Наблюдая за поведением близко знакомых мне людей и, прежде всего за своим, я заметил, что сознание человека находится в динамике и переходит из одного состояния в другое.
В младенчестве и детстве, наше сознание ничем не отличается от сознания тех же обезьян, от которых, говорят, мы произошли. Оно ( сознание) наблюдая за тем, как все услужливо бегают вокруг него, быстро понимает, что всё в этом мире крутится вокруг него и даже пытается управлять этим процессом.
Не будет преувеличением, если для ребёнка этот первый период жизни назвать абсолютно потребительским, без особых обязательств, где ему остаётся только брать и пользоваться.
В одних семьях он затягивается, в других, может быть прерван правильным отношением родителей к воспитанию ребёнка.
Второй период – воспитательно – познавательно – образовательный. Он начинается дома и продолжается во всех образовательных учреждениях, от дошкольных до ВУЗовских.
В ходе этого периода мы вырастим или образованного потребителя с выраженными «хватательными» навыками, или образованного потребителя и патриота своей семьи, своей нации и государства.
Второй период является определяющим для формирования сознания и мировоззрения человека.
Принципиально важно, чтобы представитель каждого этноса плотно приобщался к своей культуре и знал его основные элементы и в первую очередь родной язык и историю.
Для меня таким примером была семья моего друга- Ерсултана, с которым я учился в русскоязычной школе. Его отец установил строгое правило – дома говорить только на родном. В итоге, все его дети прекрасно говорят на русском и казахском языках. Сам Ерсултан самостоятельно выучил ещё и французский. Его дочь – Гаухар, училась в казахской школе, в совершенстве владеет ещё и русским, английским языками, и, насколько я знаю, дополнительно осваивает ещё один из европейских языков.
Я хочу сказать, что проблема сохранения родного языка, в нашем случае, была, есть и всегда будет являться семейной проблемой. Другой вопрос, кто и как к этому будет относиться.
Практика показывает, что без выработки строгой стратегии сохранения родного языка, длительная жизнь в атмосфере других языков общения, обязательно приводит к его вытеснению.
Следующий период – семейно-служебно-потребительский. Он сопряжён с созданием семьи и вытекающими из этого факта новыми обязательствами
В наше непростое время большинство родителей превращаются в активных добытчиков материальных благ и часто делают это вместе со своими детьми.
Зарабатывание денег, если оно проходит успешно, сильно затягивает и его очень сложно остановить.
Активное развитие сознания большинства населения останавливается на этом уровне и это уже благо.
Для более 95 % постсоветских граждан этот этап жизни является последним, после которого наступает самый нежеланный период жизни- старость.
Если три предыдущих этапа были пройдены с умом, старость может быть спокойной и возможно, обеспеченной. Но …
Если на всех этапах жизни от рождения и до заслуженной старости, вся деятельность гражданина будет крутиться вокруг материального самообеспечения, то не произойдёт ли принижение высших человеческих ценностей?
Для того, чтобы их выделить, необходимо оглянуться в историю своего народа или государства. Ведь только с отдалённого временного расстояния можно дать объективную оценку настоящим ценностям, не боясь гнева нынешних и недавно ушедших кумиров.
Обесценивание высших духовных ценностей, является основной причиной коррупционных преступлений и беспредела совершаемых в обществе любой страны.
Человек, для которого главными ценностями являются только семья и материальное благополучие, а интересы нации и государства отодвигаются в сторону, реально способен «кинуть» и нацию и государство. Опасен не только он, но и все члены его семьи, которые были выращены на его морально-нравственных семенах.
Прекрасно, что сегодня в Казахстане поднимают проблему воспитания казахстанского патриотизма, правильно рассчитывая, что решение многих узловых проблем государства нужно искать в этом направлении.