Ге Бону

ГЕ БОН У

-Ученый, журналист-просветитель.

-Ответственный секретарь «Военной организации Независимой Кореи».

-Участник Первомартовского восстания 1919 г. в Сеуле.

Творческое наследие:

-История Кореи –учебник;

-Грамматика корейского языка для начальных и средних классов -учебники;

-Восстание Донхаков-книга;

-Враг науки – книга;

-История Кореи, три тома- книги;

-История корейской литературы – два тома – книги;

-Корейское словообразование.

В 1995 году в Сеуле, на праздновании 50-летия освобождения Кореи от японских колонизаторов сыну национального героя Кореи Ге Бон У была вручена (посмертно) высокая государственная награда – орден «За заслуги в строительстве государства степени “Независимость”. Так народ и государство оценили вклад Ге Бон У в дело освобождения Кореи от японского ига.

В книге о своем отце Ге Хак Рим пишет: “В этом ордене не только признание заслуг моего отца. В нем признание того, что все перенесенные им невзгоды, долгие годы полуголодного существования, опасная революционная деятельность, аресты, ссылки, тюрьмы, постоянные тревоги о семье и порой долгие годы разлуки, не были напрасны. Сбылась мечта отца, высказанная им в годы ссылки в маленьком казахском ауле: пришло время его книг”.

ВЕХИ СЛАВНОЙ ЖИЗНИ

Ге Бон У родился 1 августа 1880 года в Северной Корее в уезде Енхын, в семье бедного крестьянина. Природа одарила его незаурядными способностям: окончив частную среднюю школу, он уже в восемнадцать лет становится учителем. Аннексия Кореи Японией в 1910 году поставила его перед выбором — смирение или борьба. Он выбирает второе. Молодой учитель покидает родину и на долгие годы его пристанищем становится Китай. В эмиграции Ге Бон У работает учителем, активно участвует в национально-освободительном движении и… издает свои первые научные труды – учебники по истории Кореи и географии.

С 1984 года все рукописи Ге Бон У хранятся в институте Востоковедения АН бывшего СССР в Москве.

Ге Бон У рано познал горе и все трудности сиротства, оставшись без отца в 11 лет. Мать осталась одна с сыном на руках. Легко понять, как горячо она любила своего единственного сына. Кроме него у нее не осталось никого на свете. И он всегда отвечал ей любовью и заботой.

В книге “Сон во сне” есть замечательные воспоминания Ге Бон У о его первых днях в школе.

… “Мать поджидала меня после уроков. Она посадила меня себе на спину и понесла домой. Мне было стыдно перед сверстниками, но я не мог лишить ее радости. И она часто носила меня в школу и обратно на спине, хотя расстояние было около километра. От стыда я закрывал глаза, чтобы не видеть усмешки и удивление на лицах взрослых и смех детей”.

УЧИТЕЛЬ И БОРЕЦ

В Ге Бон У рано проснулась тяга к знаниям. К своим 19 годам он так определил девиз своей жизни: “Тигр после смерти оставляет шкуру, человек — знания”.

Не зря говорят: настоящее образование — это самообразование. Утоляя свою жажду познания мира и истины чтением, он получил глубокие знания по истории, философии, лингвистике, литературе, географии.

1903-1906 гг. — время его увлечения историей Кореи и Китая. Начинает учительствовать в школе Хенмен в родном уезде Енхын. Два года в 1909 —1910 годах работает учителем средней школы Енсен в уезде Хамхын.

Но вернемся к истокам биографии героя. В то время родину Ге Бон У сотрясали трагические события. Поражение России в русско-японской войне 1905 года больно ударило и по Корее. Япония установила полный и официальный контроль над Кореей.

Еще в 1907 году Ге Бон У вступает во всекорейскую национальную тайную организацию “Синминхве”. Он пишет, что в 26 лет определил для себя путь борьбы за независимость родины. Этот главный для себя вопрос он изложил в стихах в книге “Сон во сне”: “Если живешь бедно, то хочется жить, но если умрешь, когда настанет время, то это большая честь”.

Ге Бон У писал: “Я понимал, в начале XX века в отсталой феодальной Корее не было реальной силы, которая могла бы противостоять японскому колониальному гнету. Всякий призыв к всеобщей вооруженной борьбе был бы авантюрой”. Нужно было накапливать силы, готовить к борьбе молодежь. Для этого Ге Бон У, Ли Дон Хви и их сподвижники открывали частные бесплатные школы для молодых корейцев. Они прививали своим воспитанникам дух национального самосознания и патриотизма, ненависть к колонизаторам. Первые результаты их работы японцы почувствовали в Хамхыне, когда около двух тысяч молодых людей приняли участие в антияпонских выступлениях.

26 октября 1909 года на станции Харбин патриот Ан Джун Гын бросил бомбу в апологета колониальной политики Ито Хиробуми. В 1914 году Ге Бон У написал книгу о подвиге Ан Джун Гына, ставшего национальным героем, чей подвиг увековечен в бронзе.

В 1910 году после полной аннексии Кореи Японией Ге Бон У вместе с соратниками, в их числе был и будущий глава Временного правительства Кореи Ли Дон Хви, переехали в Букгандо (Китай). С этого времени его уже можно считать профессиональным революционером. Но по-прежнему он не оставляет свою просветительную деятельность, много преподает, главным образом историю Кореи и географию. Работал без отдыха по 10 часов в сутки, питаясь зачастую лишь кашей из чумизы, сдобренной соей, а иногда и одной лишь соей. Выдерживать такую нагрузку при столь скудном питании было нелегко, но молодость и привычка к жизни в тяжелых материальных условиях помогали пережить все невзгоды. Ге Бон У перевозит в Китай мать, жену и маленькую дочь, что помогает ему легче переносить тяготы жизни.

Весной 1912 года Ге Бон У совершает ознакомительную поездку по Дальнему Востоку.

Увиденное обрадовало его. К тому времени во Владивостоке проживало около 20 тысяч корейцев. Местом компактного проживания было поселение Синханчон, имелись национальные школы, издавались газеты. Здесь же работали будущие лидеры антияпонского движения, такие, как Чхве Джэхён, Мун Чан Бем.

Вспоминая те годы, рассказывая о лидерах освободительного движения, Ге Бон У особое внимание уделял Александре Ким-Станкевич, большевичке, активной участнице революционного движения в России. Он посвятил Александре Ким-Станкевич несколько статей в издаваемой Временным правительством газете “Независимость” и рассказал о ее трагической судьбе. Белогвардейцы расстреляли ее на берегу Амура 16 сентября 1918 года.

Корейские ученые в своих исследованиях об этой бесстрашной революционерке всегда ссылаются на статьи Ге Бон У. Он подписывал свои публикации под псевдонимом “Дибабо”, но лишь недавно, в 80-е годы, ученые пришли к единодушному решению, что под этим псевдонимом работал Ге Бон У. Раньше его статьи приписывали разным людям.

Особое место в жизни и деятельности Ге Бон У занимала журналистика. В 1913 году он работал редактором журнала “Дэдин”, который пришлось закрыть из-за финансовых затруднений. Свет увидели всего три номера. Был недолгое время корреспондентом разных газет. Какой-то период он работал и редактором молодежного корейского журнала “Новый человек”.

Жизнь Ге Бон У всегда была трудной, полной лишений и опасностей. В пору, когда в его семье было уже шесть человек, за учительский труд в год ему платили сумму, равную 5 руб. 30 коп. Даже при постоянной помощи друзей содержать семью ему, единственному работнику, было нелегко. К тому же в ноябре 1916 года его постигла беда. Ге Бон У, тогда ответственный секретарь “Военной организации Независимой Кореи” был арестован японской полицией и приговорен к одному году ссылки на остров Ендондо.

Во время ссылки умер его пятилетний сын. А после ссылки ему было предписано три года жить в родном уезде Енхын без права выезда (ноябрь 1917-1920 гг).

Однако запрет не помешал ему стать активным участником Первомартовского движения 1919 года. Находясь в ссылке, он был хорошо информирован о подготовке восстания в Сеуле. Чтобы принять в нем участие, он придумал легенду: якобы ему необходимо поехать в Пхеньян, чтобы учиться там в духовном училище. Разрешение же на учебу надо было получить в Сеуле. Так он 27 февраля 1919 года оказался в Сеуле и стал активным участником мартовских революционных событий.

3 марта он возвращается к месту ссылки, чтобы вновь не угодить за решетку.

Тогда же Ге Бон У разрабатывает дерзкий план побега за границу. Через Владивосток, куда он попал скрываясь в трюме российского судна, груженного солью, он нелегально перебирается в Китай, в Хаматан, куда друзья переправили и его семью.

Здесь он узнал, что в 1919-1920 году японцы дважды сжигали жилище его семьи. Лишь чудом остались живы его трое детей, мать и жена. Постоянные переезды, преследования полиции, страх за детей, да и просто нищета сопутствовали семье до 1924 года.

В августе 1919 года Ге Бон У по направлению революционной организации “Гукнинхе” был в составе группы корейских эмигрантов, которые в Шанхае образовали Временное правительство Кореи. Около года он находится в Шанхае, полностью погрузившись в водоворот политической борьбы, активно работает в газете Временного правительства “Независимость”. Только в апреле 1920 года публикует в ней четыре статьи, которые вошли в историю освободительного движения Кореи: “О жизни и деятельности Александры Ким (Станкевич)”, “Положение в Букгандо”. “Прошлое и настоящее, “Ыбенден”, “Арензилги”. Для историков современной Кореи эти статьи служат источником изучения освободительного движения в стране.

В марте 1920 года в Шанхае Ге Бон У вступил в коммунистическую партию Кореи и вскоре был назначен редактором журнала “Колокол свободы”, но долго работать ему не пришлось. В августе того же года по направлению Временного правительства он едет на учебу в Москву.

Ге Бон У остается в Советской России. По корейским источникам, он становится лидером Шанхайской группы коммунистов, которой противостояла Иркутская. Между ними были идейные политические разногласия во взглядах на будущее Кореи и путях национально-освободительной борьбы.

В это время сначала среди корейских студентов, обучавшихся в Токио, а затем и в крупных городах Кореи создаются марксистские группы, оформившиеся в 1925 году в коммунистическую партию Кореи. Но путь этот не был простым. Между различными группировками шли ожесточенные споры о будущем страны, о путях освобождения ее от иностранных захватчиков. В Иркутске они вылились даже в судебное разбирательство и военно-революционный суд. 18 мая 1921 года Ге Бон У и его сподвижники были приговорены к разным срокам тюремного заключения как противники революции. Ге Бон У получил 5 лет лишения свободы, но, как полагают корейские историки, благодаря заступничеству Ли Дон Хви и других товарищей по партии 15 ноября 1921 года он был освобожден.

После иркутских событий Ге Бон У отошел от политической борьбы и полностью посвятил себя научной и педагогической деятельности.

Видимо, это был его сознательный выбор. В 1922 году он работал редактором корейского молодежного журнала “Новый человек”, а все последующие годы посвятил педагогике и научной работе.

УЧЕНЫЙ, ПРОСВЕТИТЕЛЬ

В 1923 году Ге Бон У переехал на Дальний Восток. В городе Чите он преподавал в начальной школе и в школе для взрослых. Затем Владивосток, Хабаровск, где он в 1930 году стал преподавателем корейского языка в Комвузе, проработал три года и стал доцентом.

Вообще тот период был очень плодотворен в педагогической и научной деятельности Ге Бон У . По просьбе собрания корейцев он написал первый учебник для начальной школы “История Кореи”. За ним последовал учебник корейского языка под названием “Красные дети”, написанный по просьбе отдела народного образования края(КрайОНО).

В местах компактного проживания корейцев обучение детей шло на их родном языке.

В начале 30-х годов Ге Бон У создает учебники корейского языка для начальной и средней школы, а уже в 1936 году – для 1-2 классов. Это были единственные учебники, по которым учились дети до депортации 1937 года. Они издавались и переиздавались, по ним учились целые поколения корейских детей.

Научной работой Ге Бон У занялся еще на Дальнем Востоке. В 1932 году он закончил книгу “Восстание донхаков”, посвященную восстанию крестьян в Корее в 1893-94 гг. По просьбе института Востоковедения АН СССР, Ге Бон У собственноручно переписал эту работу, значительно углубив исследование. Сейчас она вошла во второй том собраний сочинений ученого.

НАУЧНОЕ НАСЛЕДИЕ УЧЕНОГО

В 1937 году судьба забрасывает Ге Бон У с семьей в Кызылорду. И здесь продолжается его педагогическая и научная работа. Но учебный год 1937-38 гг. оказался последним в трудовой биографии Ге Бон У. Ему было уже 58 лет. Но по-прежнему ни дня без работы. В казахстанский период Ге Бон У написал свои следующие важнейшие труды:

•сборник рассказов (1938 г.);

•трехтомную “Историю Кореи” (работа была начата в 1936 г. и закончена в 1956 г.);

•сборник стихов;

•двухтомную “Историю корейской литературы” (1948-49 гг.);

•“Корейское словообразование” (1955 г.) и сборник фольклора.

У него не было надежд, что его книги будут когда-нибудь востребованы, но он продолжал упорно трудиться, даже когда ему было далеко за семьдесят. Нередко его упрекали: “Кому нужны Ваши книги!” Он отвечал: “ Тигр после смерти оставляет шкуру, а человек знания”. Ему хотелось верить, что придет время и на них будет спрос.

“В них все мое богатство” – говорил он.

Ге Бон У страстно желал вернуться в Корею, но этому желанию не суждено было сбыться.

Все, что мы знаем сегодня о Ге Бон У — ученом, педагоге, просветителе, революционном деятеле во многом стало возможным и благодаря его потомкам и, в частности, сыну Ге Хак Риму. Они сохранили многое из литературного, педагогического и научного наследия отца, сделали все, чтобы труды Ге Бон У действительно стали достоянием народа. Многое делается в этом отношении и в Республике Корея, где помнят, и глубоко чтят героев своего народа.

В своих воспоминаниях об отце Ге Хак Рим писал: “отцу тогда было за семьдесят (начало 50-х), но он был бодр и здоров. Все свободное время он писал, склонившись над низеньким скрипящим столиком, сидя на кане (корейская печь) с подогнутыми ногами. Тогда я еще был молод, мне не было и тридцати, но к этому времени я уже понимал, кто такой мой отец. С грустью я замечал, как часто он, отложив перо, задумывается о чем-то, невидящим взглядом смотрит в маленькое окно. Теперь уже в возрасте отца тех лет, я хотел бы узнать, о чем он думал тогда? О Родине? О судьбе написанных им книг? О друзьях и соратниках по борьбе? Мне кажется, лишь сейчас я могу понять всю глубину его переживаний”.

* * *

В 1997 г. потомки героя организовали Фонд имени Ге Бон У.

1 августа 2000г. к 120-летию со дня рождения Ге Бон У был открыт мемориальный комплекс.

В начале 1990 года по ходатайству Фонда имени Ге Бон У одна из городских улиц Кызылорды переименована в улицу Ге Бон У.

14 июня 1999 года состоялось торжественное открытие мемориальной доски на улице названной его именем. Мемориальная доска изготовлена внуком ученого – Евгением Ге, как дар памяти дедушке.

На сегодня в Кызылорде четыре улицы носят имена корейцев: героев Кореи Хон Бом До и Ге Бон У, героя Советского Союза Александра Мина и Героя Социалистического труда Цай Ден Хака.

ПОТОМКИ

Дети

1.Ге Хва Рим,дочь, родилась 1909 г. в Корее, жила и умерла в 1989 г. в г.Кзыл-Орде.

2.Ге Тха Рим, сын, родился в в 1914 г. в Китае, умер в 1949 г. в Соло-Тюбе Кзыл-Ординской области.

3.Ге Ден-Ним, родился в 1916 г. в Китае, жил и умер в 1994 в Кзыл-Орде.

4. Ге Чан Рим, родился в 1920 г. в Китае, жил и умер в 1999 г. в Кзыл-Орде.

5.Ге Хак Рим, родился в 1926 г. во Владивостоке, живет в Кзыл-Орде, тел. 3 62 77.

Внуки

1.Ге Ен-дя, родилась в 1938 г., живет в г. Байконур Кзыл-Ординской области, имеет одного сына и двух дочерей;

2.Ге Роберт, родился в 1940 г., живет в г.Тараз, имеет двух сыновей, тел. (8 326 22) 7 69 62;

3.Ге Энгер, родился в 1945 г., умер в 1989 г. в г.Кзыл-Орде, имел одного сына;

4.Ге Ен Зир, родилась в 1939, живет в г.Кзыл-Орде, имеет сына и дочь; тел. (8 324 2) 24 53 27;

5.Ге Алекс, родился в 1942 г., живет в г. Байконур, имеет сына, тел. (8 336 22) 7-20-42;

6.Ге Николай, родился в 1951 г., живет в г.Алматы, имеет двух дочерей, тел. (8 727 2) 74 41 83, 8 777 270 8184;

7. Ге Лев, родился в 1944 г., жил в г.Кзыл-Орде, умер в 2004 г. имеет двух сыновей и одну дочь; тел.моб. 8 333 236 2308;

8. Ге Владимир, родился в 1946 г. умер в 1999 г., имел одну дочь в Алматы.

9.Ге Вениамин, родился в 1948 г., умер в 1993 г. , в Кзыл-Орде, остались сын и дочь.

10.Ге Людмила, родилась в 1952 г., живет в г.Кзыл-Орде, тел. (8 324 22) 3 19 09.

Правнуки

Всего 23 человека.

Праправнучки

Всего 19 человек

При подготовке публикации использованы материалы из книги Ге Хак Рим “Жизнь после жизни”