фото Пак Ир

24 июля 1993 г.

 Запись этой передачи состоялась в квартире профессора, философа и историка  Петра Александровича Пак Ира, признанного знатока корейской этнографии и фольклора.

И, наверное, не удивительно, что в окружении многостраничных фолиантов, содержащих труды по по истории и культуре Кореи Пётр Александрович — несколько неожиданно для корреспондента радио Ильи Синельникова — запел… Запел о далёкой земле — родине предков… о святыне корейцев -горе Ариран…

 

ПАК ИР: «Ариран»(далее по — корейски) То есть — пятое тысячелетие песни «Ариран» Сеульское издание 88 года. Я её пропою (поёт)

ПАК ИР: (переводит смысл песни) «Горы и реки — край родной. Переходим через холмы Ариран. На холмистых Ариран — 12 вершин. Идут облака и люди, передохнув. Покинувший меня мой возлюбленный — на 10 версте ноги уже не идут. Там, на небесах, мириады звёзд. А про нашу любовь, ой, как много слов!»

 

КОРР: Это народная песня?

 

ПАК ИР: Это один из 30-ти вариантов, которые в каждой провинции Кореи поют на свой лад и в разной тональности. Это просто лирика. Грусть, радость, мечтания… Человек любого возраста при любом настроении эту песню поёт.  У казахов  есть несколько кюев, которые носят универсальный характер. У корейцев это песни «Ариран».

 

КОРР: Вы говорите, что тональность песен носит региональный характер, т.е. в разных местах поют по разному, но текст один?

 

ПАК ИР: Нет. Именно и текст тоже разный. Я Вам пропел текст, который сложился первоначально пять тысяч лет тому назад. Он менялся в зависимости от того в какую эпоху, в какой провинции, в каком слое населения поётся «Ариран». Вот и получилось 30 вариантов.

В северной Корее их около 20 вариантов. В Советском Союзе есть всего 2-3 варианта. А сколько всего вариантов  реально поют советские корейцы — это я точно сказать не могу. Но поют.

 

КОРР: Для наших казахстанских и российских корейцев «Ариран» — это символ далёкой дальневосточной родины. И, наверное, не всякий кореец  у нас знает, где это гора находится. Так она на юге или на севере?

 

ПАК ИР: В Корее есть три места, которые по описанию подпадают под словесно-поэтический и музыкально-песенный образ «Ариран». Одна из них на севере- «Белоголовая вершина». Вторая на юге — «Гора мудрости». По масштабам Кореи — это большая и высокая гора, покрытая вся зеленью. Возведённые на ней буддистские храмы, которых там очень много, до сих пор сохранены или, вернее, восстановлены. Третья гора — Кымгансан («Алмазные горы»). Это три тысячи базальтовых вершин. Трудно сказать, на какая из этих гор является «Ариран»

 

КОРР: Японцы не спорят между собой по поводу горы Фудзи. Фудзи-яма — единая святыня для всего японского народа. Для армян, независимо от того, что гора Арарат сейчас находится  на территории  турецкой республики, она для них  единственная, хотя двухголовая, святыня и символ армянского народа, родины, Айстан (родина армян).

КОРР: А корейцы между собой не спорят, какая гора «ариранистей»

ПАК ИР: Вы за меня ответили. Именно из-за споров возникло такое количество вариантов песни. От себя добавлю только одно. Во время многократных путешествий по Северной и южной Корее некрасивых по пейзажу мест я не видел. Вся страна гористая, а равнинные места обязательно связаны с горами. Каждая община живёт на опредёлённой территории — и, конечно, им хочется, чтобы именно их край   был «Ариран».

 

КОРР: Уважаемый Пётр Александрович, есть ли в Корее символ или природно-географическое место, который бесспорен для всего народа и объединяет вокруг себя всю корейскую нацию, независимо от того, где живут корейцы- на севере, юге или за рубежом. Есть ли такая национальная реликвия?

ПАК ИР: По — корейски это звучит так — Кымгансан. Англичане, русские и японцы переводят его каждый на свой лад. Общий смысл всё-таки такой- «Алмазные горы». На самом деле — там не алмазные, а базальтовые скалы. Изумительные!

 

КОРР: Но народу так хочется, чтобы алмазной гранью сияла вершина.

 

ПАК ИР: И сияют! Они раскинулись на стыке между двумя корейскими государствами где-то в районе 38-й параллели. Они тянутся около 45-ти километров, где базальтовые скалы смыкаются с морем. С одной стороны — бушующие огромные океанические волны бьющиеся об сверкающие скалы, ассоциируются с японским понятием цунами. А с другой стороны эти базальтовые грани, ущелья, утопающие в зелени и цветах, в перемешку с огромным количеством играющих — не просто шумящих — играющих водопадов.

 

КОРР: Красота!.. Пётр Александрович, а скажите, насколько для Кореи  свойственно называть горы, реки, полуострова именам людей — героев, исторических личностей.

 

ПАК ИР: Я говорю — «Алмазные горы» по — корейски Кымгансан. Вот «Кым» — иероглиф, имеющий значения: золото(по фамилии Золотарёв), металл( Железнов). В корейском произношении «Кым» — это «я», т.е.  это царь или король говорят «Кым». И в — третьих — корейская династия во главе с фамилией короля Rsv — это одна  из ведущих династий в истории Кореи.

Сложилось так, что у корейцев всего 260-ти  фамилий ( больше нет). В отличие от русского народа. Каких только фамилий нет у русских- от шуточных, зверей, птиц, гор, европейского происхождения, западноевропейского происхождения, чисто русского происхождения — сколько их! У корейцев только 260 — каждая из них  носит высокосодержательное этимологическое значение.

Кстати, моя фамилия — я вовсе  не собираюсь хвалиться — Пак, да? Это «дерево», но какое дерево? Священное дерево, под которым люди гадают, определяют судьбу каждого. Вот тебе и Пак.

Вы, наверное не раз слышали фамилию Ли. По иероглифу вверху дерево, внизу мужчина. Значит, мудрейший из мудрейших. Вот что означает фамилия Ли. Не просто мудрый — мудрейший из мудрых.

Теперь о фамилии Цой. Мой перевод — «Высоцкий». В одном значении это «воробей» . В другом случае — «вездесущий». В третьем случае -«человек, который никогда не говорит неправду». Поэтому от этого страдает.

Так вот, 260 знаков  -фамилий — все они имеют вот такое полулегендарное, полумифологическое, но высоконравственное, этическое и историческое значение.

 

КОРР: А Хон — фамилия?

 

ПАК ИР: Только точнее — не Хон, а (по-корейский). Есть три разных Хонов.  Три совершено разных иероглифа. Тот Хон, которого Вы имеете в виду, означает «безбрежное».

 

КОРР: А откуда Вы знаете, что я имею в виду?

 

ПАК ИР: А потому что в Советском Союзе только один Хон. А в Корее три Хона! Так вот «наш» Хон — это «безбрежное». «Безбрежное» в том смысле, что вся земля Кореи  ограничена — полуостров, а душа у этого человека, его гуманизм не имеет границ. Человек, который носит фамилию Хон очень гордится и старается оправдать значение своей фамилии.

Кстати, из 260 фамилий наиболее распространённых  — пять. 40 фамилий можно отнести к числу распространенных. Это значит, за вычетом около 45 фамилий из 260-ти  — все остальные редкие, редчайшие.

Хочу сказать, что русские тое очень бережно относятся к своей фамилии. В студенческие годы я учился в Ленинграде (Сан-Петербург) и мне приходилось  видеть спорящих: «Мы — Соколовы, но не такие, как вы! -сибиряки, а мы псковские!» Значит они соблюдают топографическую принадлежность своей фамилии!.. У меня тогда не было возможности вмешиваться в их разговоры, но у корейцев всё так же. В какой-то мере тенденция бережного, уважительного  отношения к фамильной традиции сохранилась и у советских корейцев.

Сейчас большое распространение получают разные религии. С точки зрения европейской этнографии, корейцы не такие уж безбожно атеистический этнос, нет, — у корейцев тоже есть религиозное чувство, но набожности нет.  Их отношение к Богу моно охарактеризовать словами Белинского: » Бог годится молиться, но не годится горшки покрывать».

 

КОРР: Я прошу прощения, Пётр Александрович. Вы по древу корейской генеалогии возноситесь выше кроны — в небеса. Я хочу Вас сейчас опустить по стволу дерева к корням и задать Вам конкретный вопрос: Парень по фамилии Ли может быть женихом девушки-невесты с такой же фамилией?

 

ПАК ИР: В принципе, однофамильцы с обеих сторон могут только в одном случае. Если корневые, т.е. топонимические, т.е. географическое, районное происхождение той или другой фамилии, того или другого рода не совпадают. Если совпадают, то табу. Эта в течение веков исторически сложившаяся регламентация для физиологического, или  прямого оздоровления каждого рода. У всех народов такое табу существует. По прямой линии нельзя.

 

КОРР: Это сама нация оберегает свой генетический фонд?

 

ПАК ИР: Спасибо за точное определение. Это первое. Но может быть так, что у молодых разные фамилии, а одинаковый корень. Получается интересная вещь. Табу распространяется не столько на одинаковые фамилии, сколько на одинаковое место происхождение обеих фамилий. Очевидно, это объясняется тем, что в одной и той же местности разные фамилии с одним корнем образовались, да? Это значит, что  когда-то они были в родственных связях. Чтобы избежать этого, вот такое табу, запрет существует. Вот моё объяснение — ответ на Ваш вопрос.

КОРР: Я думаю, исчерпывающее объяснение.

 

Все встречи с Пак Ир Петром Александровичем вёл журналист Илья Синельников, который на безвозмездной основе предоставил мне эти бесценные тексты, в которых вибрирует дух Патриота и я это чувствую, каждый раз, когда раз за разом их перечитываю.

Мне очень повезло, что Илья Синельников любезно согласился поискать в своих личных архивах материалы репортажей с Учителем Пак Иром. Он их нашёл и мы договорились встретиться.

Я ехал на встречу с ним и думал о том, сколько же мне нужно будет ему заплатить? Мы встретились на улице  перед «Корейским домом». Нужное мне он держал в руках и поздоровавшись сразу начал говорить: «Вы меня просто осчастливили, когда позвонили и сказали, что нашли справочный материал, который я долго собирал и потерял на своём компьютере. Слава Богу, что при нашем прошлом сотрудничестве (издание книги «Жизнь в стране трагического абсурда» ) я его пересылал Вам и он у Вас оказывается сохранился. Для меня это большой подарок. Поэтому будем считать, что мы квиты.»

Оказалось, что Илья Синельников очень плотно общался с Пак Иром, уважал и был его большим поклонником. Он сильно переживал, что не смог проводить Петра Александровича  в последний путь и просил меня узнать место захоронения, чтобы обязательно посетить могилу друга. Я пообещал ему, что обязательно узнаю и сопровожу его.

Он, скорее всего, нуждается в деньгах и, понимая это, я  ещё раз предложил ему деньги. Он встрепенулся и произнёс: «Вы что, хотите меня обидеть? В ходе рабочих встреч мы с ним очень хорошо подружились. Я рад, что эти материалы пригодились для такого хорошего дела. Я и раньше их искал по чье-то просьбе,, но не находил, а после вашего звонка они  тут же нашлись!» ( умеет  сделать приятное человеку, подумал я ) У меня что-то запершило в горле  и какие-то спазмы мешали говорить.  Редко, но такое у меня бывает, когда я получаю сверх эмоциональное позитивное потрясение.

В таких случаях  получаешь такой заряд энергии и уверенности, что его ещё хватает надолго