ЧХВЕ ДЖЭХЁН, революционер и просветитель
1860-1920
КАЖДОМУ СЕЛУ – ЦЕРКОВЬ И ШКОЛА!
(Просветительская деятельность П.С. Цоя)
В.В. Цой, внук П.С. Цоя
Предисловие
Пётр Семёнович Цой (Чхве Джэхён) был лидером первых корейцев-поселенцев в России. Чтобы представить масштаб этой личности, достаточно привести слова заслуженного профессора МГУ им. Ломоносова М.Н. Пака (1918-2009 гг.): “Для нас, земляков, односельчан П.С. Цоя, всегда, с самого раннего детства, он был т….о ли мифом, то ли легендой. Вообще, вся наша жизнь, хотя его уже давно не было, проходила под знаком памяти великого нашего патриота-соотечественника.”*
Это был не совсем обычный лидер. Он никогда не был революционером и не боролся за переустройство общества, но в результате его деятельности корейцы получали и работу, и землю, и образование.
Он никогда не был политиком, жаждущим власти, сами власти выдвигали его на самые высокие посты вплоть до министра.
Он никогда не был военным деятелем, но, когда пришел враг, первым в Приморье организовал партизанское движение, отряды “Ыйбён”
Он слыл самым богатым корейцем, но после его гибели семья осталась буквально нищей, без всяких средств к существованию. Все состояние он отдал на создание и вооружение партизанских отрядов.
Лидеры-революционеры, как правило, не обременяли себя семьей, т.к. считали, что она мешает борьбе. А у него было одиннадцать детей. Он был прежде всего – хозяин большого дома, заботливый семьянин, муж, отец. И это не красное словцо, не декларация. В тот памятный день 4 апреля 1920 г., когда пришёл враг, он не бежал, не покинул дом, а пожертвовал собой ради спасения семьи.
Он – один из четырёх корейцев, кто был удостоин высоких наград и царской России, и Республики Корея (посмертно).
Сегодня его жизни и деятельности посвящены многочисленные труды научные и художественные. Рассказывать о Петре Семёновиче-просветителе лучше всего через эти труды-свидетельства. Начну со своей работы.
Для становления нации нужна элита**
В.В. Цой
Одним из первых деяний П.С. Цоя в качестве волостного старшины было содействие принятию корейцами российского гражданства. Без узаконенного правового положения нечего было и думать о будущем. Вместе с подданством кореец принимал христианство, а главной — получал 15 десятин земли на семью. Не всем была по душе перемена веры. Но тут, говорят, он был неукротим и порой сам в ярости стриг конфуцианские косы (зангти). Такие крутые меры имели основание. Дело в том, что Приамурский генерал-губернатор Духовской прямо указывал: «Одновременно с принятием этих корейцев в русское подданство, мною предложено военному губернатору Приморской области усилить меры для ассимиляции их нашим коренным населением и, между прочим, не дозволять им национальную головную прическу».
В результате таких решительных мер в Янчихэнской волости русское подданство приняли 1300 дворов, неохваченными оказались лишь 100.
Сегодня, когда я рассказываю, как он стриг неразумных, многие недоверчиво улыбаются. А ведь спустя четыре года после его крутых мер, в 1896 г., в Корее развернулась на этой почве целая кампания. Вот что писала газета «Приамурские ведомости»: «Корейский король издал следующий эдикт, напоминающий нам нашу историю времен Петра: «Я первый остриг себе волосы и этим подаю пример своим подданным. Посему приказываю и вам, подданные мои, сообразоваться с моим желанием и также остричь себе волосы, дабы таким образом выполнить высокую задачу выдвижения моей страны на такую же высоту, на какой стоят все прочие цивилизованные государства в мире». Та же газета в другом номере: «Около 12-ти высших корейских чиновников отказались от своих должностей, не желая постыдно лишаться своих кос… В Сеуле корейская полиция расхаживает с ножницами и обрезает волосы у всех, кто носит их по прежнему обычаю».
П.С. Цой, в отличие от сеульцев, действовал не в погоне «за цивилизацией», а ради насущной жизненной необходимости – закрепления соотечественников на земле России.
Сам он был глубоко и искренне верующим. Веру он впитал и усвоил вместе с добродетелью от своих крестных, будучи ребёнком, на русском корабле. Она была с ним не только в судьбоносных моментах, но и в повседневной жизни.
Он считал, что образование и духовность – нужна народу прежде всего. В каждом селе должна быть церковь и школа и неустанно следовал этому. На это он не жалел средств, уже тогда прекрасно понимая, что для становления и утверждения нации нужно выращивать элиту – культурную, образованную интеллигенцию. По его инициативе были открыты детский приют в Никольск-Уссурийском на 150 детей, высшие начальные училища в Новокиевске в 1911 г. и в Славянке в 1917 г., а в Никольск-Уссурийском в 1918 г. — корейская учительская семинария с обучением на корейском языке, её директором был Ли Михаил Афанасьевич, один из первых воспитанников П. С. Цоя.
Большой вклад П. С. Цоя в дело народного образования, обучения корейских детей отмечали его современники. В их числе начальник Южно-Уссурийского округа А. В. Суханов, епископ Макарий, епископ Хрисанф, историки А. Н. Насекин, Е. Т. Смирнов и др.
Янчихэнская школа по инициативе Чхве Джэхёна получила право называться Николаевской в честь наследника царя, будущего императора Николая II, посетившего в 1891 г. с. Янчихэ. Школа, носившая столь высокое имя, не могла не быть образцовой. На Амурско-Приморской выставке 1899 г. в Хабаровске по результатам отбора выставленных на ней экспонатов по разделу «III. По учебному отделу» за №213 «за постановку учебного дела» школа была премирована «Похвальным листом выставки», а 15 октября 1910 г. П. С. Цой утвержден губернатором в звании «Почетного блюстителя Янчихэнского Николаевского двухклассного училища». Интересно отметить, что при освящении Зареченской школы-церкви сам Евсевий (Никольский), архиепископ Владивостокский и Камчатский, «возложил высочайше пожалованную Золотую медаль главному деятелю и инициатору — волостному старшине корейцу Цою».
Еще одно направление его образовательной деятельности. Понимая, что местные учителя не могут дать учащимся достаточных знаний, он отправляет наиболее способных ребят на обучение в центральную Россию. Потом это становится системой. Вот далеко не полный список его воспитанников: Ким Михаил Михайлович, Ким Николай Иванович, Цой Лев Петрович (Чхве Манхак) направлен учиться в Омскую учительскую семинарию, Хан Андрей Абрамович (Хан Менее), Цой Петр Петрович (Цой Ун Хак) направлен в Благовещенскую духовную семинарию, Лян Василий Кузьмич направлен в Благовещенскую духовную семинарию, Ким Михаил Николаевич, Ким Александр Николаевич направлен в Симферопольскую сельскохозяйственную школу, Ли Михаил Афанасьевич, Ким Константин Петрович, Ни Павел Филиппович направлен в Омскую учительскую семинарию, Ким Роман Иванович направлен в Благовещенскую духовную семинарию, Ни Алексей Александрович, Цой Петр Николаевич, Юн Николай Николаевич, Ким Яков Андреевич направлен в Казанскую учительскую семинарию, Ким Василий Иосифович, Ким Владимир Федотович, Ким Михаил Ефремович, Тен Яков Терентьевич, Хан Петр Елисеевич направлен в Казанскую учительскую семинарию, Лян Моисей Павлович направлен в Казанскую учительскую семинарию, Тян Михаил Васильевич направлен в Казанскую учительскую семинарию, Тим Мефодий Степанович, Пак Илья Харитонович, Огай Христофор Николаевич (О Хамук), Цой Николай (Горе), Шегай Павлович направлен в Казанскую учительскую семинарию, Хан Николай Петрович направлен в Казанскую учительскую семинарию, Цой Александр Николаевич, Хан Михаил Егорович, Ким Афанасий Арсеньевич, Цой Павел Петрович (Цой Шен Хак), Цой Александр Петрович, Ким Макар Иосифович, Хан Захарий, Цой Навел Николаевич (Микадо), Цой Константин Николаевич, Пак Петр Александрович, Те Гоша (Георг), Ким Николай Федорович и др..
Какими замечательными людьми они выросли! О Хамук — первый кореец-командир полка РККА! Цой Павел — первый кореец-офицер ВМФ СССР, Хан Менее, Ким Афанасий — организаторы и руководители первого советского корейского района! Ким Константин — первый кореец-педагог гимназии, Ким Яков — автор первого учебника корейского языка. И многие другие лидеры корейской диаспоры России.
Было бы не совсем точным утверждать, что Пётр Семёнович самостоятельно инициировал и утверждал свои просветительские деяния. На самом деле это было проявлением политики наиболее здравомыслящей, прогрессивной части административных и церковных властей в отношении корейских переселенцев. Чхве Джэхён же всеми силами и властью волостного старшины способствовал ей. Приведу пару свидетельств, выражающих суть этой политики и как она проводилась в жизнь.
- Журнал Приамурского отдела Русского географического общества в 1896 г. писал: «… Итак, необходимо признать, что миссия (вера – В.Ц.), поставленная на надлежащую высоту, русская школа как учреждение вносящее русский дух в среду корейцев и устраняющая исподволь разницу между корейцами и коренным русским населением с раннего их возраста в истинно русском направлении и, наконец, воинская повинность, во время отбывания которой молодые корейцы проникнутся зачатками патриотизма, чувством верной преданности нашему государю — вот три элемента, которые сделают из корейцев столь же верных слуг Царя, как и десятки других народностей, разбросанных по всем окраинам нашего обширного отечества».
- В 80-е годы XIX в. православная церковь заботилась подготовкой учителей-корейцев для миссионерских школ. Епископ Мартиниан в январе 1885 г. писал по этому поводу: «Чтобы сколько-нибудь ослабить влияние языческих лжеучителей на молодое поколение… и поднять уровень миссионерских школ, нужно приготовить учителей из инородческих христианских мальчиков. В число учеников Иркутской учительской семинарии могут быть избраны 3 мальчика из Янчихэнской школы, 4 — Корсаковской». В 1885 г. на учебу в Благовещенскую духовную семинарию были отправлены Николай Ю и Константин Ким, выпускники Янчихэнской школы. В Корсаковской школе учителем стал псаломщик миссионерской церкви, который обучался в Благовещенской духовной семинарии. В Янчихэнской миссионерской школе преподавали священник-миссионер, выпускник Благовещенской духовной семинарии, и псаломщик, окончивший Благовещенскую мужскую прогимназию. «В соседнем селе, вёрст восемь ниже по течению реки в Красном селе, — писал епископ Хрисанф, — есть тоже школа — министерская: учителем в ней кореец — молодой человек, окончивший курс в Казанской учительской семинарии. Таких учителей, т. е. окончивших курс в Казанской учительской семинарии, я знаю трех».
Так или иначе, но благодаря стараниям Петра Семёновича, крестьяне уже могли думать не только о хлебе насущном, но и о том, как дать детям образование.
Культ образования царил и в семье П. С. Цоя. Он собрал хорошую библиотеку мировой литературы. О ней вспоминает его сын Валентин: «В 1923 г. наша семья, выезжая из Никольск-Уссурийского, оставила на складе домовладельца Кима Владимира Федотовича, проживающего по Сухановской улице, книги в количестве 150 шт., приблизительно. Среди них энциклопедический словарь (примерно 40-30 книг), Русско-японская война (2-томник в красном переплете с золотым тиснением), одно-двухтомники русских классиков — Пушкин, Гоголь, Лермонтов, Тургенев, Толстой, Достоевский и др., иностранные классики — Байрон, Шиллер, Шекспир и др. Все эти книги были размером 30×20 см в хороших жестких переплетах с тиснением. На титульном листе и 17 стр. экслибрисы — “Библиотека П. П. Цоя» (старшего сына, Петра Петровича Цоя. —В.Ц.)
Важно сказать, что, выступая за распространение среди корейского населения русской культуры, он одновременно ратовал, чтобы корейцы в России не забывали свою родину и национальную культуру, изучали историю Кореи и свой родной язык. Участник гражданской войны на Дальнем Востоке, революционер-интернационалист Ли Инсоб в своих воспоминаниях рассказывает, как на практике Чхве Джэхён проводил свои идеи:
«Среди русских местных властей были такие, кто был против обучения детей корейскому языку. Они считали, в России надо знать только русский. Один из таких пришел с доносом к волостному старшине П. С. Цою: «У нас в деревне появился кореец, школу открыл, учит детей корейскому, надо запретить». Пётр Семёнович взъярился, дал ему пощечину и закричал: «Ты не кореец, ты не понимаешь, что такое корейский язык для корейца! Нам надо знать свой язык, знать свою историю! Нам надо учить и русский язык, потому что мы граждане России. Иди обратно, никогда не говори таких слов и не выступай против корейских школ!».
Другой случай. «Из какой-то деревни пришёл к нему кореец-учитель: «Всё, больше не могу, дети не слушают, ничего не понимают, учиться не хотят. Я закрыл школу». Так этому малому он тоже по шее надавал: «Как ты можешь называть себя патриотом, если отступаешь перед такой ничтожной трудностью! А как же ты будешь б ороться за независимость Кореи с врагами, если не можешь справиться с пацанами! Иди, возвращайся обратно, открывай школу и продолжай учить!»
Какой характер! Какие ярость и гнев праведный и какое глубокое понимание патриотизма! Как и в случае с зангти, здесь тоже наглядно предстает образ настоящего народного вожака, который может позволить себе, как и его великий тезка, собственноручно, засучив рукава, вразумлять неразумных!
И ещё одна легенда: “На 1-ом съезде волостных старшин Пётр Семёнович удостоился личной встречи с императором Александром III. На вопрос государя: «Что нужно корейцам?» Он ответил: «Образование» Государь подивился мудрости инородца и тут же вручил ему медаль. “ Возможно, что на самом деле не всё было так. Но если легенда дошла до наших дней, значит она верно отражает суть.
————————————
*М.Н. Пак. Слово о Петре Семёновиче Цое. Международный симпозиум “Чхве Джэхён и антияпонское патриотическое движение корейского народа в начале ХХ в.”. // В.В. Цой. Чхве Джэхён (Цой Пётр Семёнович). – Алматы, 2001. С. 150-153.
**В.В. Цой. Каждому селу – церковь и школа!.// Чхве Джэхён (Цой Пётр Семёнович). Сост. Б. Д. Пак, В.В. Цой – М., 2010. С. 84-89.
Наивысшая награда за просвещенную заботливость о своем народе*
Епископ Хрисанф
Деревушка эта называется Нагорная, в ней не более 10 фанз, а через гору от нее с версту вниз по течению Тумангана другая деревня – Подгорная, в которой дворов около 100; здесь есть школа грамоты, в которой обучается около 30 корейских мальчиков и девочек. Помещение для школы нельзя назвать очень хорошим, но все же приличное: довольно просторная корейская фанза, одна половина которой занята под школу, а другая – под квартиру учителя. Учителем здесь состоит кореец средних лет, окончивший курс в Янчихэнской двухклассной министерской школе.
Мне не удалось видеть учеников школы в полном их составе, но когда я осматривал школу, то к нам сбежалось несколько мальчиков здешней и два-три – Янчихэнской министерской школы. Мальчуганы произвели очень приятное впечатление: одеты они по-русски, очень бойки и не производят впечатления забитости и робости, как это можно встретить в центральной Корее. Сразу и очень рельефно очертились особенности воспитания детей в церковно-приходских и министерских школах: все дети первых тотчас же подошли ко мне под благословение и ни один из последних. Молитвы и священно-исторические события читались и рассказывались теми и другими весьма бойко и толково. Дня за два до моего приезда сюда мальчикам был произведен экзамен, и они были отпущены на летний вакат.
В соседнем селе верст восемь ниже по течению реки, в Красном селе, есть тоже школа – министерская: учителем в ней кореец – молодой человек, окончивший курс в Казанской учительской семинарии. Таких учителей, т.е. окончивших курс в Казанской учительской семинарии, я знаю трех, из них один состоит учителем Миссийской школы в Сеуле. Все они производят хорошее впечатление; одно только жаль, что они, окончив курс в семинарии, созданной знаменитым педагогом Н.И. Ильминским, очень мало, если не более того, знакомы с личностью покойного просветителя инородцев и совершенно не представляют себе созданной им системы инородческого образования и воспитания.
У одного из таковых учителей я спросил однажды: знает ли он что-нибудь об Ильминском? Он ответил мне, что видел только портрет его в зале семинарии…
В квартире, в которой поместил меня мой спутник, день и ночь шли нескончаемые рассказы моим спутником о Корее, ее столице, обычаях, нравах и главным образом политической жизни страны.
Все родственники, друзья и знакомые неотступно требовали самых подробных и точных рассказов и слушали с большим интересом и вниманием. В Нагорной я пробыл два дня и отправился в первый миссионерский стан – Заречье, желая скорее увидать миссионера и от него послушать о его миссионерских болезнях и трудах.
До Заречья от Нагорной считают около 20 верст; дорога хотя и колесная, но за неимением телеги мне пришлось и этот – последний уже – переезд совершить верхом и, к сожалению, неудачно: лошадь дали мне молодую и малоезженную; когда я садился на нее, ветер распахнул полу моего подрясника, лошадь испугалась, начала бить, и мне вместе с седлом пришлось упасть на землю; слава Богу, что все ограничилось легким ушибом головы.
Верст за пять до Заречья с небольшой горки я увидел кирпичные постройки, крытые железной крышей, это были: Зареченская церковь-школа, дом для священника и еще кой-какие общественные постройки.
Подъехал я к дому священника, но, к великому своему прискорбию, хозяина дома не застал; встретил меня псаломщик и предложил мне поместиться в квартире миссионера.
Учитель здешней церковно-приходской школы тоже кореец, окончивший курс Казанской учительской семинарии. Его тоже дома не было. Я решил, в ожидании приезда миссионера, который по делам церкви выехал во Владивосток, прожить несколько дней в Заречье и, если удастся, отслужить в день Св.Троицы и затем продолжить свой путь далее по Посьетскому участку Приморской области.
Деревня Заречье находится почти на самой границы Китая и Кореи и в миссионерском отношении очень важный стан по той трудности борьбы с язычеством, которое поддерживается здесь шаманами, постоянно появляющимися сюда из-за границы. Миссионером здесь состоит священник о. Василий Скрижалин, который раньше – в сане дьякона – был миссионером в Пекине.
Заречье – довольно порядочная деревушка, но фанзы разбросаны и тянутся версты на две-на три. Церковь-школа устроена на возвышенной площадке и занимает приблизительно центральное место. Кругом расстилается довольно красивая долина, Окруженная со всех сторон холмами, покрытая богатою травяною растительностью, представляющею собой красивый ковер. Верстах в двух от церкви есть озеро, в котором водится очень много рыбы и раков. Со стороны корейской границы из-за Тумангана видны высокие горы, которые как бы скрывают от глаз путника страну “Утреннего спокойствия”. Когда мы перевалили эти горы и нашему взору представилась довольно красивая картина величественного Тумангана и сравнительно обширные и открытые долины Приморской области с небольшими, но красивыми холмами, то один из моих спутников заметил, что “в России и горы-то благообразнее и приличнее, чем в Корее”: так надоело лазить по высоким горам Кореи.
Вблизи Заречья на китайской территории нет китайских поселений, но живут здесь корейцы, платящие подать китайскому правительству.
Зареченская церковь-школа освящена недавно, кажется в феврале, самим преосвященным Евсевием. Общая стоимость всех построек, по моему мнению, не менее 12-13 тыс. руб. Постройки все сделаны из хорошего кирпича, прочно, основательно и вполне по-хозяйски. Деньги на постройки добывались из разных источников, но значительную часть расходов покрыло общество и деньгами, и натуральными повинностями: доставкой материала, бесплатными поденными работами и пр. Главным деятелем и инициатором этого дела был волостной старшина корейского поселения Янчихэ кореец Цой, на которого здесь же при освещении церкви преосвященный Евсевий возложил высочайше пожалованную золотую медаль.
В день Св. Троицы я служил здесь литургию, а накануне – всенощное бдение, в церковь собралось до 80 учеников и учениц местной церковно-приходской и других соседних школ. На клиросе вместе с псаломщиком и ученики принимали участие в чтении и пении.
Вся эта молодежь воспитывается миссионерами в православно-христианском духе и направлении, и на них миссионеры-труженики возлагают свои светлые надежды.
Благодаря достойной всякого подражания ревности и заботам о христианском просвещении своих собратьев вышеупомянутого старшины Цоя, школьное дело среди корейцев Уссурийского края процветает. За 12 лет своего управления волостью он устроил во всех более или менее значительных поселениях Посьетского участка церкви и школы при них. Особенно отрадным фактом в жизни корейцев признается тяготение их к церковноприходской школе. В каждом стане непременно есть церковно-приходская школа, а в некоторых и по две. “Факт этот особенно отраден тем, что школа, как известно, служит могучим средством в деле не только христианского просвещения, но и вообще обрусения корейцев. Можно надеяться, что дети корейцев, получивши образование и воспитание в церковных школах, и сами будут добрыми и убежденными христианами, и на своих родителей и родственников будут влиять с хорошей стороны” (Отчет Владивостокского Миссионного Комитета). Корейцы всеми силами стараются дать своим детям русское школьное образование и воспитание, почему так охотно открывают и устраивают в своих поселениях школы.
Отслужив литургию, я отправился в поселение Янчихэ, верст 30 от Заречья. Дорога колесная, очень хорошая, и на обывательской паре лошадок я очень скоро доехал до Янчихэ – столицы корейцев Посьетского участка.
При въезде в Янчихэ меня приятно поразил целый ряд прекрасных кирпичных домов и затем небольшая церковь, утопающая в зелени окружающих ее деревьев. Кирпичные дома были нечто иное, как школы разных типов и наименований; здесь есть министерская мужская двухклассная школа, женская церковно-приход-ская, ремесленная школа, дом с квартирами для учителей и дом для священника.
Все постройки прочны, удобны и поместительны. Все это сделано стараниями старшины Янчихэнской волости Цоя. Остановился я у священника, дом которого находится против церкви. Священник – сравнительно молодой человек – вдовец о. Григорий Прозоров; день провели в разговорах по интересующим меня миссионерским вопросам. В день Св. Духа о.Григорий позволил мне отслужить литургию в его церкви. По окончании литургии он пригласил к себе старшину Цоя, с которым я познакомился. Старшина Цой – довольно представительный и вполне оцивилизовавшиися кореец; человек довольно умный, энергичный и с большим дипломатическим тактом. Много он рассказывал о своей деятельности и о тех неприятностях, которые ему приходится терпеть от своих единоплеменников при всяких благих начинаниях.
Пригласил он меня к себе; я с удовольствием принял приглашение и вместе с батюшкой отправился. Живет он в корейской фанзе, хотя одна половина ее переделана на европейский лад, и имеет русскую обстановку. Здесь я познакомился со всеми учителями-корейцами, которые собрались к своему воспитателю погостить во время ваката. Было в высшей степени приятно наблюдать то восторженное настроение старшины, окруженного благодарными его питомцами; это, так сказать, наивысшая награда за его просвещенную заботливость о своем народе.
Хозяин предложил нам трапезу; обед был сервирован вполне по-европейски и очень вкусно приготовлен. Судя по обстановке и приемам, видно было, что хозяин – человек бывалый. Весьма сожалел о том, что не было среди молодежи его сына, который переходил в 6-й класс Благовещенской духовной семинарии и еще не приехал домой.
После сытного обеда, распростившись со своими новыми знакомыми, я на почтовых лошадях поехал в Посьет, чтобы оттуда на пароходе отправиться во Владивосток.
В Посьете я встретил двух корейских миссионеров-священников, с которыми мне и пришлось ехать до Владивостока, проводя время в разговорах на миссионерские темы.
Во Владивостоке я пробыл несколько дней; побывал в Николаевском Уссурийском монастыре и затем в компании со студентом Восточного Института 4-го курса иеромонахом Павлом отправился в обратный путь. На этот раз я проехал до Гензана на пароходе, а затем 250 верст сухим путем до Сеула. Путь этот совершили мы в течение восьми дней уже по другой дороге.
Итак, слава Богу, желание мое исполнилось, и я благополучно и с большою пользою для себя совершил столь длинное путешествие по стране “Утреннего спокойствия”.
—————–
*Епископ Хрисанф. От Сеула до Владивочтока (Путевые заметки) // История Российской духовной миссии в Корее. Сб. Сост. Д. Поздняев. -М., 1999. С. 109-114.
Корейские школы сыграли огромную роль в появлении новых людей*
Б.Д. Пак. профессор, д.и.н.
Имя нашего славного соотечественника, борца за независимость Кореи, одного из организаторов просветительского движения и антияпонской борьбы корейских патриотов на территории российского Дальнего Востока Чхве Джэхёна (Цоя Петра Семёновича) долгое время в силу ряда политических обстоятельств и из-за отсутствия достаточного количества доступных материалов не было широко известно российской общественности. Чхве Джэхён упоминался лишь в некоторых изданиях. Большой вклад П. С. Цоя в дело народного образования, обучения корейских детей отмечали его современники. В их числе начальник Южно-Уссурийского округа А. В. Суханов, епископ Макарий, епископ Хрисанф, историки А. Н. Насекин, Е. Т. Смирнов и др. В послереволюционное время в 1923 г. Ив. Гоженский (псевдоним Пак Чинсуна) в статье «Участие корейской эмиграции в революционном движении на Дальнем Востоке» рассказывает о его гибели от рук японских оккупантов. После публикации Ив. Гоженского в советской историографии имя Чхве Джэхёна десятилетия не упоминалось. Попытки исследования его роли в организации антияпонского движения среди корейского населения русского Приморья стали предприниматься советскими историками только со второй половины 50-х и начала 60-х годов XX столетия. Среди них следует выделить прежде всего воспоминания видного участника гражданской войны на Дальнем Востоке М. И. Губельмана. . Важно отметить, что в конце 50-х годов имя П. С. Цоя и его сына Павла Цоя упоминается в сочинениях выдающегося советского писателя А. Фадееева. Тогда же начинаются первые научные исследования роли Чхве Джэхёна в корейском антияпонском движении. К их числу следует отнести работы С. С. Григорцевича, М. Н. Хана, Ким Сынхва, Б. Д. Пака, И. А. Хегая и некоторых других.
Корейские школы, организованные Чхве Джэхёном и другими просветителями, сыграли огромную роль в просвещении корейского населения, появлении и формировании в его среде совершенно новых, воспитанных в духе русской культуры и просвещения людей в лице учителей, промышленников, чиновников, торговцев, офицеров, священников и т. д. Образно выразился в этой связи владивостокский публицист Н. Амурский в статье «Немного о корейцах», опубликованной в газете «Далекая окраина» 30 ноября 1909 г.: «С понятием о корейцах у большинства, особенно незнакомых с местной жизнью, связывалось представление как о чернорабочих или «землеробах». Между тем это не так. Скоро, кажется, не будет области в жизни, где не было бы корейцев. Есть корейцы — священники, учителя, офицеры. Корейцы — чиновники отлично усваивают канцелярскую мудрость. Корейцы — приказчики являются расторопными служащими магазинов. Правда, мы не видим еще корейцев — медиков, корейцев — адвокатов, корейцев — инженеров, но они, по-видимому, скоро будут. Насколько корейцы могут быть хорошими техниками, можно судить хотя бы по следующему. Несмотря на недолгое существование электрических предприятий, среди корейцев есть немало специалистов — мастеровых по работе при этих электрических предприятиях. Некоторых даже нелегко заменить нашими рабочими — так они ценны как мастеровые. Немало искусных мастеров и в других областях. Познакомившись с нашими средними учебными заведениями, вы найдете немало корейцев. Многие уже в высших классах. Характерное явление, несмотря на небольшой процент корейских детей, не редкость встретить их среди первых лучших учеников. Они и дадут то, чего среди корейцев не достает.
В то же время нельзя обойти и того существенного факта, что среди корейцев — промышленников и торговцев немало людей очень развитых и в такой степени обладающих русской речью, как не многие наши соотечественники того же класса».
Материалом для написания статьи Н. Амурского, несомненно, послужили и выпускники корейских школ, организованных корейскими просветителями во главе с Чхве Джэхёном. Поэтому просветительская деятельность Чхве Джэхёна по заслугам была оценена золотой и серебряной медалями.
———————–
*Чхве Джэхён (Цой Пётр Семёнович). Сост. Б.Д. Пак, В.В. Цой. – М., 2010. С. 21-28.
Выделил две тысячи рублей для бедных учеников*
О.Б. Лынша, доцент, к.и.н.
Наметившийся в 90-е годы рост школ был связан с рядом обстоятельств. Во-первых, в эти годы корейцы получили русское гражданство. Во-вторых, в 1892 г. они получили право избирать себе местную администрацию, волостного старшину (раньше на этот пост назначались русские). В 1893 г. в Янчихэнской волости Петр Семенович Цой избирается на должность волостного старшины, по-корейски «дохон»…
Образование корейских детей заняло первое место в деятельности дохона. Наблюдение за корейскими школами до начала 90-х годов всецело лежало на начальнике Южно-Уссурийского округа. С обретением собственного самоуправления в лице волостного правления во главе с волостным старшиной, ближайшее руководство школой переходит к этому органу. Хотя по-прежнему и начальник Южно-Уссурийского округа, и участковый пристав контролировали деятельность школы.
Еще до того, как стать волостным старшиной, в 1890 г. Петр Цой содействовал открытию школ в селах Заречье, Тизинхэ и Адими. Отдельного помещения для школы в Тизинхэ не было, дети в первый год учились в часовне, по домам. Учеников было 13 человек. В школу в бухте Адими ученики приходили из близлежащих корейских селений: Рязановки, Песчаной, Брусье. Всего их было 9 человек. В Заречье училось 14 мальчиков6.К 1895 г. число учеников в Тизинхэ увеличилось до 18 человек, Адими — 38, причем возраст учеников колебался от 8 до 16 лет, двое из них были женаты..
День Героя в Уссурийске, 2014 г
В 1891 г. в память посещения села Янчихэ наследником престола цесаревичем Николаем П. С. Цой выступил с инициативой назвать Янчихэнскую школу Николаевской. Петр Семенович выделил две тысячи рублей в качестве стипендии для бедных учеников и всячески помогал в управлении школой. Число учеников в Янчихэнской школе возросло с 13 человек в 1890 г. до 25 в 1895 г. П. С. Цой был убежден в том, что православные церкви и школы нужны в каждой корейской деревне. Он стал активно собирать средства для постройки церквей и школ. Корейское население активно поддержало эту идею.
В начале 90-х годов впервые встал вопрос о ведомственной принадлежности школ, открываемых в корейских селениях. Раньше все они числились в ведомстве православного вероисповедания. Священники-миссионеры были заинтересованы, чтобы все вновь открываемые школы были церковно-приходскими. Особенно об этом ратовал Янчихэнский священник Сергей Васильевич Лебедев, служивший миссионером с 1891 по 1894 год. Однако на первых порах это «не привело к желаемым результатам» 9. Видимо, поэтому в 1894 г. С. Лебедев покинул Янчихэ и перешел на службу в Сретенскую церковь русской казачьей станицы Полтавской. В дальнейшем спор решился в пользу православной церкви — большинство корейских школ было церковно-приходскими: в 1899 г. только 5 школ из 17 числились в ведомстве народного просвещения10. В 90-х годах наименование училищ «миссионерские» заменяется на «церковно-приходские».
К середине 90-х годов в Корсаковской волости по-прежнему работали четыре школы, но количество детей, которые в них учились, заметно возросло. В 1894 г. в Корсаковской школе училось 47 мальчиков, Кроуновской — 32 (31 мальчик и одна девочка), Пуциловской — 35 мальчиков, Синельниково — 28 мальчиков. Всего в школах обучались 142 мальчика, из которых 79 были православными11.
В 1896 г. в школах появляются девочки, правда, это были единичные случаи: в Корсаковской школе училось 37 мальчиков и 3 девочки, Пуциловской — 40 мальчиков и 2 девочки, Синельниково — 20 мальчиков и 2 девочки. В Кроуновке обучались только мальчики (36 человек); в школе грамоты села Качеги учились 14 мальчиков12. В Янчихэ в 1898 г. из 50 учеников было три девочки13. Проблема обучения девочек в это время стояла перед всей российской начальной школой. По закону, девочки могли обучаться вместе с мальчиками только до 12 лет. Дальнейшее образование происходило в отдельных мужских и женских учебных заведениях. В сельской местности существовали, как правило, смешанные по половому составу начальные училища. Девочки могли посещать их в младшем школьном возрасте от 7 до 12 лет, получая только азы грамотности. Как видно из приведенных выше данных, даже первоначальным образованием были охвачены буквально единицы из числа кореянок. Решение проблемы женского образования в корейских селениях будет связано уже со следующим этапом развития школы в начале XX века, когда для девочек будут открываться женские училища.
В Янчихэнской волости в 90-е годы происходит увеличение числа школ и, соответственно, количества учеников. Так, например, в 1897 г. открылось 5 школ в селах Нагорное, Новая деревня, Фатоши, Нижняя Янчихэ (это была уже вторая школа в деревне) и Краббе. Всего в Янчихэнской волости в 1897 г. работало 16 школ14. По десяти школам имеются сведения о числе учащихся: в Янчихэнском Николаевском училище в трех отделениях состояло 67 учеников, Красносельской народной школе (3 отделения) — 30 учеников, Адиминской народной школе — 38 учеников, Зареченской народной школе (3 отделения) — 39 учеников, Сидиминской народной школе — 30 учеников, Нагорнинской школе грамоты — 38 учеников, в школе грамоты Новой Деревни — 38 учеников, в Верхней Янчихэ — 28 учеников, Рязановской школе грамоты — 23 ученика, в Краббе (3 отделения) — 34 ученика. Всего 335 человек. По сравнению с 1896 годом число учеников корейских школ увеличилось на 113 человек (НО мальчиков и 3 девочки). В отчете за 1897 г. по 12 корейским школам Посьетского участка указано 389 учеников15. По четырем школам в селах Тизинхэ, Песчаная, Русиновка, Адими число учащихся не указано. В 1899 г. открылась школа в селе Брусье.
Таким образом, к концу XIX века в 16 селениях из 22, имеющихся в Янчихэнской волости, существовали школы. Все 4 села Корсаковской волости имели школы. Школа по своему местоположению становится доступной большей части корейского населения. Это был важный итог развития школ в 90-е годы.
Николаевское училище в Янчихэ было на особом счету у администрации. Оно носило имя цесаревича, и волостной старшина П. С. Цой особо заботился о его содержании. Возможно, по просьбе П. С. Цоя начальник Южно-Уссурийского округа А. В. Суханов в 1893 г. ходатайствовал перед Приморским военным губернатором П. Ф. Унтербергером о выдаче 600 руб., необходимых для проезда на Дальний Восток учителя для Янчихэнской школы. При этом Суханов собщил, что деньги будут возвращены корейским обществом села Янчихэ. П. Ф. Унтербергер отправил телеграмму в город Тотьма, директору учительской семинарии, в которой просил направить в край учителя. Вновь прибывшему учителю обещали жалованье 500 руб. в год и квартиру. За деньги, выданные на проезд, учитель был обязан прослужить в школе 5 лет. Известно, что в Янчихэ прибыл выпускник Тотемской учительской семинарии Александр Николаевич Колотов. Но уже в 1894 г. в этой школе работал выпускник Прибалтийской учительской семинарии (город Рига) Иосиф Адамович Домбровский. Он получал в год 600 руб. жалованья. И. А. Домбровский имел тринадцатилетний педагогический стаж. Это был первый учитель в корейской школе с профессиональной подготовкой и солидным педагогическим опытом.
В 1900 г. в Николаевском училище работал учителем Лев Петрович Цой, выпускник Иркутской учительской семинарии. Он получал жалованье 960 руб. в год.
В 1894 г. состоялись первые полноценные экзамены в корейских школах. Все пять выпускников Корсаковской двухклассной церковно-приходской школы: Григорий Тен, Прокопий Ким, Павел Син, Авраам Цой, Владимир Тян, и пять из шести выпускников Кроуновской одноклассной школы: Николай Ким, Иннокентий Ким, Феодор Ким, Григорий Цой и Яков Ким дали на экзаменах удовлетворительные письменные и устные ответы и за это удостоились получения льготных свидетельств IV разряда, по которым срок военной службы сокращался с шести до четырех лет. Экзамены принимала особая комиссия под председательством благочинного X участка, Никольского священника Павла Мичурина в присутствии представителей местной власти.
Об уровне школьного обучения в корейских школах 90-х годов все чаще встречаются самые лестные отзывы. Например, при оценке результатов обучения в 1894-95 учебном году, отмечаются «выдающиеся успехи» учеников корейских сел Корсаковки, Кроуновки, Синельниково и Пуциловки. Особенно корейские мальчики отличались математическими способностями, быстро и верно решали арифметические задачи.
Янчихэнская школа на Амурско-Приморской выставке 1899 г. получила похвальный отзыв «за постановку учебного дела».
Открытие школ во всех крупных корейских селениях в конце XIX века создало предпосылки для перехода на более качественный уровень школьного обучения в начале XX века (открытие двухклассных училищ, женских школ, приглашение профессионально подготовленных педагогов на учительские должности). Все это стало возможным благодаря привлечению общественных средств сельских обществ и материальной помощи родителей школе. Особо следует отметить большой вклад в развитие образования корейского народа волостного старшины П. С. Цоя.
Стоит сказать также, что осознание образования как ценности глубоко вошло в ментальность корейского народа. Поэтому, преодолевая все сложности обустройства на новом месте, в иной культурной и языковой среде, корейские переселенцы старались открыть в своем селе школу и начать обучение детей грамоте.
———–
* О.Б. Лынша. Из статьи “Зарождение школьного образования среди корейского населения Южно-Уссурийского края во второй половине XIX века.”// Чхве Джэхён (Цой Пётр Семёнович). Сост. Б.Д. Пак, В.В. Цой. – М., 2010. С. 154-174.
Он заложил основы культуры российских корейцев*
С.Г. Нам, к.и.н..
Выдающуюся роль в культурном просвещении своих сограждан сыграл волостной старшина Цой Пётр Семёнович (Чхве Джэхён), который в течение десяти лет своего правления волостью (1893-1903 гг.) проявлял неустанную «просвещенную (по выражению епископа Хрисанфа) заботливость о своем народе». В условиях отсутствия в крае корейских общественных организаций или объединений функции руководителя, организатора культурной деятельности среди корейского населения, объединителя разрозненных корейских семейств выполнял волостной старшина. Чхве Джэхён, известный и вошедший в историческую литературу как старшина Цой, был просвещеннее и дальновиднее многих своих сограждан. В своей многогранной деятельности он смело разрушал унаследованные от своей исторической родины конфуцианские каноны и принципы, вносил в различные области жизни своих подопечных весьма важные и значимые нововведения. То, что было немыслимо в те годы на его исторической родине и было предметом мечтаний самых смелых реформаторов, совершал в своей волости старшина Чхве Джэхён, конечно, в пределах своих возможностей и в соответствии с российскими законами.
Он многое делал для приобщения женской половины своей волости, особенно юной ее поросли, к православию. Этого можно было добиться наиболее результативно и эффективно через строительство женских школ. Чхве Джэхён открывал женские церковно-приходские школы в волости, где девочки получали равные с мальчиками знания, получали такое же, как и мальчики, православное воспитание, то есть росли равноправным гражданами общества. На исторической родине российских корейцев женщина занимала самую низшую ступеньку в социальной иерархии общества. Ее положение было равносильно положению рабыни, о чем свидетельствовали все европейские религиозные деятели (епископ Хрисанф, католический священник Мутель, православный историк С. В. Недачин), более или менее близко столкнувшиеся с этим явлением на месте, в Корее: «…семейной жизни, как она понимается у нас, не существует среди корейцев благодаря незавидному положению женщины, которая является не подругой своего мужа, а скорее его слугой, рабыней, кореец смотрит на женщину, как на низшее существо, и считает для себя унизительным находиться в женском обществе. Законы и обычаи страны не признают за женщиной никаких прав… Пренебрежение к женщине доходит до того, Что у них нет собственных имен, и, говоря о женщине, обыкновенно выражаются не иначе как дочь такого-то или сестра такого-то, о замужней говорят — жена такого-то, а если у нее есть сын, то говорят мать такого-то. Впрочем, корейцы вообще избегают говорить о женщине, считая такой «разговор унизительным для мужчины.
Женщины проводят большую часть времени взаперти — на женской половине… Все женщины, кроме прислуг, показываются на улицу или в закрытых носилках, или с закрытыми лицами… Вот такие правила своеобразно-корейского этикета… составляют большой тормоз к распространению христианства среди женщин»2.
Нововведения Чхве Джэхёна в сфере образования в значительной мере способствовали разрушению ограничений, существовавших в системе взаимоотношений корейцев по половому признаку, установленных конфуцианской этикой.
При правлении Чхве Джэхёна в селе Янчихэ была открыта и ремесленная школа (иначе -училище), где дети получали первые навыки технического образования. Как известно, в Корее не было таких школ и вообще учебных заведений технического профиля и, соответственно, не было подготовленных технических специалистов, в чем усмотрели реформаторы из «Кэхва ундон» одну из причин отсталости страны, бедности и нищеты ее народа. В силу отсутствия мастеровых в Корее, не могло их быть и в числе переселенцев в российское Приморье. Их недостаток должна была восполнить открытая ремесленная школа.
П.С.Цой с братом Алексеем
и племянником Львом (Манхак).Владивосток 1915 г.
Вся эта деятельность волостного старшины, направленная на просвещение и духовное воспитание корейского населения края и дававшая весьма впечатляющие результаты, была по нраву не только его подопечным. Прогрессивные деяния Чхве Джэхёна были в духе помыслов и забот и начальника русской православной миссии в Сеуле, затем архимандрита и епископа Хрисанфа, посетившего село Янчихэ в 1904 г. по пути из Сеула во Владивосток. Как раз в эти годы он сам был озабочен делами церковно-приходской школы, сталкивался в Сеуле с трудностями в привлечении кореянок к православию. А в Янчихэ он увидел многое из того, что сам хотел осуществить на земле Кореи претворенным в жизнь, и потому его отзывы об увиденном здесь не могли не быть восторженными.
Высокая оценка была дана просветительской деятельности Чхве Джэхёна и другим очевидцем, свидетелем развития школьного образования в Янчихэнской волости В. Граве. Его высказывания по этому вопросу ценны нам тем, что они даются в сравнении с подобным же делом в русских селениях Забайкалья и Приамурского края: «По справедливости можно сказать, что школьное образование среди корейцев стоит выше, чем среди русского населения Приамурского края, не говоря уже о Забайкальской области, где, например, в казачьих поселениях по средней и нижней Аргуни трудно достать грамотных… Напротив, у корейцев нет ни одного селения, где бы не было школы, а есть места, где их две, не считая корейских школ для маленьких детей».
Эти впечатления двух очевидцев (а их гораздо больше) со всей убедительностью свидетельствуют о высоком для того времени уровне развития школьного образования у российских корейцев. Об этом же свидетельствует официальное признание администрации края в 1899 г. Так, на почетной Амурско-Приморской выставке 1899 г. в г. Хабаровске, явившейся генеральной репетицией перед Всемирной выставкой 1900 г. в г. Париже, по результатам отбора выставленных на ней экспонатов по разделу «III. По учебному делу», за номером 213 «за постановку учебного дела» Янчихэнское начальное училище (начальная школа) было удостоено «похвальным листом комитета выставки»5. Неизвестно, был ли выставлен этот экспонат на Парижской выставке, но его награждение «похвальным листом комитета выставки» предполагает, что эта школа — Янчихэнское начальное училище — призвана стать образцом ведения учебного процесса во всех школах края, в особенности корейских.
Таким образом, русские начальные школы в корейских селениях с честью выполняли свое главное предназначение — приобщение корейцев к русской православной духовности, русской культуре и науке. По этому поводу автор книги об Амурско-Приморской выставке Е. Т. Смирнов писал, что «пробывшие долго в школе корейцы становятся хорошими приверженцами всего русского и стараются на корейском языке распространять среди корейцев русские законы. Из вышеприведенного явствует, что начальные школы в здешнем крае являются силою не только в смысле сообщения». Как видно из этой цитаты, автор дает высокую оценку статусу начальной школы, которая обучает учащихся не только алфавиту и основам грамматики языка или математики, но и «русским законам», во-первых. Во-вторых, он говорит здесь об обратной отдаче корейцами знаний, которым их обучали в школах, всему обществу в целом и русскому в том числе. Более конкретно об этом он пишет далее: «Пятнадцатилетнее знакомство с корейцами, обращенными в христианство и устроенными в деревнях в Южно-Уссурийском крае и других местах, дало возможность вывести заключение об их нравственных качествах, бытовых особенностях и степени их полезности для Приморья в качестве колонизационного элемента. i
Оказалось, что корейцы доказали свою способность к усвоению начал русской жизни и склонность к христианству. Они делают крупные пожертвования на постройку в их селениях церквей и русских школ, стремясь путем религиозного и умственного развития детей достигнуть сближения с тем народом, который их приютил. Многие из корейцев уже усвоили некоторые обычаи русского общества, женятся на русских, а в числе священнослужителей и учителей есть представители корейской народности». Это написано в 1899 году. Значит пятнадцатилетнее знакомство, о котором он пишет, включает период, начиная с 1884 года, когда после заключения русско-корейского соглашения об ограничении корейской эмиграции всех корейских переселенцев подразделяли на три категории по степени длительности их пребывания на российской территории для их официального принятия в русское подданство, а также 90-е годы, когда были приняты 10 тыс. корейцев первой категории в русское подданство с одновременно поголовным их приемом в христианство, православие. Но на самом деле речь идет о результатах православного воспитания и обучения корейцев в школах по русскому образцу в течение не 15-ти, а почти 40 лет после их пребывания на территории российского Приморья.
Конец XIX века был временем вступления в жизнь уже представителей третьего поколения корейских переселенцев. Здесь нет преувеличения или натяжки, ибо корейцы того времени (канун Русско-японской войны 1904-1905 гг.) очень рано вступали в брак: мальчики в 12-13 лет, а в богатых семьях даже в 7-8 лет, а девочки
Начало XX века. Начиналась жестокая эпоха войн и смут: Первая мировая война, революции в России (февральская и октябрьская), гражданская война, иностранная, в том числе и японская, интервенция на Дальнем Востоке в 1918-1922 гг.
А жизнь шла своим чередом. Рождались новые поколения российских корейцев. Взрослея, они поступали в основанные волостным старшиной Чхве Джэхёном церковно-приходские школы и получали православное воспитание.
В рассматриваемый нами период, а именно в период правления волостного старшины Чхве Джэхёна, закладывались основы культуры российских корейцев, представлявшей собой синтез культур двух народов — русского и корейского. Ум, сознание корейцев Приморья впитывали, насыщались духом желанной ими русской православной культуры. И главным результатом развития культуры первых корейских переселенцев можно считать постепенное изменение нравственного, духовного склада, духовной природы, если можно так выразиться, человеческого материала корейца.
Во взрослую жизнь вступали представители второго и третьего поколений российских корейцев — уроженцев Южно-Уссурийского края 80-90-х годов XIX века рождения. Это были люди с православной духовностью, с новым внешним обликом: без корейских кос, стриженные коротко, по-европейски, в европейских костюмах и шляпах, со знанием русского языка, но уже забывающие свой родной, служащие в русской армии, общественно активные, считающие себя частью русского православного общества… Ярчайшими представителями этого поколения корейцев были следующие известные общественные и военные деятели (в алфавитном порядке перечисленные): Кан Сандо, Ким-Станкевич А. П., Ким Афанасий А., Ким Михаил, Нам Манчун, О Хамук, Хан Менее, Хан Чанголь и многие, многие др.
———————–
8С.Г. Нам. Чхве Джэхён и культура первых корейских переселенцев // В.В. Цой. Чхве Джэхён (Цой Пётр Семёнович). Алматы. 2001. С. 168-188.
“Печка”, газета Стипендиального фонда им. Чхве Джэхёна
Образование – на первое место
Пан Бён Рюль, профессор, д.и.н.,
(Республика Корея)
Во второй половине 1880 г. для организации постепенно растущего корейского населения была введена система самоуправления — дохон. До этого каждая деревня выбирала себе старосту. Староста решал вопросы налогообложения, разбирал всякие судебные споры и выполнял полицейские функции. Русское правительство объединило все корейские деревни, находившиеся в приграничной зоне с Китаем и Кореей в южной части Приморского края, в одну волость Янчихэ, и административным ответственным становился дохон, волостной старшина. Обязанности дохона заключались в том, чтобы разбирать гражданские иски и земельные тяжбы между крестьянами, содержать корейскую школу. В волости находился полицейский участок с отделениями в Адими и других наиболее важных местах.
В 1893 г. Петр Семенович впервые стал кандидатом на пост волостного старшины. До второй половины 1880-х годов волостными управляющими нанаходился полицейский участок с шдслспиими о значались русские, а после 1892 г., когда корейцы стали получать русское гражданство, Петр Семенович выдвигается на должность дохона. Это показывает, каким высоким доверием он пользовался у русских властей и насколько его лидерские качества были признаны корейцами. В том же году, когда Петра Семеновича избрали на пост дохона, он был удостоен второй правительственной награды — серебряной медали (Станислава). На следующий год Петр Семенович едет в Петербург для участия в 1-м Всероссийском собрании волостных старшин, где слушал речь царя Александра III. Это было первым официальным событием государственного уровня, где он участвовал. Спустя 2 года, в 1896 г., Петр Семенович еще раз посещает Москву и Петербург для участия в коронации Николая П.
Работая в качестве дохона, Петр Семенович поставил на первое место образование корейских детей. Будучи переводчиком, он способствовал созданию школы для маленьких детей. Уже в 1880 г. в населенных пунктах Ёнгпене и Чупуне волости Янчихэ существовали русские школы. Еще в 1891 г., до назначения его дохоном, он создает школу в деревне Янчихэ, чтобы корейские дети могли получить русское образование. Николаевская начальная школа в корейской деревне являлась типичной корейской школой русского образца. Петр Семенович выделил 2 тысячи рублей в качестве стипендии для бедных учеников и всячески помогал в управлении школой. Многие из выпускников Николаевской школы продолжили обучение в вузах. Некоторые из тех, кто получал стипендию Петра Семеновича, в дальнейшем прступили в пединститут и сами стали учителями. Были и те, кто поступили в военную школу, стали офицерами и совершили немало подвигов для России. Русское правительство, признавая заслуги Петра Семеновича, удостоило его в 1902 г. золотой медалью (Станислава). А Николаевская начальная школа в Янчихэ получила бронзовую медаль в категории учреждений образования на выставке в Хабаровске, чем заслужила звание лучшей русской начальной школы Приморского края. В обшей сложности Петр Семенович удостоился 5 медалей — 1 золотой и 4 серебряных, что означало признание правительством весомости вклада, сделанного Петром Семеновичем в дела российского общества.
Сентябрь 2014 г в Республике Корея был назван месяцем Чхве Джэхёна
Помимо здания для школы и церкви, Петр Семенович также построил здание для учителей и учеников. Это было большое и просторное кирпичное здание, располагавшееся на въезде в деревню Янчихэ, оно описано в путевых заметках английской путешественницы Изабеллы Бёрд Бишоп в 1894 г. и в записках епископа Хрисанфа, в его повествовании о путешествии из Сеула во Владивосток в 1904 г. В особенности Хрисанфа поразили постройка женской школы и активное участие женщин в церковных делах, в чем он видел большую заслугу Петра Семеновича как лидера. В 1895 г. по инициативе Петра Семеновича были открыты русские церкви и школы в корейской деревне Заречье, основанной Чхве Бонджуном в 1875 г. Открыв школу в Янчихэ, Петр Семенович сам становится ее директором.
Петр Семенович был убежден в том, что православные церкви и школы нужны в каждой корейской деревне. В этих целях он начал собирать капитал для их постройки. Все корейцы активно поддержали эту идею. В 1890 г. в Приморском крае уже было 32 начальных школы в корейских деревнях, что было плодом усилий корейцев во главе с Петром Семеновичем. Петр Семенович всю свою зарплату дохона в сумме 3 тысяч рублей хранил в банке и на проценты от них периодически отправлял по одному человеку учиться в Петербург или другой крупный город России. Среди 40 стипендиатов Петра Семеновича, прошедших обучение в педагогических и военных школах, были Ким Афанасий, Ким Михаил, Хан Менее, О Хамук, Цой Коре, Пак Иллия, впоследствии ставшие известными общественными и политическими деятелями. Успехи Петра Семеновича в развитии образования стали возможными благодаря его деятельности в качестве бизнесмена. По заключенным им договорам Петр Семенович снабжал русскую армию говядиной, а также управлял кирпичным заводом в Славянке, поставлявшим той же армии стройматериалы. Кроме того, он сдавал в аренду жилые дома во Владивостоке и Янчихэ.
Для того чтобы поддерживать развитие образования и уменьшить безработицу среди корейцев, Петр Семенович объединяется с другими бизнесменами. В 1898 г. симпатизировавшие ему Хан Алексей Лукич, Хан Василий Лукич и Ким Петр Николаевич стали его побратимами. А Цой Николай Лукич, получив деньги от Петра Семеновича, сколотил большое состояние на поставке мяса во время «боксерского восстания» в 1900 г. в Китае и Русско-японской войны 1904-1905 гг. Они заключили побратимский союз, для того чтобы собрать капитал для нужд корейцев.
—————————-
*Пан Бён Юль. Цой Пётр Семёнович – выдающийся деятель корейцев России. (на русском и корейском языках). Сеул. 2004. С. 18-21.
Послесловие
Более 100-а лет прошло с тех времён. Преданы забвению-свержению многие идеалы, имена, ценности. Но память о первом лидере-просветителе у корейцев живёт.
В 2010 г. в Московском доме национальностей прошёл большой торжественный вечер, посвящённый 150-летнему его юбилею, Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН) подготовил к юбилею солидную монографию “Чхве Джэхён. Цой Пётр Семёнович”, (Вторая премия на конкурсе “Лучшая книга года за 2010 г.” ИВ РАН).
В Уссурийске, где он жил последние годы, вот уже 12 лет в начале апреля (время его гибели) отмечается “День Героя”, на котором первые имена – Пётр Цой и Сергей Лазо.
Там же в Уссурийске исследователи нашли его дом. В 2011 г. на нём установлена памятная доска. При содействии Республики Корея дом выкуплен, скоро в нём откроется Музей Чхве Джэхёна.
В Республике Корея работает Стипендиальный фонд им. Чхве Джэхёна. Он продолжает его просветительские дела, предоставляет гранты студентам на обучение, назначает стипендии.
В Сеуле на Центральном мемориальном кладбище Тонзягтон в 2014 г. установлен мемориал, на котором выбиты имена Чхве Джехёна и его жены Елены Петровны.
Теперь есть на земле святое место, куда можно придти, поклониться светлой памяти великого просветителя.