Портрет Чхве Джэхён

 

ЧХВЕ ДЖЭХЁН (Цой Петр Семенович)

-Выдающийся деятель антияпонского национально-освободительного движения.

-Организатор первых отрядов Армии справедливости «Ыйбен» в Приморье.

-Удостоен Российской империей тремя серебряными медалями и одной «Высочайшей золотой медалью».

В 1962 г. награжден (посмертно) правительством Республики Корея орденом «За заслуги в строительстве государства. Независимость»

1. ВСТУПЛЕНИЕ

Чхве Джэхён вошел в историю корейцев как герой антияпонского сопротивления и борьбы за независимость Кореи, как народный вождь первых корейских переселенцев на земле России, много сделавший для закрепления их и обустройстве на новой родине. В начале XX века его имя гремело по всему Приморью, он пользовался огромным авторитетом в Китае, Корее, Японии, родители называли детей его именем. Вот что говорят о нем крупнейшие ученые-корееведы разных стран:

Профессор Петр Пак-Ир (Казахстан):

« Среди корейцев Приморья в те годы он был первым лидером».

Профессор Пак Хван (Республика Корея):

«В тот период он был одной из центральных фигур в национально-освободительном движении в Маньчжурии и на Дальнем Востоке». Профессор Михаил Пак (Россия): «Признанный и бесспорный среди российских корейцев лидер, оказавший огромное влияние на национально-освободительное движение в целом».

Чхве Джэхён был не совсем обычным лидером, какими мы их привычно представляем.

Он никогда не был революционером и не боролся за переустройство общества, но по его реформам и преобразованием крестьяне получали и работу, и землю, и образование.

Он никогда не был политиком ради власти, но его избирали и власти и народ на самые высокие должности вплоть до министра финансов Республики Корея.

Он никогда не был военным деятелем, но когда напали захватчики, он первым в Российском Приморье стал на путь вооруженного сопротивления.

Он слыл самым богатым корейцем в крае, но после его гибели семья осталась нищей, потому что он все состояние до последней копейки отдал на винтовки партизанам.

Уникальный случай – он получал государственные награды и от царской России и Республики Корея.

Лидеры-революционеры не обременяли себя семьей, так как считали, что она мешает борьбе. У него было одиннадцать детей. Это был прежде всего отец, семьянин, хозяин большого дома.

Он был ещё из тех легендарных вождей, которым признание народа и власть не передавались по наследству, не «раскручивались» СМИ, а завоевывались конкретными делами и подвигами. Кто он такой? Как он жил? Как достиг таких высот?

2. В НАЧАЛЕ ПУТИ

Чхве Джэхён (в крещении Цой Петр Семенович) родился 3(15) августа 1860 г. в уезде Кенвон провинции Хамгендо (Хамгенпукто) на севере Кореи. Бон (корейский род) – Чей Дзю. Отец – Чхве Хью Бяк – был по преданию крепостным крестьянином у помещика Огая.

Корея тех времен находилась на изломе исторического развития. Под давлением внешних политических проблем и внутреннего социально-экономического кризиса рушилась система феодально-патриархального государства, многоярусная сословная пирамида разваливалась сверху и снизу, на грани истощения были хозяйство, экономика. Все это усугублялось длительными природными катаклизмами – наводнениями и неурожаями.

Надвигался голод. Осенью 1869 г. в северных провинциях Кореи произошло катастрофическое наводнение, уничтожившее урожай, и начался массовый переход на русскую территорию гонимых голодом корейских беженцев. В период с конца сентября до начала октября 1850 корейцев переходят через реку Тюмене-Ула (Туманган) и поселяются в долине реки Тизинхе, в 15 верстах от Новгородского поста Приморской области Южно-Уссурийского края России. Среди них был и Чхве Хын Бяк с двумя сыновьями. Младшему Джэхёну было девять лет.

Можно лишь предположить, какие тяжести и горести легли на плечи

первопроходцев. Вот что писал тогда известный публицист А. Максимов: «Мы смотрим на эту беспримерную выдающуюся эмиграцию холодно: мы отнеслись к ней более, чем индифферентно – бесчеловечно и жестоко.

Печальная история этой эмиграции лежит на национальной гордости темным пятном. Благодаря невежеству, апатии бездеятельности местной власти, эмигранты гибли сотнями в наших пределах от голода и даже огня. История слишком грустная, чтобы можно было распространяться о ней… Между тем, мы приобретали не кочующее племя вроде гиляков и гольцев, не безнравственных подданных вроде китайских выходцев -маньдои, но сильный, здоровый, трудолюбивый и промышленный народ, оседлый и земледельческий, с чистыми нравами и крепко установившейся семьей, народ, легко воспринимающий культуру, русские нравы и обычаи».

Нелегко жилось и маленькому Джэхёну. Вскоре женился старший брат, привел невестку. Та сразу невзлюбила строптивого мальчишку, она не считала его мужчиной, кормила отдельно на кухне остатками пригорелой каши на дне котелка – камачи. В один прекрасный день он не стал отскребывать камачи, а одел котелок на голову невестке и убежал из дома. Долго скитался по тайге, пока его обессилевшего не подобрали моряки с базировавшегося здесь российского флота. Его оставляют на корабле, он становится юнгой, плавает шесть лет, совершает дальние походы до Петрограда и обратно. Моряки его крестят, он получает имя Петр, отчество – Семенович- ему дают по имени крестного -капитана корабля. С ним занимаются, его обучают русскому языку, грамоте и другим наукам, прививают любовь к чтению. А нелегкая матросская служба приучила его к труду, упорству и терпению. Это были его университеты.

3. СТАНОВЛЕНИЕ ЛИДЕРА

В 1877 г. семнадцатилетним юношей Джэхён сходит на берег в г. Владивостоке. Он поступает в качестве доверенного лица работать на торговую фирму. Три года работы в торговле научили его твердо стоять и на суше. Это был совершенно другой мир, кончилось матросское братство-товарищество, законы торговли, бизнеса диктовали иные взаимоотношения. Джэхён познал эти законы, заслужил уважение и репутацию толкового работника, обзавелся широким кругом делового знакомства среди русских предпринимателей, пред ним открывались прекрасные перспективы в мире бизнеса. Однако Чхве Джэхён выбирает иной путь – служение своему народу, своим соотечественникам.

В 1882 г. начинается строительство стратегической шоссейной дороги Владивосток – Занадворовка – Барабаш – Славянка – Новокиевск – Красное Село, до самой границы с Кореей. На стройку идут работать землекопами главным образом корейцы-крестьяне, живущие в деревнях вдоль дороги. Джэхен оставляет торговые дела и поступает на службу в Управление строительства дороги в качестве переводчика. Здесь он не столько занимается переводами, сколько участвует, как бы сейчас сказали, в правозащитной деятельности и обустройстве соотечественников.

Пользуясь тем, что рабочие были неграмотными и к тому же не владели русским языком, приказчики их нещадно обсчитывали при расчетах. Молодой переводчик всегда вступал на защиту рабочих, отстаивая их законные права. Рабочие, возвращаясь домой, с большой теплотой рассказывали о защитнике.

За годы строительства он познакомился с огромной массой корейских переселенцев. Обладая характером лидера и талантом организатора, он становится одной из авторитетнейших фигур среди корейцев. Его имя – «Чхапечка» (от Цой-Петька) звучит как символ справедливости и защиты по всей трассе от Раздольного до Красного Села.

Важно подчеркнуть, что отстаивая интересы рабочих, Чхве Джэхён никогда не противопоставлял их главной задаче – строительству дороги, считая, что дорога нужна не приказчикам, а самой России, и, значит, самим поселенцам.

Он никогда не призывал рабочих к бунту и забастовкам. Талант, чутье, умение работать с людьми позволяли находить правильные решения и социальных и технических проблем. Это по достоинству оценили не только сородичи, но и власти. В 1888 г. его награждают Серебрянной медалью «За труды и усердие по построению дороги». Это была первая награда царского правительства новым поселенцам далеких земель России. А всего за свою жизнь он получил от России три серебряные медали и одну «Высочайше пожалованную Золотую Медаль».

Республика Корея в 1962 г. наградила его (посмертно) высшим орденом страны «За заслуги в строительстве государства». Наверное, это единственный российский кореец, который был награжден и Россией и Корей.

Стройка стала школой становления молодого лидера. С нее он начинает продуманную и целенаправленную деятельность по радикальному улучшению жизни корейцев. Чхве Джэхён прекрасно понимал, что все его благие намерения могут быть осуществимы только при наличии крепкой материальной базы Прежде всего он подбирает единомышленников, таких же как и он патриотически настроенных людей. Создает товарищество-братство, вступая в которое каждый давал клятву на верность служению народу. Первыми побратимами были Хан Елисей Лукич, Хан Василий Лукич, Ким Петр Николаевич, Цой Николай Лукич.

Это были весьма влиятельные и состоятельные предприниматели. Обладая средствами, они, в основном, обеспечивали финансирование побратимства. Побратимство впоследствии вело крупные строительные, коммерческие и финансовые дела, что позволило в течение 20 с лишним лет вести огромную патриотическую работу. Первые члены его потом стали основателями знаменитого общества «Квонопхве».

В середине 80-х годов Чхве Джэхён оставляет работу переводчика и занимается подрядными делами по строительству. Одновременно он начинает развивать коммерческую деятельность. Все это позволило ему вступить в XX век солидным предпринимателем с крупным состоянием.

4. ПЕРВЫЙ КОРЕЙСКИЙ ВОЛОСТНОЙ СТАРШИНА

К концу XIX века число корейцев в Приморье превысило 30 тысяч и царская администрация решает упорядочить заселение пограничных районов. Из 32 корейских деревень 22 вошли в Посьетский участок и составили Янчихинскую волость. Первым старшиной этой волости в1893 г. был избран Чхве Джэхён. Это было закономерным признанием его авторитета и властями, и соотечественниками.

Волостной старшина в России .являлся выборным должностным лицом сельского управления. Он возглавлял волостной сход, избирался на три года сходом, утверждался мировым посредником, затем земским начальником. Обладал административно-полицейской властью.

Теперь, имея официальную власть, Чхве Джэхён начинает активно претворять в жизнь свои замыслы. Одними из главных компонентов становления нации он считает образование и духовность. В каждой деревне должны быть школа и церковь.

Цвет нации – это образованная интеллигенция. Еще в 1886 г. он направляет на учебу в центральную Россию первую партию способных корейских детей. Эту практику он продолжает на протяжении все своей деятельности. Его воспитанники получали образование в Благовещенской духовной семинарии. Симферопольской сельскохозяйственной школе. Казанской учительской семинарии и др.

В Новокиевске он открыл первое корейское училище с шестилетним обучением, где преподавались гуманитарные, естественные и технические науки. Позднее такое же училище по его инициативе было открыто в с.Славянка, а в Никольск-Уссурийском – учительская семинария. В 1894 г. он был в Москве на 1-ом Всероссийском сходе волостных старшин, встречался лично с Александром Ш, и на вопрос императора -что нужно корейцам? – он коротко ответил – образование.

Чхве Джэхён еще два 4 раза ездил в центр: в 1896 г. на торжества по случаю коронации Николая П, и в1913 г. во главе корейской делегации на празднование 300-летия Дома Романовых.

Начальник русской православной миссии в Сеуле епископ Хрисанф, посетивший в марте 1904 г. одну из корейских деревень Нижнее Янчихэ писал, что «волостной старшина за время своего правления во все более или менее значительных корейских селениях строил Церкви и школы при них, что корейцы всеми силами стараются дать своим детям русское школьное образование и воспитание. При въезде в Янчихэ меня приятно поразил целый ряд прекрасных кирпичных домов и затем небольшая церковь, утопающая в зелени окружающих деревень. Кирпичные дома были не что иное как школы разных типов и направлений, здесь есть женская мирская двухклассная школа, женская церковно­приходская, ремесленная школа, женская церковно-приходская ремесленная школа, дом для квартир учителей и дом для священника. Все постройки прочны, удобны и вместительные. Было в высшей степени приятно наблюдать то восторженное настроение старшины, окруженного благодарными его питомцами, это, так сказать, наивысшая награда за его просвещенную заботливость о своем народе»

На Амурско-Приморской выставке 1899 г. в Хабаровске по результатам отбора выставленных на ней экспонатов по разделу «Ш По учебному отделу» №213 «за постановку учебного дела» Янчихинское начальное училище было награждено «Похвальным листом комитета выставки».

И элита подрастала. Какие это были замечательные люди? О Хамук – первый кореец командир полка РККА? Цой Павел – первый кореец-офицер ВМФ СССР! Хан Менсе, Ким Афанасий организаторы и руководители первого советского корейского района! Ким Константин -первый кореец -педагог гимназии! Ким Яков – автор первого учебника корейского языка! И многие другие выдающиеся лидеры, которые действительно подняли бы нацию, если бы не дальнейшие трагические повороты истории. Все они были репрессированы и уничтожены.

Несмотря на то, что побратимство прилагало большие усилия, поступлений от добровольных сборов и пожертвований недоставало даже на содержание школ. В целях привлечения дополнительных средств предприниматели решили создать коммерческую компанию. Компания заключала контракты с военным интендантством на поставку продовольствия, обмундирования, строительных материалов для российских Армии и Флота, дислоцировавшихся на Дальнем Востоке. Дела компании шли успешно. Более 80% переселенцев в Янчихинской волости занималось сельским хозяйством. Чхве Джэхён был сторонником кооперации.

Вот, например, как он поставил дело в с.Славянка. Ветеринарный врач содержал племенных производителей, который следил за племенной работой. Это позволяло семьям иметь высокоудойных коров, которые давали по два ведра молока. Свиньи английской породы откармливались до 8-10 пудов. С Кавказа были завезены пчелиные семьи. Плодово-ягодные завозились из Крыма, который находился примерно на одной широте. Общественный невод, в сезон лова кеты закидывался группой (группа – 10-15 дворов) поочерёдно. Каждая семья получала свою долю улова. Рыбу и икру тут же обрабатывали и засаливали в бочках. Многодетные семьи получали дополнительную долю улова. Молотьбу зерновых выполняли на общественной молотилке «Эльвортн» с паровым двигателем. На каждой усадьбе закладывали сад. Особенно хорошие урожаи получали от ягод и овощей. Они пользовались большим спросом у морских офицеров с военных кораблей, которые стояли в бухте Славянка.

В 1888 г. Россия и Корея заключили соглашение, согласно которому все корейцы, перешедшие границу до 1884 г. (т.е. до заключения первого торгового договора с Кореей), приобретали права на русское подданство. Без узаконенного правового положения нечего было и думать о будущем. Вместе с подданством кореец должен принять христианство, а главное, получал желанные 15 десятин на семью. Не всем была по душе перемена веры. Но тут, говорят, Чхве Джэхён был неукротим и, порой сам стриг конфуцианские косы неразумным. В результате этих решительных мер в Янчихинской волости русское подданство приняли 1300 дворов, неохваченными оказались лишь 100. С тех пор все корейские корейцы росли православными.

Можно много говорить о его хозяйственной деятельности, о кооперативах и преобразованиях в сельском хозяйстве, о создании промышленных компаний, финансовых структурах и т.д., которые привели к тому, что корейские поселения стали жить гораздо зажиточнее русских. Его деятельность получила заслуженное признание и известность как в России, так и в широких кругах Корен, Японии и Китая.

Неизвестно, как бы сложилась дальше судьба Чхе Джэхёна и российских корейцев, если бы не начались глубокие исторические катаклизмы – войны, революция, интервенция. Но доподлинно, что при нём, из бесправных беднейших переселенцев, корейцы выросли в национальное объединение, имеющее и хозяйственную и культурно-образовательную базу

5. ГЕРОЙ БОРЬБЫ ЗА НЕЗАВИСИМОСТЬ КОРЕИ

После аннексии Кореи Японией (1905 г.) и установления там военно-террористического режима центр национально-освободительного движения перемещается на территорию российского Приморья. И Чхве Джэхён встает на защиту родины. Историки потом напишут, что «первый партизанский отряд «Ыйбён» (Армии Справедливости) был сформирован в 1906 г. в Посьетском полицейском стане. Им командовал Цой Джэхён (он же П.С.Цой)».

В мирную бытность П.С.Цой никогда не был сторонником насильственных действий. Взяться за винтовку его заставил враг. Враг всесильный, враг смертельный. С этого времени он ведет опаснейшую двойную жизнь. С одной стороны – это хозяин волости, он богат, знатен, вхож в коридоры власти Кореи, России Японии, Китая. А другая жизнь – это тяжелейшая неравная борьба с оккупантами, организация военных действий,, закупка оружия, провианта, он сам неоднократно участвует в дальних вылазках на территорию Кореи и боях. «Тайный дирижер» – так назовут его потом историки.

Для политического сплочения и координации действий всех антияпонских сил он принимает активное участие в организации патриотических тайных обществ «Тоныйхве» (Общество общих целей, 1908 г.) и «Чхайныхве» (Общество спасения отечества», 1910 г.). А в 1911 г. создает знаменитое «Квонопхве» («Поощрение труда»), в котором избран председателем.

26 октября 1909 г. на весь мир прогремели выстрелы корейского патриота ан Джунгына, На Харбинском вокзале он стрелял в бывшего генерального резидента в Корее Ито Хиробуми, олицетворявшего все злосчастья японской оккупации. Ан Джунгын считается национальным героям в обеих Кореях сегодня. Организация и подготовка покушения проходила под непосредственным руководством Чхве Джэхёна.

В апреле 1919 г. в Шанхае Корейский национальный конгресс провозгласил образование Корейской республики и избрал Временное правительство, правопреемником которого считает себя нынешнее правительство Южной Кореи. Президентом стал Ли Сынман, а министром финансов – Чхве Джэхён, признанный к тому времени всеми патриотическими силами лидер, способный вооружить и поднять на борьбу целую армию. Уникальный случай в истории Кореи, когда нян-номи – человека из народа, янбаны (дворяне) призвали в правительство.

Летом 1917 г. Чхве Джехён опять избран волостным старшиной (должность избиралась сходом через каждые три года). А после октябрьских дней 1917 г. стал председателем Волисполкома. В 1918 г. он избирается гласным Никольск-Уссурийской уездной земской управы и председателем Ревизионной комиссии

Конечно, при всей конспирации антияпонская деятельность Чхве Джэхёна не могла быть не замеченной ни российскими властями , ни оккупантами. На него пишут доносы, устраиваются провокации. В 1915 г. его арестовывают, привозят в Никольск-Уссурийский, но его авторитет, положение настолько высоки, что через несколько дней власти вынуждены были отпустить его. Ниже приводится письменный донос начальника жандармского Управления Щербакова военному губернатору И.Н. Свечину:

«Скомпрометировать перед русскими властями и корейцами неугодных для них лиц – обычная тактика японцев, которая в прошлом году им удалась блистательно. То же самое они хотят проделать и теперь, т.е. русскими руками уничтожить своих непримиримых врагов, из которых Цой П.С. наиболее для них важен, т.к. обладает средствами и свою партизанскую деятельность ведет настолько скрытно, что никаких улик против него предъявить русскому правительству нет возможности…».

К открытым военным действиям против японцев он приступает после иностранной интервенции весной 1918 г. По призыву 4-го краевого съезда Советов рабочих и казацких депутатов Дальнего Востока по всему краю развернулась борьба против интервентов и белогвардейцев. Чхве Джэхён снова приступает к организации партизанских отрядов. Он вновь призывает к борьбе старых соратников, боевых товарищей из «Ыйбен», с которыми он воевал в 1906-1911 г. г.

…Он был схвачен и казнен японцами во время «Второй интервенции» 5 апреля 1920г., когда японцы напали на Дальневосточную республику и захватили Владивосток, Никольск-Уссурийский, Спасск, Хабаровск, Шкотов, Посьет, когда начались бесчинства и массовые убийства мирных жителей. Особенную жестокость японцы проявляли к корейцам.

15 мая 1920 г. газета «Тосиб синмун» дала страстную публикацию на его гибель:

«…Он был человеком, который на протяжении 40 лет руководил на Дальнем Востоке вопросами жизнедеятельности и переселения своих соотечественников, активно пропагандировал образование, заслуженно пользовался доверием и уважением народа. Потеря таких великих людей как Чхве Джэхён огромное горе для нас, поскольку он всю жизнь боролся за независимость. Своей энергичной волей он показал пример всему миру. Перед смертью он бросил в лицо врагам: «Вы можете казнить меня, но мою любовь и преданность Родине вам убить не удастся никогда?»

В 1962 г., когда правительство Республики Корея ввела ордена и стала награждать своих героев, первым среди российских корейцев, был Чхве Джэхён. Ему был вручен высший Орден Республики «За заслуги в создании государства» (посмертно). В 1995г. на торжествах в Сеуле, посвященных 50-летию Независимости Кореи, орден был передан дочери Елизавете и внуку Валентину.

В 1970г. в Сеуле на Мемориальном центре Тонзягтон ему установлен памятник. В Центральном Музее Независимости Республики Корея есть его скульптура

22 сентября 2000 г. в Москве Федеральная национально-культурная автономия российских корейцев и Посольство Республики Корея при поддержке общественности провели Международный научный симпозиум и Вечер памяти Чхве Джэхёна. В ноябре 2000 г. подобные торжества состоялись в Алматы

Сентябрь 2004 г. назван Республикой Корея месяцем Выдающегося сына корейского народа Чхве Джэхёна (Цой Петра Семеновича, 1860-1920). Среди десяти оглашенных патриотов года он единственный- кореец российский.

Имя Чхве Джэхена навсегда вошло в историю корейцев. Корейцев Кореи, России, Казахстана, Узбекистана…

Потомки

Дети

1. Дочь- Цой Елизавета Петровна, 1912 г.р., пенсионер, в настоящее время живет в г.Алматы.

Внуки

1.Цой Павел Валентинович, внук, 1949 г.р., живет в г.Алматы, имеет одну дочь.

2.Коршунов Петр Петрович, правнук, 1946 г.р., живет в г.Аматы, имеет сына и дочь.

3.Кан Игорь Николаевич, внук, жил и умер в г.Чимкенте, , имел сына и дочь.

ЛИТЕРАТУРА

1. Песоцкий В.А. Обследование миграции корейцев. – Хабаровск, 1912. – С. 70.

2. Сергей Лазо. Воспоминания и документы. -М., 1938, – С.202.

3. Губельман М.И. Лазо. – М., 1956. – С.258

4. Губельман М.И. Борьба за Советский Дальний Восток. – М.,1958 – С. 186.

5.Хан М.Н. Освободительная борьба корейского народа против японского протектората(190б-1910).//Корея. История и Экономика. – М., 1958.

6. Фадеев А.А. Повесть нашей юность. – М.„ 1958, – С. 308

7. Илюхов Н.. Самусенко И. Партизанское движение в Приморье. – М., 1962, – С. 131.

8. Ким Сын Хва. Очерки по истории советских корейцев. – Алма-Ата, 1965, – С.68.

9. Пак Б.Д Освободительная борьба корейского народа накануне первой мировой войны. -М.,1967, -С. 54,108,109,121.143.

10. Цой Петр Семенович// Большой энциклопедический словарь. – М., т.2,1991 – С. 662.

11. Ли У.Х., Ким Е.У. Белая книга . О депортации корейского населения России в 30-40-х годах. Книга первая. – М., 1992, – С. 184.

12. Пак Б.Д Корейцы в Российской империи. – М., 1993. – С. 10,3 8,81,87,88,91,165 и т.д.

13. Пак Б.Д Корейцы в Советской России. – Москва-Иркутск-С-ПетербургД995. – С.56.

14. Нам С.Г. Российские корейцы. История и культура– М., 1998,- С. 153.

15. Пак Хван. Национально-освободительная борьба корейского народа в Приморье и вызванный ею широкий общественно-политический резонанс.// Первомартовское движение за независимость Кореи 1919 г. Новое освещение. – М., 1999, -С.31-46.

16.Пак М.Н. Корейское национально-освободительное движение на территории России в период предшествующий Первомартовскому движению 1919 г. //Вера и жизнь – М., 1999, №14,-С. 27-30.

17. История Российской духовной миссии в Корее. -М., 1999, – С. 112,129,

18. Пак Б.Д. Возмездие на Харбинском вокзале. -Москва-Иркутск, 1999, – С.56,140.

19. Ли В.Ф. Россия и Корея в геополитике евразийского Востока. – М., 2000. – С. -488,491,492.

20. Бугай Н.Ф. Российские корейцы и политика «солнечного тепла». -М.„ 2002. -С. 15.

21. Цой В.П. Просветитель и организатор национально-освободительного движения корейцев в конце Х1Х – начале XX веков Цой Зя Хен (Цой П.С.)// Актуальные проблемы российского востоковедения. -М., 1994. – С.53-57.

22. .Цой В.В. Чхве Джэхён (Цой Петр Семенович). – М., 2000.

UA:F [1.9.7_1111]