Здравствуйте, уважаемые радиослушатели! Вы слушаете передачу «Популярно об истории». У микрофона Кирилл Ермаков. Сегодня мы завершаем цикл передач, посвящённых корейской истории. В нашей последней передаче вы узнаете о Первомартовском движении за независимость, развернувшемся в 1919-м году.
После осуществления аннексии Япония взяла курс на полную японизацию корейского народа. Процессом руководил генерал-губернатор, который сосредоточил в своих руках и законодательную, и исполнительную, и судебную власти. Однако в народе продолжалось сопротивление японским порядкам.
История конца 19 в. – это история империалистических держав, осуществлявших колониальные захваты, – с одной стороны, и закабалённых ими колоний – с другой. Причём единственным государством в Азии, которое сумело само обзавестись колониями и таким образом принять участие в дележе мира, стала Япония. И особенностью положения Кореи было как раз то, что она стала колонией не западной державы, а азиатской.
О типологических чертах японского империализма расскажет сотрудник кафедры медиатехнологий в истории и культуре университета Санмён профессор Чу Чжин О:
Ко времени, когда Япония превратила Корею в колонию, развитие капитализма в ней ещё запаздывало. Целью колониального правления западных держав в то время уже был вывоз ресурсов или применение своим капиталам с помощью косвенного управления. Япония же не обладала достаточной мощью, необходимой для управления Кореей исключительно на основе доминирующего положения в рыночной экономике. В итоге Японии лишь оставалось прибегнуть к прямому управлению своей колонией. Вследствие этого японское колониальное правление отличалось большей жестокостью в сравнении с колониальным правлением других держав.
Деятельность японской администрации по составлению земельного кадастра либо вовсе лишала крестьянские массы земли, либо низводила их до положения мелких собственников. Начавшийся в результате этого отток сельской бедноты в города пополнял ряды зарождающегося корейского пролетариата. А он, в свою очередь, довольствовался менее чем половиной зарплаты, получаемой японскими рабочими, а также испытывал внеэкономическую дискриминацию.
В области культуры проводилась политика искоренения всего корейского. Запрещалось употребление корейского языка, а образование велось по японскому образцу. Делалось это во имя ассимиляции корейского населения.
О том, что в реальности стояло за лозунгом ассимиляции, расскажет профессор Чу Чжин О:
Это означало стремление превратить корейцев в японцев, то есть отказ признавать корейскую культуру и традиции. На словах провозглашалась ассимиляция, на деле же планомерно осуществлялась дискриминация по национальному признаку.
Политика японских колониальных властей встречала противодействие со стороны населения, и несмотря на жёсткий контроль со стороны японцев в стране и за рубежом набирало силу движение за независимость.
Существовало три основных формы этого движения, о которых нам расскажет профессор Чу Чжин О:
Первое направление исходило из того, что превращение Кореи в колонию стало возможно из-за слабости страны в военном отношении. Поэтому была выбрана линия на организацию вооружённых формирований, называвшихся Армией независимости, и обретение независимости путём войны с Японией.
Второе направление основывалось на теории о развитии народных сил и отталкивалось от того, что аннексия произошла из-за недостаточного развития сил народа. Для развития сил предлагалось основывать школы и выращивать людей, способных на борьбу.
Наконец, ещё одно направление выступало за борьбу дипломатическими методами. В качестве довода утверждалось, что как ни развивай силы и ни борись вооружённым путём, избавиться от колониальной зависимости будет трудно. Поэтому предлагалось, задействуя при помощи дипломатии другие державы, повлиять на Японию и оказать на неё давление.
Событием, оказавшим значительное влияние на умонастроения корейцев, стали знаменитые 14 пунктов послания американского президента Вудро Вильсона, направленные Конгрессу в начале 1918-го года, когда первая мировая война близилась к концу. В пятом пункте своего послания он провозглашал право наций на самоопределение и обретение независимости.
Слова Вильсона нашли отклик у корейских студентов, обучавшихся в Японии. 8 февраля 1919-го года около 400 студентов провели собрание, на котором провозгласили Декларацию независимости. Эта акция имела большой общественный резонанс в Корее.
А ещё одним событием, катализировавшим народное выступление, стала смерть вана Кочжона (21 января 1919-го года), которую японцы поначалу скрыли.
У микрофона профессор Чу Чжин О:
Известие было обнародовано не сразу, а один день скрывалось и лишь потом было предано огласке. И опубликовано оно было во внеочередном выпуске неофициальной газеты, что дало повод думать, что за этим стоит заговор. Родился слух, что вана отравили.
Слух об отравлении ещё больше взбудоражил общественное мнение.
И вот настало 1 марта 1919-го года.
В тот день в парке «Пагода», что в центре Сеула, собрался многотысячный митинг. На нём был зачитан новый текст Декларации независимости. Вот что в нём говорилось:
Мы провозглашаем, что Корея – суверенное государство, а корейцы – народ независимой страны. Этим мы доводим до сведения всех народов мира, что идеи равенства рода человеческого священны и отныне и навеки остаётся незыблемым и неприкосновенным право наций на самоопределение.
Собравшийся народ ответил громогласным «ура!».
Изначально движение зародилось в среде корейской интеллигенции; потому и сам текст Декларации независимости отражал чаяния интеллигенции, и методы борьбы отвечали их политическим взглядам и представлениям о ситуации в мире. Корейских интеллигентов окрылили слова Вудро Вильсона о праве наций на самоопределение. Они восприняли это заявление как знак того, что у корейского народа появился шанс обрести независимость. Поэтому лидеры движения выбрали мирный путь борьбы. Это отражалось и в тексте Декларации.
Слово профессору Чу Чжин О:
При составлении текста Декларации независимости за основу брался принцип мирного подхода, избегания крайностей и эмоций. В одностороннем порядке декларировалось право нации на самоопределение и в конечном итоге независимость страны, так как независимость Кореи необходима для мира на Дальнем Востоке».
Однако президент США, говоря о праве наций на самоопределение, имел в виду колонии держав, проигравших в первой мировой войне. К Корее его слова отношения не имели. Этого лидеры Первомартовского движения не учли.
Однако это движение, начавшись с подачи интеллигентов, моментально разнеслось по всей стране и приняло общенародный характер.
Крестьяне громили здания местных администраций, полицейские участки и усадьбы помещиков. Торговцы прекратили торговлю в своих лавках. Рабочие устраивали забастовки.
С комментарием тех событий выступит профессор Чу Чжин О:
Наружу вырвалось то, что многие люди держали в душе. Сначала это замышлялось как мирное движение с интеллигентами во главе, однако этим дело не закончилось. В нём приняли участие крестьяне, рабочие, население в провинции, и движение не могло не принять более активный и ожесточённый характер.
Японцы ответили на это массовыми репрессиями.
Только по официальным данным японской администрации за два месяца волнений было убито 7 тысяч 500 чел., 16 тысяч были ранены и около 46 тысяч были арестованы.
Жестокая расправа, учинённая японскими властями, сделала своё дело – движение пошло на убыль. Однако и до следующего года в Корее не прекращались забастовки рабочих, крестьянские волнения и другие формы протеста.
Итоги Первомартовского движения подведёт профессор Чу Чжин О:
В конечном итоге благодаря этому движению люди обрели веру в свою способность выразить протест системе колониального правления, а само движение обрело самые разнообразные формы.
Первомартовское движение является важной вехой в истории борьбы корейского народа за независимость. Благодаря нему выросло национальное самосознание корейцев. А также в ходе движения в Шанхае было сформировано временное правительство в эмиграции, которое в некотором смысле можно считать прообразом будущего правительства Южной Кореи.
Япония, осознав, что военные методы руководства себя исчерпали, провозгласила так называемую «эру культурного правления»: функции жандармерии передавались обычной полиции, разрешался выпуск газет и журналов на корейском языке.
Разумеется, «культурное правление» было лишь вывеской, за которой по-прежнему скрывался колониальный режим. Принципы и методы колониальной политики оставались прежними. Численность полиции только увеличилась, а пресса на корейском языке зачастую становилась либо рупором японской администрации, либо средством мониторинга общественного мнения и контроля над национально-культурным движением.
Эра японского колониального господства завершилась лишь 15 августа 1945-го года, когда Япония, потерпев поражение во второй мировой войне, заявила о своей капитуляции.
Это был последний выпуск рубрики «Популярно об истории». В нём мы вам рассказали о движении за независимость, начавшемся 1 марта 1919-го года. С вами был Кирилл Ермаков. Спасибо за ваш живой интерес к истории Кореи, который вы проявляли всё это время! Я рад, если наши передачи помогли вам ближе познакомиться с историей этой страны. Надеюсь, вы и впредь будете интересоваться Кореей, её историей и культурой. Всего вам доброго!
Источник: Radio Korea International