МИРОВАЯ ОБЩНОСТЬ КОРЕЙЦЕВ: УТОПИЯ ИЛИ ВОЗМОЖНОСТЬ?

 

 

В истории человечества остались древние империи, объединявшие сотни разных племен и колониальные империи европейских держав, включавшие в себя обширные территории Азии, Африки и Латинской Америки. В новейший период мировой истории две супердержавы Советский Союз и Соединенные Штаты Америки пытались создать свои новые общности людей. Советский народ и американская нация при всем своем различии имели одну общую цель – формирование надэтнической метанации – единого народа, имеющего разное расовое, генетическое и цивилизационное происхождение.

Существуют две диаметрально противоположные точки зрения о метанации как надэтнической общности. Первая –отрицает таковую, приводя в пример неудавшуюся попытку формирования советского народа, который декларировался как надэтническое образование и новая единая совокупность всех народов Советского Союза. Про-возглашенная единая американская нация, объединяющая иммигрантов из разных стран мира одним общим критерием – гражданство США, имеет множество названий-сравнений: «лоскутное одеяло», «миска салата», которые явно указывают на то, что «американский плавильный котел» не смог выварить однородную мета-нацию.

Согласно второй точке зрения в мире идет процесс формирования и развития метанаций: американской, китайской, русской (российской), корейской и т.п. Если с первыми тремя речь идет о надэтнической общности, то в случае с Кореей – о моноэтнической общности, объединяющей корейцев Севера и Юга Корейского полуострова и всех зарубежных корейцев. Такая моноэтническая метанация имеет, по всей видимости, больше шансов на существование.

На нашей планете проживают около 6 тысяч этносов. Все народы и нации современного мира можно условно поделить на численно крупные, средние и малые. К какой из этих трех групп относятся корейцы? Казалось, из-за малой территории Корейского полуострова, сложно предполагать, что корейский эт-нос относится к численно великим. Но статистика – железный аргумент, со-гласно которому корейцы входят в двадцатку крупнейших этносов мира поло-вину которых составляют азиаты, и только четыре европейские нации вошли в этот список.

Если обратить внимание на географию расселения, представленную в таблице флагами стран мира, то корейцы и здесь входят в топ-список, а следующая таблица дает более детальное территориальное распределение всей мировой совокупности корейского этноса. Данные таблицы демонстрируют с одной стороны чрезвычайную концентрацию корейцев в Северо-Восточной Азии, где проживают порядка 95% общей численности, а с другой стороны распыленность по всем континентам, регионам и странам.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Видимо по этой причине, российский философ Югай Герасим Андреевич отнес корейцев к так называемым супер-этносам, при этом, не имея ввиду его расовое или этногенетическое превосходство, а его сверхэтнический состав. Суперэ́тнос (лат. super – сверх + греч.

ἔθνος – народ) в пассионарной теории этногенеза российского ученого-мыслителя Льва Гумилева – этническая система, высшее звено этнической иерархии, состоящая из нескольких этносов, возникших одновременно в одном ландшафтном регионе, взаимосвязанных экономическим, идеологическим и политическим общением, и проявляющиеся в истории как мозаичная целостность. В действительности корейский этнос состоит из двух наций – граждан Северной и Южной Кореи, и зарубежных корейцев, которых некоторые исследователи от-носят к так называемой «Третьей Корее». Поэтому Г.А. Югай принимая суперэтнос как «со-юз народов или этносов», приводит пример корейцев: «Да и одна нация, например, корейская, раздробилась на множество субэтносов как на Корейском полуострове, так и на диас-поры, расселившиеся по всему миру. Корейцы уже давно перестали быть одной нацией».

В современном мире происходит противоборство двух тенденций: с одной стороны – движения наций к независимости, созданию или сохранению национальных государств, а с другой – стремление к образованию крупных полиэтнических общностей, к формированию мощных супернаций. Поэтому с одной стороны на карте мира на месте рухнувшего Советского Союза и стран Восточного блока появились около двух десятков новых государств, а с другой происходит концентрация мощи супердержав и таких наднациональных альянсов стран как Европейский Союз, АСЕАН или БРИКС.

Появилась еще одна тенденция, имеющая целью создание супернаций на религиозной основе, к примеру, в мусульманском мире идет движение за создание «единого исламского государства» или «нового арабского халифата».

На Корейском полуострове наиболее ярко проявляются первые две тенденции, с одной стороны – сохранение двух национальных государств с различным общественно-политическим и экономическим строем, с другой стороны – мечты и планы объединения страны, причем Единую Корею хотят как в Пхеньяне, так и Сеуле. Правда она видится южнее и севернее 38-ой параллели разной и сама концепция объединения тоже далека от консенсуса.

Но, как уже многократно и постоянно утверждалось мною в предыдущей рубрике – объединение Кореи неизбежно. Оно неизбежно, если мы будем мерить время не пятилетками или десятилетиями, а иными категориями. В случае объединения Севера и Юга, возникнут реальные предпосылки для единения всех корейцев в мире и формирования корейской мета-нации.

доктор исторических наук Герман Николаевич Ким, профессор кафедры истории,
Университета Конгук (Сеул)
Директор центра корееведения КазНУ им. аль-Фараби