Первое марта 1919 года. В одном из парков Сеула открылся большой митинг учащейся молодежи города. Цель митинга – возвестить миру о независимости государства Корея. Текст Манифеста был составлен и подписан 33 представителями национального движения, которые обещали возглавить этот митинг, но не явились на него: они в это время заседали в ресторане, где торжественно прочитали тот же Манифест. По окончании заседания они сами сообщили о нём в японское генерал-губернаторство и сдались японской жандармерии.
Участники митинга в парке, не дождавшись прихода 33 лидеров, зачитали весь текст Манифеста и вышли на улицы города, размахивая флагом «тхэгыкын» (с 1883 г. он стал флагом Республики Кореи)1, распевая песню восставшего народа:
Вставай, двадцатимиллионный народ,
Вставай и бери винтовку, шпагу.
Потерянную Родину и свободу
Из рук врагов кровью верни.
Так начиналось «Докнип ундон» («Восстание за независимость»), которое за считанные дни стало общенациональным движением. Митинговое выступление учащейся молодежи, подталкиваемое представителями патриотически настроенной интеллигенции, послужило началом для массового выступления крестьян, рабочих, других слоёв корейского населения. Мирное выступление переросло в массовое вооружённое выступление. Подверглись разгрому местные органы власти, управляемые японцами. Поднялись самые низовые слои населения: торговцы, мясники, гейши. Закрылись магазины, рабочие и служащие заводов и фабрик прекратили работу.
С марта по май 1919 г. произошло более полутора тысяч таких организованных выступлений, в которых участвовали более двух миллионов жителей свыше 200 уездных городов-гунов. Японские колонизаторы жестоко подавляли восставших. По официальным данным японских властей, в течение марта-апреля 1919 г. было убито более семи с половиной тысяч человек, ранено более шести тысяч, арестовано более 46 тысяч. Японцы закрыли 49 корейских школ и церквей, сожгли 715 жилых домов. Подчёркиваю: это только по японской статистике. С апреля 1919 г. восстание стало затухать. Сказалась слабость самого восстания, особенно его организации. Однако протест учащихся, всех горожан, открытые выступления крестьян и рабочих продолжались и в 1920 г.
Историческое значение Первомартовского движения определяется многими особенностями. Но прежде всего тем, что:
1. Соглашательская мирная борьба корейского народа за свою самостоятельность исчерпала себя. Наступил новый период – период вооружённой борьбы с захватчиками-колонизаторами. Этико-политические призывы, преклонение перед державами – тоабизм, садэдюй, китаефильство, японофильство, русофильство, американофильство и тому подобное преклонение перед сильными державами – это не путь к достижению национальной самостоятельности. Это вовсе не противоречит принципу мирного сосуществования разных народов и государств. Таков главный урок Первомартовского движения.
2. Чистота национальной идеологии корейского народа и его бойцовский характер остро нуждаются в научной разработке, как и вся история корейского народа (от Дангун Дё Сона – до наших дней). Народ, плохо и искажённо знающий свою историю, как полуправду, может быть трудолюбивым, но такой народ ненадежен, легко поддаётся чужому влиянию. Таков идейный урок Первомартовского движения.
3. История распорядилась так: Корею освободили от японцев две державы – СССР и США, разделив её между собой по 38-й параллели. Это воспалённый азиатский «аппендикс» холодной войны.
На Юге господствуют экономически сильные, но политически разнопартийные новые янбаны; на Севере, наоборот, господствуют дуче-партократы, но экономически обречённые голодранцы, подобные средневековым янбанам. Но я верю: пробьёт час демократического объединения Кореи. Пока что за барские капризы мировых держав расплачивается корейский народ.
Мы, корейцы Казахстана, чествуем 80-летие Первомартовского движения в условиях стабильности. Это стало возможно благодаря укреплению дружбы между Республикой Казахстан и Республикой Кореей. Мы благодарны Республике Корее, приславшей к нам своих представителей это и посольство, и корейский центр просвещения.
В знаменательный день 80-летия Первомартовского восстания с чувством гордости отмечаем, что корейцы Казахстана –это потомки Хон Бом До, Ли Дон Хви, Ге Бон У, Хван Ун Дена, Павла Филипповича Ни и других сотен и тысяч патриотов, положивших свои жизни на алтарь национально-освободительного движения корейского народа, начавшегося 1 марта 1919 г.