тремя способами. Первый — это чунмэ, женитьба по сговору, которая начинается со встречи двух людей, устроенной свахой, и заканчивается свадьбой по обоюдному согласию. Второй — это енэ, брак по любви и согласию, когда люди встречаются, влюбляются и женятся. Третий способ — это нахождение любимого через Интернет-компании, занимающихся поиском подходящей пары. После подбора, подходящего человека, они встречаются, и, если подходят друг другу, женятся.

Рассмотрим подробнее способ чунме. Обе семьи исследуют «четыре столпа» молодой пары. Столп — год, месяц, число и час рождения человека. Корейцы считают, что они влияют на судьбу человека.

Гадалка на основании исследования «четырех столпов» предсказывала, смогут ли жить счастливо эти два человека как супружеская пара. Это предсказание называется » кунхап«. Если » кунхап» предсказывал осложнения, стороны теряли интерес к соглашению. Если » четыре столпа» и » кунхап» были положительны, то переходили к церемонии помолвки. Для этого обе семьи собираются в доме девушки, ресторане или отеле, но никогда не в доме у жениха. Юная пара обменивается подарками и семье девушки вручается лист белой рисовой бумаги, но котором записаны четыре столпа юноши. После этого обсуждаются детали и назначается день свадьбы.

За несколько дней до назначенной свадьбы жених присылает невесте короб » хам» подарков. Раньше » хам» носили слуги, а теперь друзья. Подарки обычно носили вечером. » Хам» не отдают родителям, пока они не предложат в качестве выкупа вино, еду или деньги, отчаянно торгуясь за каждый шаг до дома. Посыльного угощают, а отец невесты исследует в это время содержимое короба с подарками. Содержимое коробки могло быть очень дорогим. В наши дни доходило до 7000$и более [3]. Этот обычай дошел и до наших дней. Деньги полагалось, прогулять в тот же день, пропить в ресторане. Если сумма была большая, часть возвращалась жениху на непредвиденные расходы.

Традиционно свадебная церемония проводилась в доме невесты. Она начиналась с того, что жених и невеста обменивались поклонами и чашами с вином. При этом они стояли друг перед другом по обе стороны стоящего между ними свадебного стола. На столе лежала красно-синяя пряжа и пара деревянных уток, символизирующих супружескую привязанность.

За свадебной церемонией следовал обряд » пхэбэк» — первое приветствие родителей и других членов семьи мужа. Во время этого обряда невеста кланялась родителям мужа, сидевшими за столом, на котором стояли жареные цыплята, фрукты. В это время невеста делала подарки из шелка, и обе семьи обменивались подарками.

С наступлением ночи новобрачные удалялись в специально отведенную комнату. Жених по обычаю должен был сначала снять с невесты головной убор, затем развязать ленты завязки на одежде и снять с нее только один носок. Затем он гасил свечку специально приготовленной палочкой. Задувать ее нельзя, считается, что в этом случае уйдет удача. И все это время невеста должна была молчать.

Наутро молодожены в сопровождении отца или дяди невесты, а также небольшой группы людей » усикундыр«, которые несли подарки, отправлялись в дом жениха. Невеста ехала в паланкине, а жених шел рядом. Побывав несколько дней в доме жениха, молодая пара вновь возвращалась в дом невесты к ее родителям. Устраивалась большая вечеринка, где жених знакомился с семьей невесты, особенно с молодыми представителями клана невесты. Она проходила шумно, и жениху на ней крепко доставалось. Если он был недостаточно умен и находчив, то его могли побить сушеной рыбой или даже палкой.

» Не тот человек, кто человеком родился,

а тот, кто человеком стал «