Как администратор сайта я позволил себе разместить материал, который перекликается с идеями, которые я не один раз  озвучивал на разных  заседаниях корейских общественных организаций. Но адекватного понимания не было и нет. Большинство корейцев считает, что правильные жизненные установки  имеют свойство транслироваться только  устами очень влиятельных личностей. И вот, в первые я встретил современный и прогрессивный взгляд на тему Языка и роли Учителя в жизни общества и государства. Но важное в данном случае, что об этом  говорила вторая, по влиянию, женщина Центральной Азии- Динара Кулибаева- средняя дочь Президента Казахстана, к мнению которой, возможно, прислушаются мои соотечественники.

Статья  была опубликована в газете “Казахстанская правда”
№ 339 (27613) 19.12.2013

Динара Кулибаева: Мне нравится дело, которым я занимаюсь!

 

Динара Кулибаева

– Что вы можете сказать о преподавании языка и литературы в современной школе?

– Я не специалист в этой облас­ти. Но я знаю: язык неразрывно связан с мышлением. Чтение формирует  мысль. В наших школах изучают три языка: казахский, английский и русский. Считаю, что литература и языки – это предметы человекообразующие, которым надо уделять особое внимание и благодаря которым учителя создают «слой» мыслящих людей.

– Поскольку такое происходит не само собой, что думаете вы о личности современного учителя? И как воспринимаете распространенное понятие нынешнего века «образовательные услуги»?

– Учитель всегда был служителем книги и своей личностью представлял знания. Да, сейчас есть и образовательные услуги, и специалисты данной сферы. Они формируют компетенции: осведомленность, где и как можно что-либо узнать, как собрать информацию, как проанализировать, как присоединить к прежнему новое знание. Они же помогают выстроить систему действенного общения, обучают сотрудничеству с представителями разных культур и разного менталитета. Так что специалисты этого профиля необходимы, с их помощью благополучно решаются многие образовательные задачи. В наших же школах главными фигурами яв­ляются Ученик и Учитель!

 – Вы так хорошо сказали об учителе. Наверное, у вас были хорошие наставники?

– Самыми лучшими моими учителями, конечно, были мои родители. У нас дома всегда было много книг, энциклопедий, справочной литературы. Моя мама философски относится к жизни и говорит: «Никто тебе не друг, никто тебе не враг, а каждый человек – твой учитель». А папа все время напоминает, как важно быть образованным человеком: «Адамды білім сақтайды» («Знание оберегает человека»). Он до сих пор с большим уважением вспоминает о своих педагогах. Нурсултан Абишевич действительно оказал самое значительное влияние на становление меня как личности. Не зря наш фонд образования носит его имя.

27

– А другие учителя?

– С большой благодарностью вспоминаю свою первую учительницу начальной школы в городе Темиртау Людмилу Васильевну Скачедубову, профессора ГИТИСа Анну Георгиевну Образцову, вот действительно умный, образованный педагог; профессора Таралбу из КИМЭПа – яркая харизматичная личность; мисс Дженни – преподавателя английского языка из Кентреберийского университета; Салиму Сагиевну Кунанбаеву – моего научного руководителя. Конечно, помню многих моих учителей. Просто назвать здесь всех, к сожалению, невозможно… Но ко всем можно отнести прекрасные слова, сказанные Некрасовым:

Учитель! Перед именем твоим
Позволь смиренно преклонить колени!
Ты нас гуманно мыслить научил, 
Едва ль не первый вспомнил о народе,
Едва ль не первый ты заговорил
О равенстве, о братстве, 
о свободе…

– Да, проникновенный некрасовский гимн святому ремеслу наставника. И если внимательно прислушаться к словам о ваших учителях, они и по сей день со своими заветами в вашей жизни.

– Знаете, когда мой сын учился в швейцарской школе международного бакалавриата, я постоян­но читала учебники по истории на английском языке, по которым он занимался: мне было интересно, как у них преподают этот предмет. Меня поразило интервью канцлера Бисмарка. После победы Пруссии над Францией в 1871 году его спросили, кто выиграл войну, видимо, намекая на то, что он скажет: я, или немецкие генералы, или немецкий народ. Но Бисмарк ответил: «Прусский учитель». Своим ответом он подчеркнул исключительную роль учителя в воспитании патриотизма, национальной гордости, уважения к народной истории(цитату выделил Н.Ге).Действительно, немецкая образовательная система была в то время лучшей в Европе.

– Вернемся из позапрошлого столетия в наши дни, в Казахстан. Каков ваш взгляд на современный образовательный процесс в республике? Перемены нужны?

– Непростой вопрос. Мне кажется, недостаточно внимания уделяет­ся образовательной среде, содержанию образования и качественной подготовке учителей. Надо отметить, профессия учителя сегодня не престижна. Даже те молодые люди, которые окончили педагогические вузы, не идут работать в школы. К сожалению, образование все больше сводится к контролю. Мне думается, что надо больше доверять нашим учителям.