Мне довелось быть делегатом Учредительного съезда советских корейцев в Москве в мае 1990 года7. Его итогом стало создание Всесоюзной ассоциации советских корейцев, к сожалению, так и не сумевшей в полной мере реализовать себя. Причин тому несколько. Одна из них – то, что на этом съезде ещё не были найдены пути, способные объединить всех советских корейцев. Было слишком много декларативных заявлений, то и дело звучали слова «нужно», «должны», зато мало конструктивных предложений – как эти «нужно» и «должны» материализовать, какую подвести под них реальную базу. Это осталось понятным, быть может, только «высокому президиуму» форума, но не делегатам, которых было свыше 300.
Удручающее впечатление произвели разговоры в кулуарах. В одном из перерывов мы узнали, что накануне вечером Председатель Верховного Совета СССР А. Лукьяновв имел встречу с руководством съезда и дал установку: желательно не поднимать проблему корейской автономии, сейчас не время: повеяло таким знакомым, будто распахнули ворота в прошлое – депортированному народу мягко, но настойчиво предлагалось таковым и оставаться.
Но что вызвало шквал возмущения многих делегатов – так это слепое, в духе застойных времен, подчинение указанию «сверху». Руководители делегаций от регионов, в свою очередь, советовали делегатам не выступать на съезде, боясь, что кто-то из них может выразить свою точку зрения насчёт создания автономии. Объяснялся этот запрет тем, что, мол, желающих выступить много, а у президиума есть заранее заготовленный список.
Но как ни старались свыше подавить идею о корейской автономии, она всё-таки прорвалась, нарушив плавное, запрограммированное течение съезда. Запомнились горячие, эмоциональные выступления многих, особенно же – кандидата исторических наук, старшего научного сотрудника Института востоковедения РАН Светланы Григорьевны Нам. Обоснованно и толково она доказывала необходимость советским корейцам вернуться на родину своих предков, в Приморье, возродить утраченные корни и вместе с ними язык, культуру, традиции, обычаи. Её страстное выступление было встречено президиумом со сдержанным неудовольствием. Но Светлана Нам не поддалась нажиму, несколько раз подходила к микрофону, установленному в зале, снова и снова отстаивая свою позицию.
Как ни странно, искреннюю поддержку эта идея, которую на съезде успели возвести в ранг крамольных, нашла понимание среди молодых делегатов. И это порадовало. Значит, не всё ещё потеряно в нашей искоренённой и низвергнутой истории.
Уже после съезда вышла в свет небольшая по объему, но очень важная и ценная для нас книжка С.Г. Нам «Корейский Национальный Район. Пути поиска исследователя» (М.: Наука, 1991).
Готовясь к съезду, С.Г. Нам задалась целью доказать существование в прошлом в Приморье корейского национального района. В архивах она нашла документы, свидетельствующие о том, что у советских корейцев, вопреки мнению многих нынешних историков, было свое национально-территориальное образование. Вот что пишет С.Г. Нам:
«Ознакомление с архивными материалами позволило автору… прийти к заключению, что неблагодарные мысли и сомнения, часто посещающие неразумные головы наших современников относительно способностей корейских руководителей Приморья 1920-50-х годов, не сумевших якобы обеспечить нас, их потомков, своим национально-территориальным «углом», могли зародиться лишь вследствие потери нами своей национальной памяти. Жизнь наших дедов и отцов и их дела были героическими, они сделали всё, что было в их силах, и даже более. Сражались за свободу и независимость Родины против японских колонизаторов как на Дальнем Востоке в период Гражданской войны, так и в самой Корее. Боролись за установление Советской власти на Дальневосточном крае, участвовали в хозяйственном, советском, культурном строительстве, превратившись из объекта преследований колонизаторов, выражаясь современным языком, можно оказать, правда, с натяжкой, в «субъект Федерации» – добились образования Корейского национального района. И не их вина, а беда всех советских корейцев, что сталинский произвол в национальной политике привёл народ к трагедии, лишив его многих достижений в различных сферах жизни».
Автор исследования подробно рассказывает историю образования Корейского Национального Района, ссылаясь на документальные факты. И далее пишет:
«Посьетский национальный район в качестве первичной ступени национальной автономии корейцев просуществовал ровно десять лет, то есть до начала печально известной депортации советских корейцев в Казахстан и республики Средней Азии в 1937–1938 годы. И с тех пор национально-территориальной образование советских корейцев практически перестало существовать. Оно было насильственно, незаконно ликвидировано».
Я вдвойне благодарна Светлане Григорьевне: своим исследованием она подтвердила факт того, что Корейский национально-территориальный район в Приморье был10. И это тем более важно, что у его истоков в конце 1920-х – начале 1930-х годов стояли конкретные люди – наши отцы.

Сын А.А. Кима, Тельмир Афанасьевич, также избранный делегатом Учредительного съезда от Дальнего Востока, прилететь в Москву не смог – находился в плаванье. Но я твёрдо знаю, что его позиция однозначна. Приведу его письмо ко мне:
«Видимо, прошлое ещё долго будет влиять на судьбы людей. Трагическая судьба моего отца, Афанасия Арсеньевича Кима, старшего брата, Геннадия, горе моей матери, Веры Николаевны Югай, и всех моих соотечественников-дальневосточников, корейцев, подвергшихся репрессиям и насильственному выселению, их мучительные физические и моральные страдания отложили в моём сердце неизгладимый след обиды и протеста.
Я обращался к Хрущёву*, Горбачёву*, Громыко* с заявлениями о реабилитации репрессированного народа. Когда начали создаваться культурные центры и ассоциации советских корейцев, я стал с ними сотрудничать в надежде на реабилитацию советских корейцев. В настоящее время имею постоянный контакт с Аккурганским городским корейским культурным центром в Узбекистане, оказываю его председателю В.Д. Киму помощь в обеспечении архивными материалами и информацией из Приморья, принимаю участие в работе культурных центров и ассоциаций в Приморском крае. Обращаюсь в краевые органы власти по корейскому вопросу, веду пропаганду среди населения края за возвращение советских корейцев в Приморье. Занимаюсь поисками архивных материалов о жизни и деятельности корейцев на Дальнем Востоке, об их участии в партизанском движении…
Я стремлюсь освещать эти сведения в средствах массовой информации. Так, в номере краевой газеты «Утро России» (1991, 27 мая) опубликована моя статья «Корейцы в Приморье». В ней я от собственного имени обратился к Президенту РСФСР Б.Н. Ельцинуг с просьбой рассмотреть вопрос о реабилитации дальневосточных советских корейцев, об их территориальной реабилитации.
…Наши отцы находились в ссылке, когда началась депортация корейского населения с Дальнего Востока. Преступному правительству нужен был оправдательный повод для проведения антиконституционной политики и обвинения корейского населения в предательстве, шпионаже и заговоре против СССР. Эта «хитрость» грубо пропагандировалась, но имела результат в условиях тогдашнего неразвитого сознания забитой массы. Но ведь на самом-то деле всё было иначе. Если уж говорить о преданности советской власти, то больше всего её идеи устраивали корейцев, которые бежали из Кореи, не желая быть под игом Японии, в услужении у японцев.
К сожалению, и сегодня у большинства широкой общественности страны, в том числе и Дальнего Востока, мышление осталось на том же уровне, каким было во времена преступной Системы. И сегодня в Приморском крае антикорейские настроения присутствуют – и главным образом у номенклатурной власти и послушной ей прессы. Да это и понятно: вдруг среди переселенцев окажутся люди умнее их…
Это историческая проблема.
Наши отцы поплатились жизнями за то, что, поверив в коммунистическую байку о национальном равенстве, посмели делать то, что позволено не каждому народу».

О том, что постсоветское общество в новых независимых странах строит правовые государства, мы много наслышаны. Это закреплено в конституциях и Российской Федерации, и Республики Казахстан, и других странах СНГ. Но конституционно провозглашённые права и свободы человека на практике в полном объеме не реализуются.
Безусловно, проблема восстановления в Приморье Корейского национально-территориального района весьма и весьма проблематична. Это связано прежде всего с тем, что за прошедшие десятилетия корейцы успели крепко прижиться в Казахстане и других странах Центральной Азии. Сменились поколения, шёл активный процесс ассимиляции. Проблематичными стали и массовый переезд на свою родину, и возможность найти там понимание у местного населения, и многое-многое другое, что связано с нынешней далеко не стабильной экономической и политической ситуацией.
Тем не менее рано или поздно проблема потребует своего разрешения. Корейская национальная автономия должна быть! Огромный интеллектуальный, нравственный, физический потенциал корейцев, собранный воедино, должен и может найти свое предназначение на Родине, в своей автономии. Только тогда полностью вернётся к нам утраченное чувство национального достоинства. Только будучи равными среди равных, корейцы бывшего СССР смогут, наконец, возродиться, и темная страница изгойства в их исторической биографии останется грозным напоминанием политикам всех времён и рангов о том, к чему может привести попрание прав человека и народа.
Об автономии мечтали наши отцы, по существу борьба за её создание стала отправной точкой и главной причиной их трагически сложившихся судеб. Истинные интернационалисты, подлинные гуманисты, глубоко и всесторонне изучившие объективные процессы развития человеческого общества, наши отцы жили убеждённостью в необходимости автономии как реального условия утверждения национальной самобытности родного народа, который в силу свободного волеизъявления и гармоничного развития никогда бы не замкнулся в рамках национальной ограниченности.