ОТ АВТОРА

Ли Григорий Николаевич

Несмотря на всю динамичность нашего современного мира: полеты к другим планетам, раскрытие генома человека, проникновение в тайны мирозданияоткрытие паралелльных миров, каждый из нас живет в реальном мире обычаев и обрядов, которые мы соблюдаем независимо от того, какого уровня знания и культуры мы достигли. Ведь в них сосредоточена 5000-летняя мудрость наших предков. Сегодня, даже самые ярые атеисты, к коим еще недавно относил и себя, не могут не признать «разумное» устройство Вселенной, окружающего мира.

Знание об исполнении обрядов и соблюдении обычаев передавалось из поколения в поколение. Сегодня, иногда, мы уже не в силах объяснить те или иные детали обычаев и обрядов. С течением времени детали исполнения обрядов менялись, но оставалась их суть, их дух. Миграция людей, изменение среды обитания, быта, современные средства общения, передвижения, проживания изменили и меняют на наших глазах детали многих обычаев и обрядов. Появляются новые обычаи и обряды, а не соблюдаемые отбрасываются.

Например, по старинному обычаю, невеста c женихом должна на следующий день после свадьбы идти в дом своих родителей с мужем. Сегодня, когда невеста может быть из другого города, другой страны, а завтра с другой планеты, естественно выполнить это требование невозможно. В таких случаях, она едет к своим родителям не на следующий день или на третий, как требует того обычай, а когда сможет, но как можно скорее. Потихоньку отмирает обычай «сэмир«. Он предполагал, что на третий день после свадьбы родители мужа едут знакомиться с родственниками невесты. Или, к примеру, по старинному обычаю, если человек умер не дома, то его надо вносить головой вперед через окно, а затем выносить его через окно для захоронения. Вы представляете выполнение этого обряда, если он живет на 24 этаже высотного дома? Сама жизнь порой жестко вносит коррективы в детали исполнения обрядов. Хотя детали меняются, главное, остается соблюдение обычаев и обрядов, сохранения его духа, чувство принадлежности к своему народу, этносу.

У корейцев принято хоронить как можно выше в горах, кстати, отсюда и название корейских кладбищ, » сан — № — гора». Это часто объясняют тем, чтобы душа его сократила путь на Небо. Но обстоятельства сложились так, что после 1937 года, хоронить в горах стало невозможным. Мы же по привычке называем наши кладбища сан. Корейцы, как и многие другие народы в мире, верят в бессмертие души, в жизнь после смерти. Эта вера пришла к нам из шаманизма и буддизма, а позднее нашла подтверждение в христианстве и исламе.

В этой статье читатель получит представление об обычаях и обрядах корейцев, проживающих на территории ныне не существующего государства СССР. Он узнает, как они соблюдаются и выполняются. И что необходимо для выполнения того или иного обычая, обряда? Почему я делаю упор на этом? Потому, что мы, корейцы СНГ, уже давно не соблюдаем многие обычаи и обряды, которые пока еще соблюдаются в КНДР и Республике Корея, например, чаре­— поминовение предков в день сольлар или себэ — поклон старшим в первый день Нового года по лунному календарю после исполнения церемонии чаре. В ней идет речь лишь о тех обычаях и обрядах, которые мы , пока еще соблюдаем. Возможность и желание соблюдать обычаи и обряды нашего народа — одна из немногих для нас возможностей чувствовать себя, корейцами. В противном случае о том, что мы корейцы, как часто шутят мои друзья, можно будет узнать лишь по паби, чимчи и дяю на столе.

Конечно, за 140 лет с момента проживания в России, Узбекистане, Казахстане и странах СНГ, многие обычаи и обряды видоизменились и упростились. Кроме того, на них оказала влияние русская культура и культура тех народов, среди которых жили корейцы. Многие корейцы приняли крещение, что тоже повлекло к изменению. Например, крещеные кореянки из села Благословенное, как рассказала мне Нели Пак, в день траура надевают черные платки, а не белые, как общепринято…. Возможно, понимание тех или иных обычаев и обрядов и их исполнение на местах вашего проживания будут немного отличаться от описаний, приведенных в книге. Что ж, это естественно. Необходимо всегда помнить, что обычаи и обряды — это не таблица умножения, где всё однозначно. Буду рад любому дополнению к описаниям обрядов и обычаев корейцев СНГ. Надеюсь, что статья принесет пользу молодым корейцам, а людям старшего поколения напомнит их молодые годы и предстоящей жизни на Небе. Хочется искренне поблагодарить Мастера Рейки Цой Эдуарда и его семью за поддержку во время проживания в Москве, знатоков обычаев и обрядов Ли Константина Кунбяговича (1928 г.р.) из колхоза «Правда», Цой Григория Алексеевича (1917 г.р.), Ли Николая Кунсамовича (1929 г.р.), академика РАЕН проф. Югай Герасима Андреевича за моральную поддержку и одобрение, академика РАЕН, д.ист.н. Джарылгасинову Розу Шотаевну. Их замечания и советы способствовали улучшению содержания статьи.

Прежде всего, автор хотел обратить внимание на некоторые детали исполнения корейских обычаев и обрядов в наше время, выполняемых в СНГ, ставших в силу объективных причин упрощенными и видоизменными. В статье сделана попытка систематизировать обычаи и обряды, соблюдаемые корейцами стран СНГ. Тем, кто хочет знать, как и какие обычаи, обряды соблюдались в прошлом, могу посоветовать обратить внимание на книги [1,2,6,8,14,22]. Тем же, кто интересуется, как они соблюдаются в настоящее время на исторической родине, могут почитать книги современных авторов [3] и [21]. Они интересно и популярно описывают современное состояние соблюдения обычаев и обрядов в традиционной Корее.