Предисловие от составителя

Вы держите в руках четвёртую книгу “Корейцы”, и я, как её составитель, рад очередной маленькой победе.

Наверное, мало кто верил, что нам удастся удержаться на плаву, но одобрительная реакция многих моих соотечественников, сказанная тихо, чтобы никто не слышал, на первое и последующие издания, дали мне уверенность и энергию двигаться дальше.

В 2011 г.  вышел первый сборник “Корейцы  Публицистические очерки и размышления”,  состоящий  только из моей  публицистики.  Для меня это был большой риск, но другого выхода я не видел и бросился в это дело, находясь  в состоянии корейского “бзика”. Впервые об этом состояния я прочитал в книге прекрасного писателя Ким Владимира Владимировича “Тайны чёрного дракона” , где он этот феномен называет корейской национальной особенностью. Это когда с голыми руками кидаешься даже на паровоз, если это диктуется необходимостью.

В сборнике “Корейцы” в 2012 году я уже  использовал материалы  из книги “Сон во сне”, в которой  мой дед – учёный и просветитель, Герой Кореи Ге Бону, написал свои личные воспоминания об его  участии в Первомартовском движении в Сеуле 1919 г.  С небольшим предисловием я разместил материалы очевидца под названием “Первомартовское движение глазами участника”.  Вся публицистика сборника опять принадлежала мне. В книгу также вошли стихи  известного казахстанского поэта Станислава Ли и Вашего покорного слуги.

Но я взял на себя смелость разместить в этом выпуске одно из назиданий Великого Абая из его “Книги Слов”. Основанием послужило известное для людей Востока негласное правило, согласно которому они прислушиваются к  словам только Великих. Статья называется “Назидания Абая – находка для корейцев”

В сборнике “Корейцы”, изданном в 2013 г., уже участвовали четыре автора, и впервые он вышел на русском и корейском языках.

Я понимаю осторожность прагматичных корейцев,  наблюдающих за моей “прыткостью”,  и некоторые, видимо, из любопытства, соглашаются попробовать себя на страницах сборника. Часть материалов я взял из Интернета, где можно найти много толкового. И вот в сборнике “Корейцы” в 2014  г. мне приятно представить Вам, в общей сложности, 19 авторов. Здесь  вопросы  истории, публицистика, доклады, интервью, письма, стихи и даже сказки. Всё самое интересное, что может сделать моих сородичей богаче и шире.

Солидный тираж каждого сборника ( по 4000 экз.) позволяет просвещать  казахстанских корейцев, ибо на сегодняшний день все существующие корейские информационные пространства (газета “Корё ильбо”, корейские радио и телепрограмма), по степени проникаемости в корейские семьи довольно слабые.

Передо мной лежат сведения о количестве подписчиков на нашу газету на 2014 г. Если, к примеру,  взять самые “корейские” города Казахстана, то в Алматы (25 тыс. корейцев)- выписано 381 (1,5%), в Карагандинской обл. (14 тыс.)- выписано 85 (0,6%), Кызылординской обл.( 8 тыс.)- выписано 24(0,6%), ЮКО (11,5 тыс.)- выписано 23(0,2%), Жамбылская обл.( 12, 2 тыс.) – выписано 49(0,4%), Алматинская обл.(17,5 тыс.)- выписано 105(0,6%). Всего в Казахстане живёт  104200 корейцев. Если семья состоит в среднем из 4-х человек, то количество семей- 26 050 (100%)- выписано 1042 (4%). Получается, что на 25 семей приходится всего одна газета. Уместно ли говорить о том, что газета “Корё ильбо” для корейцев является  СМИ?

Я подсчитал, что наш сборник тиражом 4000 экз. охватывает более15,3% корейских семей, т.е. мы можем быть услышаны почти в 4 раза больше. Но если найдутся люди, которые на добровольной основе готовы нам помочь в распространении сб. “Корейцы”, этот показатель будет далеко превышен.

Мы открыты для сотрудничества с любым человеком из любого региона, учитывая  Киргизию и Узбекистан.

Давайте поможем себе стать лучше!

 

 

 

 

 

 

 

 

К 70-ти летию со дня смерти генерала Хон Бомдо

Речь Ли Чончхан — Председателя общества памяти генерала Хон Бомдо Республики Корея н, 

 

 

 

В этом году исполняется 70 лет со дня смерти в далёком Казахстане  Генерала Хон Бомдо.

Сегодня  мы собрались здесь, чтобы вспомнить следы, оставленные им в период его великой вооружённой борьбы за независимость, а также холодные и безнадёжные последние  годы его жизни.

27 октября 1943 года в газете «Ленин Кичи» была опубликована следующая информация: “Извещаем близких друзей о том, что товарищ Хон Бомдо, после болезни,  длившейся несколько месяцев в 8 часов дня 25 числа сего месяца скончался. Похороны  состоятся 27 октября  1943 года в 4 часа дня. Сообщил: коллектив  трудящихся  кызылординского  завода по отчистке риса.» Эта статья известила нас о последних моментах жизни героя вооружённой борьбы, навечно  оставившего свой след в истории движения за независимость.

Я уже неоднократно имел честь рассказывать о незаурядной жизненном пути и выдающихся  командирских качествах генерала Хон Бомдо.

Во-первых, генерал Хон Бомдо был родом не из сословия янбан(дворян), а из обычных шахтёров. Для того, чтобы как-то прокормиться, ему приходилось ходить по буддийским монастырям  и  просить милостыню. Даже став охотником он находился в нижних слоях общества. Он никогда ничего не получал от династии Чосон (королевства Чосон) и, скорее всего, она его эксплуатировала. Но даже несмотря на это, когда  Родина подверглась  нападению и разграблению со стороны зарубежных агрессоров, он решительно поднялся на правое дело борьбы за независимость нации.

В 1907 г., когда армия  Корейской Империи  была насильственно распущена японскими империалистами, солдаты, встали на защиту  страны  организовав «армию справедливости».  Это движение потом, уже за пределами страны, в  Манчжурии и на территории России, переросло в движение Армии Независимости.   Сердца солдат, готовившихся  к борьбе в Манчжурии и приграничных районах, буквально пылали стремлением когда-нибудь, во чтобы -то ни стало вступить на территорию родной Кореи и освободить страну от японского ига. Генерал Хон Бомдо в то время вёл бурную деятельность в качестве командующего Армией Справедливости.

Во-вторых, генерал Хон Бомдо всегда был о себе скромного мнения.

По всей стране зарождалось движение «Армии Справедливости». Зарождались без какой-либо  единой системы командования, без приказов сверху, и без ставки командования. И «Армия справедливости» и «Армия независимости» создавались делая основной упор на самих себя. По этой причине между ними часто возникала борьба  за верховенство. Не является секретом  тот факт, что в движении присутствовала эгоистичность и фракционность. Однако генерал Хон Бомдо обладал незаурядными человеческими и лидерскими качествами. Он всегда считал, что на фронте антияпонской борьбы не гоже грызться между собой, тем самым снижая собственную боеспособность. По этой причине он стремился избегать поста главнокомандующего и старался принимать личное командование  над всеми войсками в качестве полкового командира.

В -третьих, генерал Хон Бомдо отличался выдающимися тактическими способностями.

В 1920 году в месте Понодон, в китайском уезде Хэлун  префектуры Цзилинь произошёл бой, в котором слабому и малочисленному объёдинённому отряду Армии Независимости предстояло вступить в неравный бой лицом к лицу с регулярной стрелковой дивизией японцев. Однако недостатки в числе и силе генерал Хон Бомдо  сумел компенсировать своими выдающимися тактическими способностями. Он терпеливо выжидал, пока  отряд японцев  не будет заманен в перевал Понодон, чтобы потом полностью отрезать ему пути к отступлению и одним ударом разгромить врага. Его незаурядный  тактический гений до сих пор является для нас важным уроком. Благодаря победе при Понодоне, уже позже  ему удалось полностью разгромить крупное подразделение японцев в битве при Чхонсанни.\

Изучая историю этих побед в детстве мы не раз слышали легенды о «летающем Хон Бомдо». Однако мы не знали, что в итоге он оказался жертвой  предательства бездушной  международной политики.

Японские милитаристы, потерпев во второй раз поражение в 1920 году мобилизовали крупные силы регулярной армии и приступили к плану подавления Армии Независимости на территории Манчжурии. В июне 1921 года генерал Хон Бомдо под началом которого осталось около 300 человек отступил в Иркутск, где вступил в 5-ую дивизию советских войск в качестве объединённой национальной бригады. Это был вынужденный выбор, чтобы спасти Армию Независимости.

В конце 1921 года генерал Хон был приглашён в Москву  на первый съезд трудящихся Востока. Там он от В.И.Ленина получил наган и 100 рублей золотом в качестве подарка, а спустя некоторое время принял командование над «отдельным корейским батальоном» 25-ой дивизии.

Даже несмотря на то, что Хон Бомдо был в армии не своей страны, он так и не оставил надежды, что когда-нибудь сможет повести этот батальон в бой и освободить Корею. В нём присутствовала скорбь нации, оставшейся без своей страны.

В то время советское руководство   стало открыто  проводит политику  по исключению корейцев из рядов советских войск. И поэтому в 1923 году, в возрасте 55 лет генералу Хону пришлось снять военный мундир.

После этого, уже как обычный человек, он организовал в Приморье колхоз  и снова принялся руководить жизнью корейцев. Однако в 30-х годах  японская военная гидра проглотила Манчжурию и начала тянуться к Приморью.

Года пролетели незаметно, состарился и сам Хон Бомдо.

После  прихода к власти Сталина, жизнь Хон Бомдо СССР стала ещё сложнее. Для того чтобы не раздражать всё растущую в силе Японию в 1937 году Сталин приказал начать массовое переселение корейцев в Центральную Азию. Примерно 2800 корейских деятелей и армейских  офицеров, которые выразили протест против переселения были репрессированы. Стариком в возрасте 69 лет, генерал Хон Бомдо божьим провидением избежал резни, но походил он уже на старого тигра в клетке.

Переехав в Кызылорду он влачил одинокое существование, работая по ночам вахтёром в корейском театре, а днём на заводе по отчистке риса.

Генерал Хон Бомдо скончался в 1943 году, совсем немного не дождавшись Возрождения.

Для бессильного народа история безжалостна.

Диаспора корейцев Центральной Азии пусть по прежнему почитает генерала Хон Бомдо, но она по прежнему не понимает причину, по которой  прах его должен покоиться на кладбище в Кызылорде и не может быть возвращён на Родину.

Сегодня на могиле генерала Хон Бомдо мы, воскуривая фимиам, ещё раз поклонимся жизни и помянем великого человека.

 

Ли Чончхан- Председатель  общества Памяти Хон Бомдо в Республике Корея.

25 октября 2013 г.  Зал корейского театра в Алматы, Казахстан.