Первое марта 1919 года. В одном из парков Сеула открылся боль­шой митинг учащейся молодежи города. Цель митинга – возвестить миру о независимости госу­дарства Корея. Текст Манифеста был составлен и подписан 33 пред­ставителями национального движе­ния, которые обещали возглавить этот митинг, но не явились на него: они в это время заседали в рес­торане, где торже­ственно прочитали тот же Манифест. По окончании заседания они сами со­общили о нём в японское генерал-губернаторство и сдались японской жандармерии.

Участники митинга в парке, не дождавшись прихода 33 лиде­ров, зачитали весь текст Манифе­ста и вышли на улицы города, размахивая флагом «тхэгыкын» (с 1883 г. он стал флагом Республики Кореи)1, распевая песню восставшего народа:

 

Вставай, двадцатимиллионный народ,

Вставай и бери винтовку, шпагу.

Потерянную Родину и свободу

Из рук врагов кровью верни.

 

Так начиналось «Докнип ундон» («Восстание за независимость»), которое за считанные дни стало об­щенациональным движением. Ми­тинговое выступление учащейся молодежи, подталкиваемое пред­ставителями патриотически настроенной интеллигенции, послу­жило началом для массового выс­тупления крестьян, рабочих, дру­гих слоёв корейского населения. Мирное выступление переросло в массовое вооружённое выступление. Подверглись разгрому местные органы власти, управляемые японцами. Поднялись самые низовые слои населения: торговцы, мясники, гейши. Зак­рылись магазины, рабочие и слу­жащие заводов и фабрик прекратили работу.

С марта по май 1919 г. произошло более полутора тысяч таких организованных выступлений, в ко­торых участвовали более двух мил­лионов жителей свыше 200 уездных городов-гунов. Японские колониза­торы жестоко подавляли восставших. По официальным данным японских властей, в течение марта-апреля 1919 г. было убито более семи с половиной тысяч человек, ранено более шести тысяч, аре­стовано более 46 тысяч. Японцы закрыли 49 корейских школ и церк­вей, сожгли 715 жилых домов. Подчёркиваю: это только по японс­кой статистике. С апреля 1919 г. восстание стало затухать. Сказалась слабость самого восстания, особен­но его организации. Однако протест учащихся, всех горожан, откры­тые выступления крестьян и рабочих продолжались и в 1920 г.

Историческое значение Перво­мартовского движения определяется многими особенностями. Но прежде всего тем, что:

1. Соглашательская мирная борь­ба корейского народа за свою самостоятельность исчерпала себя. Наступил новый период – период вооружённой борьбы с захватчиками-колонизаторами. Этико-политические призывы, преклонение пе­ред державами – тоабизм, садэдюй, китаефильство, японофильство, русофильство, американофильство и тому подобное преклонение перед сильными державами – это не путь к достижению национальной само­стоятельности. Это вовсе не проти­воречит принципу мирного сосуще­ствования разных народов и госу­дарств. Таков главный урок Перво­мартовского движения.

2. Чистота национальной идео­логии корейского народа и его бойцовский характер остро нуждаются в научной разработке, как и вся история корейского народа (от Дангун Дё Сона – до наших дней). Народ, плохо и искажённо знающий свою исто­рию, как полуправду, может быть трудолюбивым, но такой народ не­надежен, легко поддаётся чужому влиянию. Таков идейный урок Пер­вомартовского движения.

3. История распорядилась так: Корею освободили от японцев две державы – СССР и США, разделив её между собой по 38-й параллели. Это воспалённый азиатский «аппендикс» холодной войны.

На Юге господствуют экономически сильные, но политически разнопартийные новые янбаны; на Севере, наоборот, господствуют дуче-партократы, но экономически обречённые голодранцы, подобные средневековым янбанам. Но я верю: пробьёт час демократического объединения Кореи. Пока что за барские капризы мировых держав расплачивается корейский народ.

Мы, корейцы Казахстана, чествуем 80-летие Первомартовского движения в условиях стабильности. Это стало возможно благодаря укреплению дружбы между Республикой Казахстан и Республикой Кореей. Мы благодарны Республике Корее, приславшей к нам своих представителей  это и посольство, и корейский центр просвещения.

В знаменательный день 80-летия Первомартовского восстания с чувством гордости отмечаем, что корейцы Казахстана –это потомки Хон Бом До, Ли Дон Хви, Ге Бон У, Хван Ун Дена, Пав­ла Филипповича Ни и других сотен и тысяч патриотов, положивших свои жизни на алтарь национально-освободительного движения корейс­кого народа, начавшегося 1 марта 1919 г.