Анастасия ХОДЫКИНА.

    В начале этого века южнокорейский продюсер Юн Док Хо предпринял поездку по республикам бывшего СССР. В среде советских соплеменников он нашел немало интересных сюжетов. Но настоящая удача улыбнулась ему в Кыргызстане.

    У   него перехватило дух, когда он узнал, что в столице молодой независимой страны живут потомки великого патриота Кореи начала ХХ века Ванг Сан Хо Ви, в частности, его внуки Георгий и Владислав Хегай. Юн Док Хо немедленно снял о них фильм, который на ура был показан в Стране утренней свежести по каналу NBC. Вскоре тамошнее Министерство патриотов и ветеранов (есть, оказывается, в Республике Корея такое) пригласило героев передачи посетить историческую родину.

— От отца мы слышали, что наш дед был легендарной личностью. Но историю предков знали, признаться, плохо. Как, впрочем, и все советские корейцы. Для нас это было типично: помнить о том, кто мы и откуда, тем более иметь близких родственников за границей до конца 50-х годов прошлого века было чревато неприятностями. И, оберегая нас, родители очень скупо вспоминали о былом, — рассказывает Владислав Гукович.

К счастью, времена изменились. И вот сыновьям представилась возможность увидеть страну, где родились и выросли их отец и мать, побывать в деревне Лин Ым волости Куми провинции Северная Кенсандо, где в апреле 1855 года в семье потомственных дворян родился четвертый, самый младший сын Хо Ви.

Воспитывался он преимущественно в домашних условиях. В формировании его знаний и мировоззрения активное участие принимал старший брат Хо Гун, который стал крупным ученым, известным под псевдонимом Бансан. Хо Ви тоже отличался прилежностью, старательно изучал конфуцианских классиков, военное дело, астрономию, математику, осваивал современные знания, нужные, по его мнению, для просвещения народа и осуществления реформ. Весной 1899 года он был принят на государственную службу, где занимал ряд высоких постов: профессора Конфуцианской академии, члена Государственного совета, верховного судьи, главы императорской канцелярии — по сути второго лица после императора.

Но судьба распорядилась так, что главным делом его жизни стала борьба против японских колонизаторов. Перед лицом смертельной опасности, в которой оказалась страна, Хо Ви и его сподвижники распространяли прокламации, призывая население к активному сопротивлению. В них говорилось: «Пусть Корея слаба, но если двадцатимиллионное население, охваченное единым порывом возмущения и сознанием своей правоты, будет добиваться лучшей жизни на земле, предпочтет спасение грозящей гибели, то как можно измерить, кто сильнее и кто слабее? Даже при нехватке духовных и физических сил не лучше ли подняться на борьбу, чем ожидать смерти со связанными руками и ждать гибели с опущенной головой? Нужно объединить свои силы, чтобы сохранить Отечество и спасти наши души».

Вскоре Хо Ви был арестован. После тщетных попыток склонить к измене японцы сослали его в далекий уезд Чире. Там в ноябре 1905 года он получил трагическое известие о подписании навязанного Договора о покровительстве и так называемого Договора семи статей, согласно которым агрессор получал право контроля над всеми действиями корейского правительства, в том числе над дипломатическими отношениями с другими государствами, для чего учреждалось японское генеральное резидентство. Над Кореей фактически установилось японское правление. А 1 августа 1907 года было объявлено о роспуске корейской армии.

Наступила пора решительных действий. Восставали батальоны сеульской армии, Хо Ви начал собирать отряды на окраинах столицы. К декабрю 1907 года в них насчитывалось несколько тысяч человек. Вскоре было создано единое командование всех тринадцати провинций Кореи. Главнокомандующим был избран Ли Ин Нен, а начальником штаба — Ванг Сан Хо Ви. Однако планы по освобождению от врага не удалось реализовать. Авангардный отряд, возглавляемый Хо Ви, двинулся к Сеулу, но натолкнулся на засаду японских войск, значительно превосходящих по силам, и был рассеян.

Неудача не остановила патриота. Он по-прежнему вынашивал планы изгнания оккупантов с родной земли. Но японским полицейским удалось схватить его. 1 июля 1908 года он был заключен в сеульскую тюрьму. На судебном процессе Хо Ви заявил, что не будет отвечать на вопросы японского суда, ибо не может быть судим им. 18 сентября 1908 года он был приговорен к смертной казни через повешение. Через три дня судебный вердикт привели в исполнение. После этого последовали казни других лидеров освободительной борьбы.

Спустя полвека Республика Корея, обретшая свободу и независимость, воздала должное патриотам. Учредив орден «За заслуги перед Отечеством», правительство решило сделать кавалером номер один этой высшей награды Ванг Сан Хо Ви посмертно. Его именем назвали один из центральных проспектов Сеула, простирающийся от Восточных ворот к центру города. (Именно оттуда началось антияпонское выступление, руководимое Хо Ви.) В столичном Мемориальном комплексе освободительного движения Кореи есть специальная экспозиция, посвященная Хо Ви и его сподвижникам. В центральном парке Дарсон Гонгвон города Тэгу, у его могилы на горе Чонан и в административном центре Куми ему установлены памятники. А в родной деревне Лин Ым у начальной школы имени Хо Ви, в бамбуковой роще, существовавшей еще при жизни героя, строится музей.

Такова вкратце героическая часть биографии Ванг Сан Хо Ви. Однако нельзя не сказать и о семейной, так сказать, «генеалогической» части, которая имеет достойное продолжение во многих странах, в том числе и в Кыргызстане.

— У нашего деда Ванг Сан Хо Ви, — рассказывает Георгий Гукович, — было четверо сыновей. Старший, Хо Хак тоже участвовал в партизанском освободительном движении Кореи и ныне почитается как национальный герой. В начале 20-х годов он вынужден был вместе с младшим братом Хо Гуком перебраться в Россию. Два других сына Хо Ём и Хо Джун остались в Китае, но после освобождения Кореи в 1945 году вернулись на родину. Один из сыновей Хо Джуна Хо Ун Пэ, учившийся в Москве, принял решение остаться там навсегда. В течение многих лет он занимался литературным творчеством, научной и педагогической деятельностью. Впоследствии стал видным общественным деятелем, выступал зачинателем движения за национально-культурное возрождение советских корейцев. Был учредителем и президентом Московского международного (корейского) университета, издателем газеты «Коре Ильбо», выходящей в Алматы. Указом президента Республики Корея «за большой вклад в возрождение корейской нации, упрочение корейско-российской дружбы и сотрудничества» Хо Ун Пэ был награжден орденом «Процветание».

— Наш отец Хо Гук, четвертый сын Хо Ви из тех, кто под давлением японской агрессии эмигрировал сначала на север Китая в Маньчжурию, затем на Дальний Восток и кого советское правительство в 1937 году переселило в Среднюю Азию. У него было восемь детей. Я родился в Казахстане, а младший брат Владислав — в Узбекистане, в 60-е годы в поисках лучшей доли родители переехали в Кыргызстан, — продолжил рассказ Георгий. — Владислав получил диплом о высшем образовании по специальности морская геология в Одессе, но всю жизнь проработал в Чаткальской экспедиции в Управлении геологии Киргизской ССР. Надо сказать, что после визита в Корею он нашел там инвесторов в нашу горнодобывающую промышленность. Работает с ними второй год. А я по специальности инженер-электрик, окончил Фрунзенский политехнический институт, сейчас на пенсии.

Семьи Георгия и Владислава представляют династию в Кыргызстане. Другие братья, сестры и их дети живут в Узбекистане, России, Америке, Корее. Большинство их имеют высшее образование, все занимают достойное место в обществе.

…Порой в жизни человека случаются судьбоносные события, которые кардинально меняют его жизнь. Такая встреча помогла двум корейским семьям обрести родственников. Ведь любой народ должен жить в единстве.

Анастасия ХОДЫКИНА.