КИРА КИМ, КОРЁ ИЛЬБО, 11.05.2012


     В золотом фонде Казахского радио хранится редкая запись интервью человека, имя которого вписано золотыми буквами в историю корейцев стран СНГ. ПАК-Ир Петр Александрович — философ и энциклопедист, просветитель, мудрец и бунтарь. В этом году ему бы исполнился 101 год.

фото Пак Ира

ПАК-ИР Пётр Александрович

Петр Александрович родился в 1911 году в селе Янчихе (в 20 км от озера Хасан) в семье крестьянина Пак Ен Хо, участника Первомартовского движения, который славился и как народный целитель.

Во второй половине 20-х годов прошлого столетия будущий философ учился в сельской школе. В то время там преподавал известный корейский писатель Чо Мён Хи. В 1930 году Петр Александрович окончил корейский педагогический техникум, далее до поступления в институт работал завучем, директором неполной средней школы в селе Ин-Корейское в Хабаровском крае. На летних каникулах 1936 года Пак-Ир получил от Хабаровского краевого отдела народного образования направление на учебу в город Ленинград.

Внук Петра Александровича — Вадим Пак, вспоминает дедушкины рассказы о студенческой жизни.

— Учеба давалась ему тяжело, так как он плохо владел русским языком. В то время существовала групповая система сдачи экзаменов. То есть если староста получал зачет, значит и вся группа проходила. Помимо учебы студенты подрабатывали на разгрузке вагонов, а потому как мой дед был самый маленький и щуплый, его определили старостой группы. То есть он учился, сдавал зачеты, а его товарищи подкармливали его. У дедушки была феноменальная память — это помогало ему в учебе.

Летом 1937 года он получил письмо от отца, в котором узнал, что вышел приказ о переселении корейцев. Встревоженный весточкой, Пак-Ир решает поехать домой. Однако по приезду домой, он уже не застает семью. В то время юноша учился в коммунистическом пединституте им. Н. Крупской, скорее всего от депортации его спасло то, что он был студентом. Вскоре он встретил сотрудника НКВД, который его отругал и строго наказал, чтобы тот срочно возвращался в Ленинград.

Петру Александровичу на жизненном пути встречалось много людей, которые помогали, а порой и спасали ему жизнь. Его преподаватель, профессор Шумович, который и привил ему любовь к философии, зная, что корейцы подверглись массовой депортации, подсказал написать в графе «национальность» слово «кор» и поставить точку.

— Ты по-русски плохо говоришь. Если будут спрашивать, то не говори, что ты — кореец, скажи, что коряк, — советовал Шумович. — Тогда твои проблемы все будут разрешены.

В 1944 году молодой специалист получает распределение на работу в Киргизию, где преподает в Ошском областном пединституте. Затем он становится директором одной из средних школ в городе Фрунзе. В том же году он становится преподавателем КазГУ.

В 1946-48 годах открывается новая страница в его жизни. По направлению советского правительства Пак-Ир назначается исполнительным ректором Пхеньянского университета и одновременно преподает теорию марксизма-ленинизма при Штабе Советской Армии в КНДР.

По возвращении в Казахстан Пак-Ир в течение долгих лет работал в КазГУ, возглавлял кафедру философии.

После себя философ и учитель оставил целую когорту выдающихся учеников, среди которых были: известный казахский китаевед, эссеист, культуролог Мурат Ауэзов; поэт Олжас Сулейменов, который будучи на посту председателя Союза писателей Казахстана, добился представления персональной пенсии для своего учителя.

В интервью для радиопрограммы «Мой Казахстан» (апрель 2008 года) казахстанский поэт Станислав Ли до сих с большим уважением и любовью вспоминает о встрече с человеком, который значительно повлиял на его судьбу.

— Если бы на своем жизненном пути я не повстречал Пак-Ира, то не было бы сейчас поэта Станислава Ли. Я вспоминаю нашу первую встречу, которая длилась всего одну минуту, — рассказывает Станислав Ли. — Я тогда обратился к Учителю с вопросом: Почему мы, корейцы, живем не в Корее, почему не знаем своего родного языка и историю, культуру? Он сразу живо откликнулся и пригласил к себе домой. Так началось наше плодотворное общение. Он научил меня многим вещам, как в творчестве, так и в жизни. Когда бывал у него в гостях, он много рассказывал интересных вещей, показывал древние книги, которые я рассматривал через лупу. Если он с тобой разговаривал, то он отбрасывал все дела и уделял внимание только тебе. Он был истинным мудрецом.

Корееведение стало смыслом жизни ученого, и главным трудом его деятельности считается «Вклад корейской литературы в мировую литературу (литературное обозрение за 5 тысяч лет)». Он постоянно ратовал за возрождение корейского языка и культуры, часами сидел в библиотеке, кропотливо изучал историю, бережно перелистывая ветхие страницы разных раритетных книг.

Пак-Ир — автор многочисленных трудов, которые в то время писались им «в стол». Ныне же — это объекты для пристального изучения корееведов разных стран.

Заслуги Пак-Ира перед нацией были высоко оценены на исторической родине, в Корее: его имя вписано в Золотую книгу философов Кореи. Советский, казахстанский ученый вошел в Большую Советскую и Литературную энциклопедии за ряд статей о древнем корейском поэте Ким Са Кади. Его великолепные переводы средневековых корейских поэтов в жанре «сидё» в соавторстве с известным литератором Александром Жовтисом публиковались в различных литературных журналах и альманах.

В памяти многих Пак-Ир живет как непревзойденный Учитель, который прошел тернистый путь — бывали периоды, когда он, ратуя за возрождение национального самосознания, наталкивался на глухую стену непонимания. Его неординарные выступления всегда привлекали огромное количество слушателей. Лекции Петра Александровича проходили при переполненных аудиториях. Такое свободомыслие не могло пройти незамеченным. И во времена, когда он возглавлял кафедру философии КазГУ, начались гонения. Он находился под угрозой исключения из компартии. Причиной послужила формулировка — «национализм». И как всегда рядом находились люди, которые вставали на защиту Петра Александровича.

6 апреля 1988 года Петр Александрович отправляет письмо Генеральному секретарю ЦК КПСС Михаилу Горбачеву и Первому секретарю ЦК Компартии Казахстана Геннадию Колбину. Один из вопросов, которые он затрагивает в обращении к высшему партийному руководству — национальное возрождение советских корейцев, путем выделения им автономной республики. В другом письме к высшему руководству страны он первым заявил о необходимости реабилитации корейцев, как жертв массовых политический репрессий. Сегодня все помнят, что Пак-Ир стоял у истоков зарождения корейского общественного движения в Казахстане.

«Народный академик» неустанно ратовал за возрождение корейского языка. После переезда Корейского театра в Алма-Ату он переводил пьесы для спектаклей, в 90-е годы давал уроки родного языка для театральной труппы. Он постоянно публиковался в национальной газете «Коре ильбо», выступал по республиканскому радио с рассказами об обычаях и традициях, культуре и истории корейского народа.

Пак-Ир Петр Александрович посвятил жизнь служению своему народу. Философ, просветитель, неутомимый и стойкий борец оставил грядущим поколениям нетленное наследие — любовь к своим истокам и показал всей жизнью, что значит быть настоящим патриотом своего народа.