Краткие сведения о Корее

Ли Григорий Николаевич

Корейский полуостров расположен в северо-восточной части азиатского континента. Протяженность с севера на юг составляет примерно 1000 км, граничит с Китаем и Россией , 70 % страны составляют горы и холмы. С 1948 г. страна разделена на две части: КНДР на севере и Республику Корея на юге. Население обеих стран составляет примерно 70 млн. человек. Сюда можно добавить около 5 млн. этнических корейцев, живущих за пределами этих стран.

Самой высокой точкой является гора Пэктусан с потухшим вулканом на ее вершине и кратерным озером Чхонжи. Ее высота составляет 2744 км. Самые протяженные по длине реки Амнокан (790 км), Туманган (521 км), Нактонган (525 км) и Ханган (514 км). За начало корейской истории часто берут 2333 г. до н.э., когда согласно мифу, король Тангун, будучи сыном небожителя и женщины из племени медведицы, основал государство «Чосон» (Страну утренней свежести). Миф повествует о том, как сын небесного правителя Хванина (Ханыля) Хванун сошел вместе с тремя тысячами слуг на гору Тэбоксан и построил там «Обитель бога».

Он обучил людей 360 полезным знаниям и занятиям. В ту пору на горе жили медведица и тигр, они очень хотели превратиться в людей. Хванун сказал им, что если они проведут 100 дней в темной пещере, питаясь только чесноком и полынью, то они превратятся в людей. Тигр не смог выдержать испытание, а медведица выдержала и на 21 день превратилась в прекрасную женщину. Женщина-медведь вышла замуж за Хвануна и родила ему сына по имени Тангун, который в 2333 г. до н.э. основал в Пхеньяне королевство Чосон (надо сказать, что существует несколько версий легенды происхождения Тангуна) [12]. Тангун считается мифическим родоначальником корейцев. 3 октября, когда согласно легенде, он основал государство, считается Днем образования Кореи, который ныне широко отмечается.

Основными религиями в Корее считаются шаманизмбуддизм и конфуцианство. Все эти религии до сих пор играют огромную роль в жизни каждого корейца, несмотря на распространение христианства. В последние годы наблюдается возрождение буддизма. Рассмотрим вкратце эти религии и религиозные течения, распространенные сегодня в республике Корее. В КНДР, в настоящее время коммунистическая идеология.

Шаманизм. Он проповедует зависимость людей от сил природы, духов. Носителями знаний по обычаям, обрядам в каждой деревне были люди, которых называли » муданами» (4Ы). Шаманы являлись посредниками между людьми и духами. Через шаманов, через их танцы, песни, пляски и молитвы люди просили о хорошем урожае, погоде, о здоровье и т.д. И сегодня в наших обрядах сохранились элементы шаманизма. В основном в роли шаманов выступали женщины [12].

Буддизм. Он проповедует личное освобождение путем уничтожения мирских желаний и потребностей. Конечной целью является погружение в нирвану, достижение просветления. Буддизм вначале состоял из ряда правил, процедур, позволявших избежать страдания души и правильно жить в согласии с собой и с природой.

Конфуцианство. Оно возникло из учения китайского мудреца по имени Конфуций, в Корее он более известен под именем Кончжа, жившего в VI в. до н.э. Он, как считают китайцы, создал идеальную нравственно-этическую систему гармонического единства взаимоотношений в семье и государстве. В основном это была система субординаций:подчинение сына отцу, жены мужу, поданных государству. Она внушала сыновнюю почтительностьпочитание предков и верность друзьям. Большое внимание уделялось этикету, ритуалу и церемониям. Ученость и эстетическое воспитание рассматривались как необходимые качества для тех, кто занимал руководящие должности и государственные посты. В самой Корее рассматривается шире, как «религиозное учение о морали — югё — P». Начиная с XV в. и до настоящего времени, оно фактически было официальной религией Кореи.

Христианство. Оно стало проникать в Корею в XVIII в. через миссионеров, и постепенно заняло ведущее место среди других религий. Сегодня, примерно половина страны, имеется в виду республика Корея, не исповедует никакой веры. Оставшаяся половина состоит из буддистов и христиан, в свою очередь, из этой половинки христиане составляют примерно половину. Со времен Корейской войны число верующих протестантов необычайно выросло, сегодня протестантская церковь в Корее насчитывает 70 направлений. В 1985 г. исполнилось 100 лет со дня проникновения протестантства в Корею. Сегодня и корейцы СНГ также начали принимать христианство под влиянием многочисленных миссионеров, как и Кореи, так и из США, в основном это протестанты.

Мусульманство. Первыми корейцами, приобщившимися к исламу в наше время, стали переселенцы в Манчжурию в начале XX в., в период японского колониального господства. Несколько новообращенных возвратились в Корею после Второй мировой войны, но им негде было отправлять богослужения, до тех пор пока во время Корейской войны в составе сил ООН в страну не вошли турецкие войска и не разрешили корейским мусульманам молиться вместе с ними. Первая корейская исламская служба была совершена в сентябре 1955 г., вслед за чем последовало избрание первого корейского имама. В 1967 г. Корейское исламское общество было расширено и реорганизовано, превратившись в Корейскую мусульманскую федерацию, а в 1976 г. в Сеуле была освящена главная мечеть страны. Сегодня в Корее насчитывается свыше 20 тысяч мусульман.

Другие религии. В Корее существует более 240 так называемых » новых религий«. Большинство этих современных течений, чьи последователи насчитывают от 600 тысяч до нескольких десятков человек, отличает синкретизм, т.е. сочетание элементов разных религий; в основе их лежит поклонение своему божественному учителю или спасителю, посланному с небес для спасения человечества. В большинстве своем эти религиозные течения сочетают конфуцианскую этику, буддийские обряды и даосские методы духовной практики.

Самым значительным из всех этих движений, несомненно, является Чхондогё (®дP), или » Религия Небесного Пути«, которая служит своего рода теоретической основой для всех остальных течений. Эта откровенно националистическая религия зародилась в 60-х гг. прошлого века как общественное и теологическое движение, направленное против коррупции и посягательств иностранных государств на независимость Кореи. В то время оно называлось Тонхак (ыY), или » Восточное учение«, в противоположность Сохак (Y) » Западному учению«, т.е. католицизму. В начале 90-х гг. это движение переросло в крестьянскую революцию и позднее стало называться Чхондоге. Крупные религиозные деятели этого движения сыграли важную роль в антияпонских выступлениях в период колониального гнета [22].