Лаврентий СОН

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

С О Б О Л И Н И

 

 

 

Комедия в 2-х действиях (12 картин)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Алматы, январь-март 2000 г.

 

 

 

 

1.

 

ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА.

 

  1. СОБОЛЕВА Вероника Васильевна, хористка Оперного театра, 40 лет.
  2. ЗОЯ, ее дочь, учащаяся колледжа, 16 лет.
  3. ЛЕША, инженер Патентного бюро, 30 лет.
  4. ТАМАРА, бухгалтер, соседка Вероники, 33 года.
  5. АРНОЛЬД, муж Тамары, бизнесмен, 35 лет.
  6. РАИСА, администратор аэропорта, подруга Вероники, 40 лет.
  7. ОЛЬГА, жена Леши, продавщица универмага, 25 лет.
  8. МЕНЕДЖЕР, иностранец, 50 лет.
  9. ДИРИЖЕР Оперного театра, 50 лет.
  10. РАДАМЕС, герой из оперы «Аида».

 

События происходят в столичном городе.

 

 

ДЕЙСТВИЕ  ПЕРВОЕ

 

Картина первая

 

Интерьер однокомнатной квартиры. В глубине – двухстворчатый шифоньер. Справа от него разложен диван, накрытый пледом. На него навалена верхняя женская одежда – платья, кофточки. Портфель, сумочка.

Окно. Трюмо, пуфик перед ним.

Дверь в кухню. Дверь в ванную.

Старенькое пианино. Столик с телефоном.

Дверь в коридор.

Звонит телефон. Из кухни появляется Вероника. Высокая, статная женщина. Темные волосы разливаются, перехваченные косынкой по-домашнему небрежно. Самое примечательное – атласный зеленого цвета халат, разрисованный яркими розами, на манер китайских. Причем, цветы эти расположены на самых выразительных местах – две розы на груди и одна пониже.

 

Вероника (в трубку). Алё…

Голос (бархатный баритон). Здравствуйте. Мне Веронику Васильевну Соболеву.

Вероника. Я слушаю.

Голос. Меня звать Леша. Раиса Николаевна сказала, что вы сдаете комнату. Она договаривалась с вами насчет меня.

Вероника. Что-то не припомню…

Голос (после паузы). Вы передумали?

Вероника. Ничего не передумала… Я просто еще не думала.

Голос. Как же быть тогда, мне надо жить где-то…

2.

Вероника. Вы не торопите меня, я думаю.

Голос. Хорошо.

Вероника. Как снег на голову… В таком деле нельзя спешить. Пустишь кого попало, а потом не выгонишь. Такое дело…

Голос. Какое дело? Вы сдаете комнату, я плачу за нее пятьдесят баксов в месяц. Могу за месяц вперед.

Вероника. Пятьдесят баксов?!

Голос (женский, из ванной). Мама, потри мне спину, опаздываю на занятия!

Вероника (в трубку). Минуточку… (Кладет трубку на столик, подходит к двери ванной). Зоя, нам предлагают пятьдесят баксов.

Голос Зои. Кто предлагает, за что?

Вероника. Он хочет жить с нами.

Голос Зои. С нами? С тобой, наверное?

Вероника. Не со мной, а с нами. Вместе. С тобой и со мной.

Голос Зои. Тогда сто долларов!

Вероника. Не болтай глупости! Я серьезно. Он хочет комнату снять. Ты давай, выходи скорее, в колледж опоздаешь! (В трубку). Алё!

Голос. Я что-то не понял – пятьдесят баксов, это мало?

Вероника. Да не в этом дело. У нас с дочкой всего одна комната. Мы спим с ней на диване.

Голос. Одна комната? А где я буду спать?

Вероника. Я про то и говорю. Вам что, совсем негде жить?

Голос. Да я найду…

Вероника. Постойте! Какой вы нетерпеливый… Поговорите еще.

Голос. А что говорить, раз одна комната?

Вероника. У вас такой голос…

Голос. Причем тут голос?

Вероника. Я в голосах разбираюсь. У вас очень приятный тембр.

Голос. Спасибо, у меня другие проблемы.

Вероника (после паузы). У вас есть мой адрес?

Голос. Да, Раиса Николаевна дала.

Вероника. Приезжайте, что-нибудь придумаем. (Кладет трубку на аппарат. Приходя в себя). Зоя, сейчас этот человек придет!

 

Из ванной появляется Зоя. На ней куцый заношенный халатик.

 

Зоя. Что за человек?

Вероника. Хороший человек. С таким голосом человек не может быть плохим.

Зоя. Вот ты, мама, всегда так!

Вероника. Ему жить негде. И вообще, пятьдесят баксов на улице не валяются, это же почти моя зарплата.

Зоя. Терпеть не могу посторонних. Я уже не маленькая!

Вероника (суетясь и расхаживая по комнате). Ты действительно уже не маленькая, и должна понимать, что  во  всем  мире  экономический  кризис,  в

3.

нашей семье тоже… Для кого-то пятьдесят долларов не деньги, а для нас с тобой – ой-ёй-ёй!.. И потом, если человеку плохо, почему бы не помочь ему?

Зоя. Кто бы нам помог!

Вероника. А разве нам не помогают? Вон дядя Арнольд устроил тебя на работу в киоск. Какие ни на есть, а все же деньги, на твою учебу хватает… Всё, придумала!

Зоя. Что ты еще придумала?

 

Звонок в дверь, Вероника открывает. На пороге –  Леша. Невысокого роста, тщедушный на вид мужчина. Входит. Ставит на пол чемодан и небольшой футляр. Подмышками держит рулон ватмана и рейсшину.

В минутном замешательстве Вероника отступает и, подбоченясь обеими руками, застывает.

 

Вероника (растерянно). А говорил-то, говорил-то как… Прямо-таки басом! Думала, гигант какой.

 

Не отрывая взгляда от Вероники, Леша прислоняет к стене рулон и рейсшину и обалдело замирает.

 

Вы что так смотрите на меня, а? Зоя, ты посмотри на этого человека…

 

Зоя, напустив на себя серьезность, обходит гостя вокруг и с дурашливым восхищением оглядывается на мать.

 

Вероника. Вы Леша?

 

Леша торопливо кивает головой.

 

Это вы только что разговаривали со мной?

 

Леша опять кивает, сначала утвердительно, потом отрицательно.

 

Вы что головой крутите, оторвется же, шея как у воробышка. Скажите что-нибудь, я хочу услышать ваш голос!

 

Леша отрицательно замотал головой.

 

Зоя, он немой!

Зоя. Не может быть, ты же разговаривала с ним по телефону.

Вероника (после паузы). Может, стукнуть его… (Замахивается).

 

Леша невольно защищается руками.

 

Зоя. Мама!

4.

Леша (сухо во рту). Вы чего это?

Вероника. Да-а-а… Послушайте, вы же говорили совсем другим голосом?

Леша. Я… это самое… приятеля попросил. С вами поговорить.

Вероника. Приятеля? Зачем.

Леша. Раиса Николаевна сказала, что вы певица, а у меня, видите, какой голос… У приятеля хороший голос, к нему больше доверия.

Вероника. Вы мелкий обманщик.

Леша. Извините.

Вероника. А где ваш приятель? Почему он не пришел?

 

Леша засобирался. Берет рулон и рейсшину. Они поочередно падают на пол, он прихватывает их подмышками, то рулон, то рейсшину. Наконец, ему удается прибрать оба предмета.

 

Вы что, уходите?

 

Леша утвердительно качает головой.

 

Ну и дела… Где приятель-то ваш?

Леша. Я ему скажу, он придет.

Вероника. Постойте-ка. Кому негде жить, вам или вашему приятелю?

Леша. Мне.

Вероника. Тогда зачем ему приходить сюда?

Леша. У него голос.

Вероника. Причем тут голос! Вам негде жить, вот мы и решили помочь. За пятьдесят баксов!.. А может, вы жулик, аферист?

 

Леша отчаянно закрутил головой.

 

Нет? Но все равно вы обманщик!

Леша. Вы тоже.

Вероника. Я?!

Леша. Как мы будем жить втроем в одной комнате?

Вероника. Всё будет о’кей! Если, конечно, вас устроит раскладушка.

 

Пауза.

 

Леша. Соболева – это ваша девичья фамилия или по мужу?

Вероника. Это что, так важно? Может, вам еще паспорт показать? Зоя, объясни человеку.

Зоя. Соболева – девичья фамилия мамы, а по мужу никак.

Леша. А где он?

Зоя. Кто?

Леша. Муж. Ваш отец.

 

5.

Зоя. О, это длинная история. Я не видела его ни до рождения, ни после. Достаточно?

Леша. Извините меня, Вероника Васильевна, это я так, интересуюсь просто.

Зоя. А вы в общем-то ничего… Только росточком не выдались А кто повыше, крутых охраняют. Секьюрити, слыхали?

Леша. Не выше, а длиннее. Как сказал один человек.

Вероника. Приятель?

Зоя. Это Наполеон сказал, верно?

Леша. Верно. Все маленькие так говорят. (Берется за ручку чемодан).

Вероника. Значит, не устраивает… И куда вы сейчас?

Леша. Объявлений много. Я и к Раисе Николаевне по объявлению попал. Сначала она согласилась, а  сегодня утром, когда  я  пришел, отказала.  К  ней племянник из Чимкента приезжает. Вот она и дала ваш адрес. Я думал, что она согласовала с вами.

Вероника. А по телефону с Раисой кто разговаривал – вы или ваш приятель?

Леша. Я.

Вероника. А почему по телефону согласилась, а потом отказала?

Леша. Я же говорю, к ней неожиданно племянник приезжает, она не знала.

Вероника. И вы верите этому?

Леша (улыбаясь). Знаете, я произвожу на людей неважное впечатление. Особенно с первого раза. Вот и на Раису Николаевну не произвел.

Вероника. Что правда, то правда. А со второго раза?

Леша. Второго раза обычно не бывает. Да и работаю я все время в одном коллективе.

 

Помолчали.

 

Вероника. Зоя, как тебе дядя Леша? Пятьдесят долларов на улице не валяются, а?

Леша. Нет, нет, что вы, извините меня…

Вероника. За что «извините»-то?

Леша (не сразу). Во-первых, как-то нехорошо получилось с приятелем, я действительно обманул вас. Во-вторых, если даже простите, где же я буду спать, у вас только один диван?

Вероника. На диване мы спим, с дочкой.

Леша. Вот видите.

Зоя. А мы, дядя Леша, уложим вас между собой, диван широкий, вы же не будете приставать?

Вероника. Зойка! (Леше). Не обращайте на нее внимания, она еще маленькая и шутки у нее глупые.

Леша. Нормальные шутки.

Вероника. Как это нормальные?

Леша. А сейчас все дети так шутят.

 

 

6.

Вероника (деловито). Вот сюда мы поставим раскладушку! Повернем шифоньер и за ним – раскладушку. Пианино тоже немного развернем, места хватит. Постель дадим.

Леша. Я иногда ночью печатаю на машинке.

Вероника. Печатайте сколько хотите. Только за ночной свет дополнительная оплата, совсем немного.

Леша. Согласен. А когда раздеваться, свет будем тушить?

Вероника. Чего на вас смотреть-то? Не таких видели. А мы – Зойка еще маленькая, я уже старая, как хотите, тушить так тушить.

Леша. Вы очень красивая.

Вероника. А это зачем вы говорите?.. Зоя, ты опаздываешь в колледж! Я тоже ухожу на репетицию. Вечером решим, как быть со входным ключом, где-то есть запасной.

 

Зоя скидывает с себя халатик и без всякого стеснения переодевается. Леша отворачивается.

 

Ой, отвернулся!.. Она еще маленькая, шестнадцати нет, привыкайте.

 

Зоя, прихватив портфель, убегает.

 

Ну, все, пошли. Я в театр, и вы тоже идите на работу. Кстати, где вы работаете?

Леша. В Патентном бюро.

Вероника. И много платят?

Леша. Откуда, мы же бюджетники… Я отпросился, могу до обеда дома побыть.

Вероника. Пожалуйста. Только на кухне. Будете уходить, захлопните дверь.

Леша. Почему на кухне?

Вероника (одеваясь). Когда меня нет, я закрываю комнату. Зоя тоже ждет на кухне.

Леша. А почему не здесь, в комнате?

Вероника (открывая шифоньер). Смотрите сюда. Это театральные костюмы. Вот царица Амнерис из первого акта. Это из второго. Это Изольда, три платья, очень дорогие, много украшений. Вот Кармен, Аида на весь спектакль, не богато, она же рабыня, ой, я опаздываю! (Закрывает шифоньер, ключ прячет в сумочку). Это я все на свои деньги сшила. Шестнадцать костюмов ждут своего часа, а вы возьмете да и продадите.

Леша. Я?!

Вероника. И давайте сразу договоримся – когда меня нет, вы ждете на кухне. Или ищите другую квартиру.

Леша (вдруг рассмеявшись). Согласен!

Вероника. Вот и хорошо!

 

Свет гаснет.

7.

Картина вторая

 

Эта картина длится немногим более 3-х минут и при полной темноте. Звучит лишь фрагмент из оперы «Аида», где царица Амнерис обращается к находящемуся в заточении Радамесу: «Радамес! Ты будешь на свободе, клянусь! Царица я, ты слышишь голос мой? Душа моя в огне! От смерти я спасу тебя!».

Свет.

 

Картина третья

 

Вечер. Та же комната, но в ней изменения – шифоньер развернут дверцами к разложенному дивану. Комната разделилась на две половины. В меньшей, за шифоньером – раскладушка. Она заправлена и накрыта легким суконным одеялом, у изголовья – подушка.

Пианино переставлено к торцу шифоньера, «лицом» к зрительному залу. Ближе к авансцене – обеденный стол  и три табуретки.

Звонок. Появляется Вероника в простеньком халате, с кофейником в руке. Открывает дверь.

 

Вероника. Куда это вы исчезли, я же кофе заварила? Вам тут звонили. Только ушли и – звонок.

 

Входит Леша с огромным целлофановым пакетом и тортом в картонной коробке. Проходит в комнату и выкладывает на стол – сахар, чай, хлеб, круг колбасы, сыр, макароны, банки консервов, кульки со свежими помидорами и огурцами, пучки лука, бутылку шампанского и бутылку водки.

Вероника с немым восхищением наблюдает за Лешей.

 

Что это?

Леша. Новоселье, Вероника Васильевна! Кто звонил, мужчина, женщина?

Вероника. Женский голос.

Леша. И что она сказала, Вероника Васильевна?

Вероника. Вам сколько лет?

Леша. Мне? Тридцать.

Вероника. Зовите меня просто Вероника.

Леша. Нет, я так сразу не могу. И вообще я с малознакомыми людьми и женщинами привык по имени-отчеству.

Вероника. Я разрешаю, зовите просто Вероника.

Леша. Это когда мы с вами поближе познакомимся, а сразу не получится.

Вероника. Что значит «поближе познакомимся»?

Леша. Ну, вот, каждый день будем общаться и станем совсем близкими.

Вероника. В каком смысле «совсем близкими»?

Леша. Ну, как вам объяснить…

Вероника (после паузы). Какой прыткий…

8.

Врывается Зоя, бросает портфель на диван. Удивлена перестановкой мебели.

 

Ты сюда глянь, Зоя. Это все дядя Леша купил! (Показывает на стол).

Зоя (оценив). Будем есть?

Вероника. Дядя Леша новоселье отмечает.

Леша. Будем есть и пить! (Поднимает бутылку шампанского).

Вероника. Шампанское! Последний раз пила на дне рождения, почти год прошел! (Наблюдая за дочерью, которая долгим взглядом благодарит дядю Лешу). Зоя, ты чего уставилась? Доставай скатерть и не смотри на него так. Это дядя Леша, наш квартирант, понятно? (Леше). И вы тоже! Она еще маленькая.

Зоя. Мама!

Вероника. Доча, тащи сюда вилки, ложки, тарелки, пировать так пировать!

 

Зазвонил телефон. Вероника берет трубку. Зоя и Леша сервируют стол.

 

Алё?.. Здравствуй, Людочка… А-га… Ну и что? Ты же знаешь, я ничего не боюсь, конкурс так конкурс… Конечно, очень хочется, больше такого случая не предвидится… Что? Какой еще спонсор? Где я такого найду?.. Да нет у меня никакого спонсора… Три тысячи? Долларов? Они что, с ума сошли, кто их мне даст, ужас какой… (Кладет трубку на аппарат. Садит неподвижно, задумавшись. Затем резко встает). Ну и черт с ними!

Зоя. Кто это, мама?

Вероника. Людмила.

Зоя. Что она сказала, на тебе лица нет?

Вероника. А ничего! Безвыходных положений не бывает… У-у-у, какой стол! Надо Тамару позвать (Леше) Это соседка, вот такой человек! Красавица, все оглядываются. Муж у нее бизнесмен, денег куча. Зоя, сходи, может, тетя Тома уже дома. Позови.

 

Зоя выходит.

 

Да, утром я не успела спросить, вы почему решили квартиру снять?

Леша (помедлив). Я ушел из дому. На развод подал.

Вероника. Вон как… А что случилось?

Леша. Ничего оригинального.

Вероника. Измена?

Леша. Да нет… С моей мамой она не может ужиться. Кто прав, кто не прав, устал разбираться.

Вероника. Вы мужчина, вы обязаны разобраться. Дети есть?

Леша. Сын. Два годика.

Вероника. Это хорошо, все уладится.

Леша. Вряд ли. Уже не первый раз. Но последний. Мама уехала к сестре моей, в другой город.

9.

Вероника. Уехала, так приедет, все от вас зависит. Советую хорошенько подумать. Вон Зоя у меня без отца выросла, чего хорошего? У детей должны быть родители, вы меня поняли?

 

Входит Зоя.

 

Зоя. Тети Тамары нет еще, дяди Арнольда тоже. Я им записку  оставила.

Вероника. Везет же Томке, мужа любит, с ума сходит. А он любовницу завел! Тихий такой был, а тут бизнесом занялся. А бизнесмену, говорят, положено любовницу иметь. Арнольдом зовут. Имя какое-то ненашенское.

Леша. А вы местная?

Вероника. Нет, из Ленинграда приехала, Санкт-Петербурга. Там у меня комната была, вот и поменялась на квартиру, Людмила позвала. Она давно уже в этом театре, Аиду поет… Ну что, садимся?

 

Сели. Мать с дочерью по одну сторону стола, Леша – напротив.

 

Леша (пытается открыть шампанское). Дамам шампанское, а я водку.

Вероника (поспешно). Леша, а давайте шампанское оставим на мой день рождения? Зоя маленькая еще, не пьет, а я могу немного водки выпить.

Леша. Еще купим!

Вероника. Нет-нет, не открывайте, а?

Леша. Ладно… (Открывает водку, наполняет рюмки). Кто скажет тост?

Вероника. Я скажу! Дорогой, дядя Леша! Как хорошо, что вы будете жить у нас. Вы такой культурный, интеллигентный человек. И столько всего накупили! У-у-у, Раиса дурочка, такого человека выгнала!

Леша. Она не выгнала, к ней племянник приезжает.

Вероника. И вы поверили? Я знаю, почему она отказала вам, сказать? Вы кто для нее? Ей подавай здоровых мужиков да побогаче. Летчиков она к себе пускает, это ее идеал. Во всех отношениях! А вы вон какой… (С жалостью смотрит на Лешу). Пьем?

 

Чокнулись. Выпили. Зоя ставит свою нетронутую рюмку на стол. Вероника жмурится и машет ладонью возле рта. Приступают к еде. Едят молча, торопливо и усердно, будто голодные. А Зоя ест неспеша. И поглядывает то на мать, то на дядю Лешу.

 

(Перехватив взгляд дочери). Зоя, какие отметки? (Леше). Глупенькая, совсем еще ребенок, на пятерки учится. Принеси зачетку, покажи дяде Леше.

Зоя. Ну, мам…

Вероника. Хорошо, потом покажешь. Ешь… Это ж надо столько накупить! И откуда у людей деньги берутся? Вот Раиса, понятное дело, администратором в аэропорту работает, и квартиранты у нее летчики. И деньги хорошие, и удовольствие заодно!.. (Внимательно, чуть захмелевшим взглядом смотрит на Лешу). Ну, ладно, там видно будет…

10.

Леша взялся еще наливать.

 

Я больше не буду. А вы пейте, Леша, у меня голова кружится…

Леша. Одному неинтересно.

Вероника. Ну, Раиса! Если бы она видела, что мы сейчас делаем! Везде экономический кризис, а у нас на столе вон что делается. Да-а-а, Раиса, прогадала… Самая близкая подружка, а уже лет пять не ходим друг к другу.

Леша. Пять лет? Почему?

Вероника. Зависть. (Продолжает энергично есть). Завидует, что у меня квартира с удобствами, а у нее, вы же видели, туалет во дворе. Зато денег уйма. Мне бы ее деньги, я бы столько костюмов нашила! Двадцать три партии сопрано и меццо знаю, костюмов не хватает…

Леша. Двадцать три роли?

Вероника. Одну я скоро получу. Пройду конкурс и буду петь царицу Амнерис! (Подходит к шифоньеру, достает костюм царицы, накидывает на себя). «Радаме-е-ес! Ты будешь на свободе, клянусь! Царица я, ты слышишь голос мой? Душа моя в огне! От смерти я спасу тебя!» и так далее, ну как?

Леша. Потрясающе!

Вероника. У меня же фактура, голос!.. Только вот годы летят. (Возвращает костюм на место, закрывает шифоньер). Да где же Тамара? Наверное, опять за Арнольдом слежку устроила…

 

Звонок в дверь.

 

О, наконец-то, она… (Подходит к двери, открывает. И тут же отступает) Раиса!?

 

Входит и останавливается в дверях Раиса. Черное облегающее платье, аккуратная короткая стрижка, искусно подведенные брови и веки, белолицая, меланхолический взгляд, в котором и удивление, и сожаление, напряжение и ускользающее чувство достоинства, волнение и стыд, что первая пришла к подружке, не выдержала…

 

А-а-а, пришла!.. (Торжествуя, усаживает Раису рядом с Лешей). Зоя, принеси себе табуретку из кухни.

 

Зоя уходит и возвращается с табуреткой. Садится.

 

(Широким жестом указывая на стол). Вот, это все он! Шампанское пьем, торт едим. Такого человека ты не пустила к себе!

Зоя (умоляюще). Мам…

Вероника (шумно). Посиди рядом с хорошим человеком. У него пишущая машинка есть, он научит меня печатать на ней. Леша, бог с ним, с днем рождения, открывайте шампанское и наливайте!

 

11.

Леша выстреливает шампанским и наполняет стаканы.

 

Раиса. Я не буду.

Вероника. Раиса, немножко, умоляю…

Раиса. Хорошо. Только немножко.

Вероника (поднимая стакан). Давайте выпьем за счастье! Я желаю вам всем счастья!

 

Выпивают.

 

Зоя, поставь чайник, торт будем есть!

 

Зоя уходит на кухню.

 

(Раисе). Как это ты решилась прийти, пять лет только по телефону общались и на тебе – пришла!

Раиса. Вероника, хватит…

Вероника. Все, молчу, молчу.

Раисе (Леше). Алексей. Я пришла сказать вам. Если вам будет неудобно здесь… или будут обижать, всякое в жизни бывает, вы можете переехать ко мне. Племянник позвонил, он нескоро приедет.

Вероника (поперхнувшись). Это почему же я обижу его? Культурный человек, вежливый, на машинке научит меня печатать, и я его обижу? Ну, ты Раисочка, даешь! Лучше признайся, почему хорошему человеку отказала? Ему жить негде!

Раиса (со страданием в голосе). Перестань, Вероника.

Вероника. Ух, Раиса, я тебя насквозь вижу! (Подходит к Леше сзади и начинает щупать его плечи, мышцы рук и шеи). Ну, слабоват он для тебя, ну и что? А вдруг он половой гигант, а?

 

Из кухни появляется Зоя с чайником в руке.

Громкий стук в дверь и одновременно звонок. Зоя подбегает и открывает дверь. Врывается Тамара, вся в слезах. Попадает в объятия Вероники. На пороге стоит Арнольд.

 

Арнольд. Верка, отпусти ее, пусть вернется, а то хуже будет!

Вероника (усаживая на свое место плачущую Тамару и всплеснув руками). Что опять случилось, Арнольд?

Арнольд. Это ты ее спроси.

Вероника (взяв Арнольда за грудки). Чего ты позоришься, а?!

Арнольд (пытается обнять Веронику). Верунчик, золотце мое…

Вероника (резко усаживая его на Зоину табуретку). Сиди! Пей, если хочешь. Леша, налейте ему. Леша – это наш человек, он будет жить у нас. Тебе не стыдно перед незнакомым человеком?

Арнольд (протягивая руку Леше). Арнольд. (Встает).

12.

Вероника. Сиди.

Леша (пожимая протянутую руку). Леша.

Арнольд ( протягивает руку неотразимой Раисе). Арнольд. (Встает).

Вероника. Сиди, говорят!

Раиса (пожимая руку). Раиса.

Арнольд (протягивает руку Веронике). Арнольд!

Вероника. Так ты уже того? Где успел-то?

Арнольд. Я сегодня такой контракт подписал!

Раиса (встает). Мне надо идти.

Арнольд (преграждая ей путь). Исключено! (Извлекает из кармана пиджака бутылку коньяка и ставит на стол). Вы брезгуете нашим обществом? Верунчик, что за дела, нас не уважают?

Вероника. Раиса, и правда, куда тебе спешить? Племянник что ли ждет? Леша. Раиса Николаевна, посидите еще, я вас потом провожу.

 

Раиса садится.

 

Вероника (обнимая притихшую Тамару). Честное слово, Арнольд, совесть у тебя есть? Тамара, как ишак, все тащит домой, капусту цветную, пирожки печет, все Арнольд да Арнольд, а ты?

Арнольд. А что я? Я нормальный предприниматель, чего ей не хватает?

Вероника. Ты только посмотри на нее, она же у тебя красавица, на улице все оборачиваются.

Арнольд. Вот-вот! Как увидит кого посимпатичнее, вся извертится, и так повернется, и эдак, а меня алкашом называет! (Раисе). За ваше здоровье, за вашу красоту! (Леше). Алексей, поднимем бокалы за прекрасных дам!

Вероника. Ой, Тамара, он ревнует тебя.

Тамара. Это он специально, чтобы свою Полиночку скрыть.

Арнольд. Опять двадцать пять!

Тамара. Можешь бежать к ней, не держу.

Арнольд (встает и подходит к Раисе). Мадам! Разрешите пригласить вас на танец! Зойка, включи музыку!

 

Зоя подходит к магнитофону, включает его. Арнольд и Раиса танцуют.

Вероника поднимает Лешу и вместе подходят к танцующей паре.

 

Вероника. Арнольд, я хочу с тобой танцевать. (Раисе). А ты потанцуй с Лешей.

 

Раиса и Леша подчиняются. Зоя наливает тете Тамаре чай.

 

(Подводит Арнольда к Тамаре, мирит). Может, хватит, а? Вам бы ребеночка завести, чего тянете, потом будет поздно.

Арнольд. Она фигуру бережет!

Тамара. Балда! Чтобы еще один алкаш мне нервы трепал?

13.

Арнольд. Да если бы я был алкашом, ты бы отъела такую попу? Чего только нет в доме – мебель какую захотела, ковры, посуда, и еще я алкаш?

Тамара. Перестанешь пить, хотя бы полгода, я подумаю, родить или нет.

Арнольд. Слыхала, Верка? Полгода! Да если я захочу, сколько угодно рожу, пожалуйста, есть нормальные женщины, женюсь и рожу!

Тамара. Дуры они все, потому и согласны родить. А помучились бы с мое, так и на порог не пустили.

Вероника. В общем, мир?.. А теперь посоветуйте, как мне быть.

Арнольд. У тебя проблемы?

Вероника. Мне нужен спонсор. Разумеется, богатый.

Арнольд. Зачем тебе спонсор?

Вероника. У меня конкурс на роль царицы. Я должна выиграть.

Арнольд. Обязательно выиграешь, Верка!

Вероника. А если не выиграю?.. Нужен спонсор. Он выложит три тысячи долларов на постановку спектакля, а мне дадут царицу Амнерис.

Тамара. Ничего не понимаю, зачем три тысячи, взятка что ли?

Вероника. Говорю же, деньги нужны на постановку. Людмила все разузнала, она так переживает за меня.

Арнольд. Три тысячи… А если найду спонсора, что я буду иметь с этого?

Вероника. А чего ты хочешь?

Арнольд. Надо подумать.

Вероника (подумав). А он молодой, старый?

Арнольд. Кто, спонсор? Допустим, не молодой, но и не старый.

Вероника (вздыхая). Эх, стара я, а то бы на все пошла!.. Но все-таки познакомь меня с ним, вдруг я приглянусь ему, а?

Арнольд (протягивая руку). Арнольд. Твой спонсор, Верунчик. Прошу любить и жаловать.

Вероника (не сразу). Ты это серьезно?

Арнольд. Базара нет.

Вероника. Откуда у тебя столько денег?

Арнольд. Это мои проблемы.

Вероника. И что ты хочешь от меня?

Арнольд. Всё!

Вероника (после паузы). А Тамара?

Арнольд. Это ее проблемы.

Вероника (берет Арнольда за шиворот, подводит к Тамаре). Ты слыхала, что он говорит? На колени! И проси прощения, подлец!

Арнольд (стоя на коленях, воздев руки). Да будет мир во всем мире, а у меня наследник! Томка! Последний раз прошу тебя, роди мне сына-богатыря!

 

Тамара плачет навзрыд. Вероника обнимает ее за плечи).

 

Вероника (Арнольду). Будешь вести себя прилично, она родит тебе ребеночка да не одного! Это я тебе обещаю!

Арнольд. А я тебе достану спонсора богатого-пребогатого!

14.

Вероника. Я тебе серьезно, а ты паясничаешь,

Арнольд. Клянусь!

Вероника. А теперь, марш домой, займитесь делом!

 

Арнольд встает, театрально склоняет голову перед Вероникой и также картинно предлагает жене взять его под руку. Тамара бьет его кулачком по плечу, затем берет под руку. Уходят.

 

Раиса (Леше). Алексей, вы проводите меня?

Вероника. Я сама провожу тебя. До остановки.

Раиса. До свидания, Алексей. До свидания, Зоя.

Леша. До свидания.

Зоя. До свидания, тетя Рая.

 

Раиса и Вероника уходят.

Зоя и Леша начинают убирать со стола, унося посуду на кухню.

 

Зоя. Вы и вправду научите маму печатать на машинке? (Уходит с тарелками на кухню).

Леша (появляясь в комнате). Она просит. Я ее спрашиваю, зачем вам это? А вдруг, говорит, голос потеряю, вот и буду печатать. (Уходит с тарелками на кухню).

Зоя (появляясь в комнате). А я могу научит вас играть на пианино… Вам нравится мамин голос? (Уходит с посудой на кухню).

Леша (появляясь в комнате). Я не слышал как она поет. Но вообще у вас хорошая мама.

Зоя (появляясь в комнате). У мамы очень красивый голос. Она больше двадцати партий сопрано знает, сама учила, а играть не дают.

Леша. Почему?

Зоя. Она же в хоре поет. А если вы поете в хоре, то очень трудно получить роль. Сейчас мама к конкурсу готовится, может пройдет и тогда будет петь царицу Амнерис…

 

Звонит телефон. Леша поднимает трубку. Зоя продолжает курсировать между столом и кухней, унося остатки еду и посуду

 

Алё, вам кого?

Голос (женский). Леша, это ты?

Леша. А, это ты, Дина? Говори…

Голос. Я купила, что ты просил.

Леша. А что я просил?

Голос. Дудку-аккордеон, сынишке подарок, ты забыл?

Леша. А, ну конечно же! Вот спасибо тебе, завтра заберу…

Голос. Ты чего так поторопился? Я же говорила тебе, что моя тетя на месяц уезжает отдыхать. Ты бы бесплатно посторожил ее квартиру.

15.

Леша. Я уже нашел квартиру.

Голос. А что за хозяева?

Леша. Хорошие.

Голос. Молодые?

Леша. Дочка молодая. И очень симпатичная!

Голос. Что ты делаешь завтра вечером? В гриль-бар пойдем, там дискотека.

Леша. Ты что, куда мне, старику!

Голос. Я тебя очень прошу.

Леша. Я хочу сына навестить, подарок вручить. А за приглашение спасибо.

Голос. Вместе сходим! А потом в бар, o’кей?

Леша. Да ты что, вместе не получится!

Голос. Я же выполнила твою просьбу и ты не смеешь отказать мне…

 

Зоя решительно подходит к Леше, отбирает трубку и бросает на аппарат. Открывает крышку пианино, садится на вертящийся стул.

 

Зоя. Берите табурет, садитесь рядом. Начнем с гаммы, потом аккорды.

 

Леша, помедлив, берет табурет и садится рядом.

 

Сначала одной рукой. Это «до». До, ре, ми, переводите большой палец на «фа», фа, соль, ля, си, до и обратно – си, ля, соль, фа, ми, ре, до. Дайте мне вашу руку. Начинайте большим пальцем.

 

Леша играет гамму. Получается.

 

Вы быстро научитесь. Надо каждый день заниматься. Жаль, что мама закрывает комнату, я всегда жду ее на кухне. Вы попросите ее, вас она послушается, пусть не закрывает комнату, или же перенесем пианино на кухню. Мы бы с вами каждый день занимались.

 

Шумно появляется Вероника. Оба мгновенно оборачиваются к ней.

 

Вероника. Чем это вы хотите заниматься каждый день? Зойка, отсядь от дяди Леши. (Зоя отсаживается). Вот так… (Леше). Знаете, почему Раиса отказала вам? Ну, какой из вас любовник? Ну, не дура, а?.. А теперь спать! Тушим свет? (Щелкает выключателем).

 

Свет гаснет. Возня с раздеванием и укладыванием – мать с дочерью на диване, Леша – на раскладушке.

 

 

 

 

 

16.

Картина четвертая

 

Эта картина, как и вторая, идет при полной темноте и длится не более трех минут. Романс.

 

Я встретил вас – и всё былое

В отжившем сердце ожило.

Я вспомнил время золотое –

И сердцу стало так тепло…

 

Как поздней осени порою

Бывает день, бывает час,

Когда повеет вдруг весною

И что-то встрепенется в нас…

 

Свет.

 

Картина пятая

 

Утро. Диван прибран и накрыт пледом. Леша спит на раскладушке. За пианино сидит Вероника и распевает.

 

Вероника. И-и-и-е-е-е-а-а-а-о-о-о-у-у-у… (Аккомпанирует себе на пианино). Ро-о-о-ди-и-и-на-а-а… Р-о-одина-а-а, просторы полей золоты-ы-ых, ро-одина, бескрайние нивы поле-е-ей, ро-о-одина-а-а… ро, ро, ро…

 

Леша ошалело вскакивает на раскладушке и спросонья крутит головой. Затем берет полотенце у изголовья и плетется в ванную.

Вероника полощет рот эфирным раствором, разведенным в стакане, с шумом выбрызгивает воду на пол. Берет аккорд.

 

И-и-инте-е-ер-на-а-а-ци-о-о-о-на-а-ал!..

 

Из ванной появляется Леша. Заправляет постель на раскладушке.

Вероника негромко поет.

 

…Я встретил вас и все былое в отжившем сердце ожило, я вспомнил время золотое и сердцу стало так тепло…

Леша (подпевает вторым голосом). …я вспомнил время золотое и сердцу стало так тепло…

Вероника и Леша (дуэтом). …Как поздней осени порою бывает день, бывает час, когда повеет вдруг весною, и что-то встрепенется в нас… Когда повеет вдруг весною, и что-то встрепенется в нас…

Вероника (удивленно). Ну-ка, подойди сюда…

 

17.

Леша подходит. Вероника бьет по клавише (низкая нота).

 

Возьми эту…

 

Леша берет. Вероника бьет по другой клавише (высокая нота).

 

А эту?

 

Леша берет и высокую ноту. Вероника бьет тыльной стороной ладони по его животу.

 

Так у тебя голос? В самодеятельности пел?

Леша. Откуда… Я вас каждый день слушаю. Так что вы мой учитель.

Вероника. Целую неделю живет и молчит, каков, а? Неужели талант? Это ужасно.

Леша. Какой там талант… И почему ужасно?

Вероника (задумчиво). Когда я только начинала петь, я все мечтала, чтобы кто-нибудь подпевал мне, и обязательно, чтобы он парнем был… Где ты был раньше?

Леша (в тон ей). А вы где были, Вероника Васильевна?

Вероника. Далеко я была… Ты не ругаешь меня?

Леша. За что?

Вероника. По утрам спать не даю, ору себе, голос чищу.

Леша. Нет. Уже привык. И потом, это же ваша работа.

Вероника. Понимаешь, значит. А вот наши хористки «прости-господи» не понимают. Приходят на репетицию неподготовленные, голос сипит, грудь вялая, кто так делает? На репетицию нужно приходить с чистым голосом!

Леша. Трудная у вас работа.

Вероника. Ничего подобного. Хорошо петь гораздо легче, чем плохо петь. Платят, правда, мало, но ничего, все равно когда-нибудь разбогатею. Получу роль, буду гастролировать по всему миру, денег будет куча!

Леша. Я все хотел спросить, как это вы стали певицей?

Вероника. Во-первых, я еще не классическая певица, в хоре пою. Во-вторых, я талантлива, у меня голос, фактура, так что мне ничего не стоит выучить партии… Помню, пришла на вступительные экзамены в училище, как раскрыла свою пасть, так у всех челюсти отпали. Приняли!

Леша. Ну, конечно, вы вон какая красивая, И голос тоже красивый.

Вероника. Лучше бы не приняли тогда.

Леша. Почему?

Вероника. Устала… Помню, «Риголетто» ставили, в Ленинграде это было. Баритона из Новосибирска пригласили, шута петь. А я в хоре пела… Приглянулась я ему. Красавец был! Жили как муж и жена. А он спел свою партию и тю-тю. Я к нему в Новосибирск, а  его  и  след  простыл, уехал  мой

ненаглядный в заграницу, насовсем!.. Он даже не знает, что  у  него  взрослая

 

18.

дочь растет. Зойка все приставала, где мой отец, где? Когда выросла, рассказала. Она молодец, поняла меня. И с тех пор мы подружки!.. Прошло всё. Иногда, правда, как вспомню, так вся дрожу, ух, мужчина был! Тогда трясло и сейчас трясет… Были у меня мужчины, но такого!.. Ладно, ты мне мешаешь, на работу пора, заболталась. Тебе тоже пора… (Уходит в ванную).

 

Леша тоже поспешно собирается.

 

(Из ванной). Вчера конкурсантка из Кишинева прилетела, тоже на роль Амнерис, соперница моя. Голос ничего, и моложе меня. Дирижер возле нее так и крутится, так и вертится! Со мной не репетирует, все внимание ей. Говорит, гостей надо уважать, а ты, Вероника, свой человек, успеется. Я же знаю, что у него на уме, паразит такой!.. (Выходит из ванной). Пошли? Я закрываю комнату!..

 

Уходят.

Свет гаснет.

 

Картина шестая

 

Глубокая ночь. В комнате полумрак, в окно бьет лунный свет. На диване едва разгадывается спящая Вероника. Раскладушка не тронута.

Слышится возня с замком. Дверь открывается. Щелчок выключателя – и яркий свет.

Прическа на Зое сбита. На ее хрупкие плечи навалился Леша. Он пьян.

 

Леша (поет). …Скажи ты мне, ска-а-ажи ты мне, что любишь ты меня!..

Вероника (в ужасе вскакивая на диване). Что это такое?

 

Зоя усаживает Лешу на вертящийся стул возле пианино и торопливо уходит в ванную.

 

Леша. Извините, Вероника Васильевна, я напился! (Протягивает ей картонную коробку).

Вероника (принимая коробку). Леша, ты пьян!

Леша. Вероника Васильевна, мы были в баре. На дискотеке! Захотелось молодость вспомнить. А вы не хотите молодость вспомнить?

Вероника. Зоя, что он такое несет? Объясни толком, где вы были и почему вместе?

Зоя (выходя из ванной, на ней застиранный куцый халатик). Мы в баре встретились.

Вероника. Дядя Леша тебя в бар пригласил?

Зоя. Нет.

Леша. Да нет же!..

Вероника. А как же ты там оказалась?

19.

Зоя. Догадалась.

Леша. Дочка у вас, Вероника Васильевна, золото!

Вероника. Да замолчишь ты наконец, не тебя спрашивают!

Зоя. Я знала, что дядя Леша будет там и пошла.

Вероника. Зачем?

Зоя. Чтобы забрать его оттуда.

Вероника. А как ты узнала, что этот пьяница будет там?

Леша. Я не пьяница.

Зоя. Слышала, как эта женщина приглашала дядю Лешу. По телефону.

Вероника. Какая еще женщина?!

Зоя. Дина ее звать, противная такая… (Раздевается и ныряет по одеяло на диване).

Леша. Ну, Зоя… Никакая она не противная.

Вероника (Леше). Говори, что еще за женщина?

Леша (вертясь на стуле). Дина хорошая девушка, сотрудница наша, вместе работаем. Старший инспектор по авторским правам!.. Хотела поселить меня на квартире у своей тетки. Но я сказал, нет, спасибо, я прекрасно устроился!

Вероника. Перестань вертеться! Ты что, женщину завел?

Леша. Что значит «завел»? Я сам по себе, она сама по себе, хорошенькая, не замужем.

Зоя (откинув край одеяла). Противная!

Вероника. У тебя семья, сыну два годика, а ты, значит, женщину завел? (Замахивается коробкой).

Леша (защищаясь руками). Стоп! Это подарок моему сыну, музыкальный инструмент, Дина купила. Я хочу, чтобы сын мой стал музыкантом…

Вероника. Может, ты эту женщину надумаешь сюда привести?

Леша. Зачем?

Вероника. Ну, если у тебя с ней шуры-муры…

Леша. Исключено! Я с женщинами покончил. Я только вас люблю, Вероника Васильевна, и вашу дочку Зою. У нее, кстати, симпатичный кавалер, мне он понравился.

Вероника. Что? Какой еще кавалер?

Леша. Как много вопросов вы задаете, все-то вам надо знать…

Зоя. Да, Витька это, я знакомила тебя. Он и помог дядю Лешу привезти, у него «мерседес».

Вероника. Зоя, доченька моя хорошая, прошу тебя, не водись ты с этим Виктором, не надо, а?

Леша. Почему? Пара, скажу вам, что надо, на «мерседесе» будем кататься!

Вероника. Раскатался! (Зое). Ты знаешь, кто его родители? Может, и хорошие люди, но уж больно богатые. Как можно честным трудом так

быстро разбогатеть!.. Совсем недавно были нормальные люди, здоровались, а сейчас проходят мимо, будто нас и нет. Разве мы виноваты, что приходится считать каждую копейку?

Леша. А они… они-то чем виноваты?

 

20.

Вероника. Да не виню я их, пусть живут как хотят, только не люблю, когда смотрят на тебя сверху вниз, потому что богатые.

Леша. Они сообразили вовремя и заработали, а мы – нет.

Вероника. Ну и помогли бы другим, кто очень нуждается.

Леша. А почему? Почему они должны помогать? Им тоже нелегко деньги достаются, ночами не спят, нервничают, кидают друг друга, стреляют, убивают и вот, здрасьте, желаю всем помочь, так что ли?

Вероника. Да ничего мне от них не надо!

Леша. Опять мимо! Разберем конкретный случай. Ваш будущий зять, которого Виктором зовут, богатый человек. А Зоя – самая красивая невеста, и он не посмеет смотреть на нее сверху вниз! Иначе я самолично сверну ему башку!..

 

Вероника подсаживается к дочери. Обнимаются, шепчутся, успокаивая друг друга.

 

И еще запомните, Вероника Васильевна. Англичане говорят – хорошая девушка долго внизу не будет. Так что неизвестно, кто на кого будет смотреть сверху!

Вероника. Пошляк! Чтобы завтра же исчез, смотреть тошно… (Подходит к Леше, силой укладывает его в постель и накрывает с головой. Выключает свет. Ложится рядом с дочерью).

 

Опять в комнате полумрак. Мать с дочерью тихо разговаривают.

 

Леша. О чем вы шепчетесь, я ничего не слышу! (Встает и, шатаясь, направляется к дивану, ложится поверх одеяла между Зоей и Вероникой). Мне скучно одному…

Вероника (вскочив). Ну-ка, марш отсюда! (Тянет Лешу за руку) Ты что, спать с нами надумал?

 

Зоя хохочет.

 

Леша (сопротивляясь). Ну, что такое, в чем дело? Я хочу знать, о чем вы шепчетесь. Я же люблю вас, сколько можно говорить! Вас, Вероника Васильевна, и вашу дочь люблю!

Вероника. Я покажу тебе любовь, ты у меня на полу будешь спать, понял?

Леша. Не хочу на полу! Вы хотите смотреть на меня сверху вниз? Не выйдет!

 

Вероника хватает и бросает Лешу на раскладушку. Не удержавшись, сама падает рядом.

 

Здесь неудобно! Пойдемте на диван!

 

21.

Вероника. Ну, хватит! (Встает. Опять накрывает его с головой). Попробуй только встать… И вообще, всем спать! (Ложится рядом с хохочущей дочерью).

 

Свет гаснет.

Занавес.

 

ДЕЙСТВИЕ ВТОРОЕ

 

Картина седьмая

 

Глубокая ночь, глубокий сон. Только Вероника сидит за столом и возится со швейной машинкой. На столе среди вороха материала раскрыта книга, в которую она заглядывает время от времени. Горит настольная лампа.

Просыпается и, свесив ноги, садится на раскладушке, Леша. Голова разламывается после вчерашней выпивки. Встает и неслышно проходит в ванную. Умывшись, выходит из нее.

 

Вероника. Чего не спишь?

 

Леша подходит к ней и виновато улыбается.

 

Улыбается еще, бессовестный.

Леша (берет табурет и садится рядом). Можно?

Вероника. Сиди. Плохо тебе?

Леша. Пройдет. Я вчера буянил?

Вероника. Ничего не помнишь? Ты спать с нами собрался.

Леша. Я?

Вероника. Еще раз напьешься, выгоню.

 

Леша смеется.

 

Смейся, смейся.

Леша. Представляю… Втроем спим на одном диване!

Вероника. И вообще не морочь голову девчонке, понял?

Леша. Да вы что, Вероника Васильевна…

Вероника. А то!

Леша (откровенно любуясь хозяйкой). Знаете, Вероника Васильевна, вы мне очень нравитесь. Честное слово, я первый раз встречаю такого человека, вы очень добрая.

Вероника. Не подлизывайся.

Леша. Хорошо, что встретил вас.

Вероника. Интересно, что скажешь, когда выгоню из дома. А я обязательно выгоню, если будешь так вести себя.

Леша (не слушая ее). А что вы шьете?

22.

Вероника. Перешиваю. У царицы Амнерис платье должно быть построже, вот вычитала… (Кивает на раскрытую книгу).

Леша. Что это за книга?

Вероника. «Искусство древнего Египта». Был такой ученый, француз, Мариетт его звать. Он расшифровал папирус. Египет воевал с Эфиопией. По этому сюжету и оперу создали. Видишь, какие линии, строгие костюмы. Я теперь все знаю про эту историю.

Леша. А зачем это знать?

Вероника. А вдруг на конкурсе спросят, кто такая царица Амнерис, кто Аида, Аманасро, Радамес, все надо знать. А то поют и ничего не знают.

Леша. Вы точно станете царицей, бог видит.

Вероника. Для меня сейчас бог один, это Арнольд. Он спонсора ищет. Тамара говорит, что он уже встречался с руководством театра, вроде договорился по частям внести эту сумму. Три тысячи все-таки большие деньги… Ой, неужели получится?

Леша. Хотите, я вам еще дам двести баксов, наперед? Больше не получится. Это чтобы вы не выгоняли меня. (Уходит к раскладушке, берет деньги из кармана брюк, возвращается). Вчера за халтуру получил.

Вероника (не берет деньги). А жене помогаешь?

Леша. Какой разговор. Только не жене, а сыну.

Вероника. Тогда возьму. Арнольду все меньше доставать. Завтра же отнеси сыну подарок. Ох, и глупые вы, молодые! Сын твой ничего не может понять, где папа, почему он не живет с нами?..

Леша. Вероника Васильевна, мы же договорились, про это ни слова.

Вероника. А почему это я должна молчать? Знаешь, как трудно одной воспитывать ребенка? Вот Зойка. Она никого и никогда не называла папой. Как-то была у подружки и обратилась к ее отцу «папа» и так ей странно было. Я давай реветь, а она смеется, гладит меня по спине, говорит, что все понимает и не страдает.

Леша. Зоя у вас золото.

Вероника. Как отпуск, хористки подцепят бизнесменов и – на Канарские острова или Эмираты, а я? Иду в ресторан посуду мыть или кассиром в супермаркет. И трясешься, вдруг кто-нибудь из театра увидит. Наши страсть как любят посплетничать.

Леша. Ну и что, подумаешь… Сейчас вон с высшим образованием лестницы в подъездах моют, лишь бы платили.

Вероника. Сравнил тоже. Это же артистки, творческие работники… Однажды все-таки попалась. Давно это было, еще в Ленинграде. Устроилась на лето кассиром. Тогда продуктов было мало, а очередей, ужас!.. И вот вижу в конце очереди Петька Заикин стоит. Это наш тенор, Хозе в «Кармене» пел.

Ну, думаю, растрезвонит по всему театру, что я кассиром подрабатываю. Незаметно исчезаю с кассы, наблюдаю. Очередь шумит, где кассир? А я спряталась и жду, когда Петька уйдет. Смотрю, нет его, ушел. Возвращаюсь в кассу, выбиваю чеки и вдруг – Привет, Верунчик! Поднимаю глаза – Петька! Я  не  растерялась,  говорю,  в  кино  пригласили  сниматься,  героиня

23.

кассиром работает, вот и тренируюсь, так что не подумай ничего такого и вообще в театре никому ни слова, а то завидовать станут. А он мне, да ладно, Верунчик, не морочь голову, второе лето тренируешься. А я ему, все равно, Петенька, не говори, а? И он действительно никому ни слова, так благодарна была, хороший человек, и  я отдалась ему.

 

Леша вытаращил глаза.

 

Чего ты так смотришь на меня? Петька и раньше нравился мне, но он прима-актер, солист, а я кто? – хористка. А тут такой случай. Подружились. Потом он перестал ходить ко мне, жены испугался

 

Просыпается Зоя. Подходит.

 

Зоя. Мам, почему не спишь?

Вероника. Я дяде Леше рассказываю, какая ты хорошая у меня, заботливая и учишься на одни пятерки. Закончишь свой медицинский колледж, поступишь в институт, станешь врачом, ох и заживем тогда!

Зоя. Куда только деньги будем девать.

Вероника. Что вы сейчас в колледже проходите, расскажи дяде Леше.

Зоя. Мам, ну хватит.

Вероника. Пусть Дядя Леша убедится, что ты хорошо учишься, и мне будет приятно, ну? Какую тему сейчас проходите?

Зоя. Наружные половые органы.

Вероника. Вот дурочка!..

 

Свет гаснет.

 

Картина восьмая

 

Телефон-автомат. Вероника опускает жетон в щелку аппарата, набирает номер.

 

Вероника. Добрый день. Мне Ольгу Краснову… Здравствуйте. Нам с вами надо поговорить, у вас когда перерыв?.. Нет, вы меня не знаете. Я хозяйка квартиры, ваш Леша живет у нас у же второй месяц. Меня звать Вероника Васильевна, я нашла телефон у Леши и вот звоню… Хорошо, я жду. (Вешает трубку на аппарат, отходит от будки, смотрит на часы).

 

Появляется Ольга в униформе продавщицы.

 

Вероника (протягивая руку для приветствия). Здравствуйте…

Ольга. Здравствуйте.

Вероника. Леша говорил, что вы красивая, так оно и есть, вы красивая.

Ольга. Еще что он вам говорил?

24.

Вероника. Говорил, что родители ваши очень состоятельные люди.

Ольга. Допустим.

Вероника. Одним словом, вам пора помириться. Леша переживает. И очень  скучает  по сыну.  (Спохватывается). И  по  вас  тоже!

Он должен вернуться в семью… Леша такой интеллигентный, вежливый и внимательный, мы с дочкой прямо полюбили его.

Ольга. Зачем же отпускать такого хорошего человека?

Вероника. Причем тут мы? У вас семья, ребенок растет, вы должны вместе воспитывать его. Я растила дочку одна, знаю, что это такое.

Ольга. Послушайте, Вероника Васильевна. Вы или действительно такая добрая или вам Леша надоел?

Вероника. Зачем вы так, Ольга?.. Ничего он нам не надоел. Напротив… Просто нельзя так дальше, он мучается. Вы должны простить его, даже если он виноват. Конечно, не сразу, надо выдержать, а потом простить. Времени уже прошло достаточно.

Ольга. Почему не он, почему вы решили поговорить со мной?

Вероника. Неужели не понятно? Во-первых, я старше вас, у меня жизненный опыт. Я верю, что у вас все наладится.

Ольга. А он не говорил, почему мы разошлись?

Вероника. Подробности не знаю, но что-то связано с его мамой.

Ольга. Да, мы с ней совершенно разные люди! Она кого угодно изведет своими взглядами.

Вероника. Конечно, я не имею права, но скажите, какие у вас разногласия, может, я помогу?

Ольга. Чем вы можете помочь? Я хочу жить отдельно. Без его мамы. Мои родители могут нам купить квартиру.

Вероника (после паузы). А куда же его матери деться, семьдесят шесть лет, все-таки возраст…

Ольга. А мне какое дело? Я что, не имею права жить отдельной семьей?

Вероника. Конечно, имеете… Но вы тоже когда-нибудь состаритесь, у вас сын растет.

Ольга. Да я и сама не захочу жить вместе с семьей моего сына. Чего молодым жизнь портить?

 

Помолчали.

 

Вероника. Ольга, подумайте, прошу вас… А про наш разговор не говорите Леше, хорошо? Это моя просьба.

Ольга. Спасибо за хлопоты. Извините, у меня перерыв заканчивается, я должна идти… И пусть даже не надеется, я не отступлюсь. (Уходит).

Вероника (расстроенная, вдогонку). Зря вы так, Ольга… (Себе). Эх, сбросить бы мне десяток лет, я бы с тобой и разговаривать не стала, дорогая вы моя раскрасавица!

 

Свет гаснет.

25.

Картина девятая

 

Та же комната. Раскладушка убрана. Диван сложен. На авансцене – праздничный стол. Леша и Зоя сервируют его. Звонок в дверь. Зоя открывает. Входит Вероника, шаря в полуоткрытой сумочке.

 

Вероника (озабоченно). Куда же подевались ключи… (Оглядывая комнату). Как вы попали в комнату, где взяли ключ?

Зоя (обнимая мать). С днем ангела тебя, мамуля!

Вероника (замечая накрытый стол). Я и забыла… (Подходит к шифоньеру, отмыкает замок и пересчитывает висящие в нем костюмы).

Леша. С днем рождения, Вероника Васильевна! (Целует ручку). Вы оставили ключи в дверях, и мы продали ваши театральные костюмы и на вырученные деньги накрыли этот стол.

Вероника (устало опускаясь на табурет). Издеваетесь… Ой, как хорошо мне сейчас! Это ж надо такой стол накрыть…

Зоя (подавая платье). Мам, скоро гости придут, переоденься.

 

Вероника нехотя забирает платье и уходит в ванную.

Опять звонок в прихожей. Зоя открывает дверь. С шумом, с цветами в руках входит Тамара, за ней неспеша и тоже с цветами – Раиса.

 

Вероника (в праздничном платье). А где Арнольд? (Объятия, поцелуи).

Тамара. Он знает. Сказал, что попозже подойдет.

Вероника. Тогда садимся?

 

Рассаживаются. Леша разливает.

 

Я скажу тост!.. Дорогие мои милые друзья! Сегодня мне исполнилось, не стану скрывать, сорок лет. И я пью шампанское! Очень рада, что вы со мной, что вы не забываете меня. Я хочу, чтобы вы все были счастливы и всегда молоды! Я вас очень люблю! За вас и за меня, виват!

 

Чокаются, выпивают. Леша снова наполняет стаканы шампанским.

 

Леша (встает). Теперь я скажу. Дорогая наша Вероника Васильевна! Вы прожили эти годы достойно. Лично я восхищаюсь вами, вашей добротой, оптимизмом и талантом! У вас прекрасная дочь, и все еще впереди, я очень люблю вас! Большое спасибо вам за то, что вы такая есть! Вы царица! Аплодисменты!

 

Все аплодируют. Выпивают.

 

Раиса. Ох, и напьюсь я сегодня, завтра у меня выходной!

Тамара. Напьешься?

26.

Раиса. А что тут такого? И вообще я хочу поменять свой стиль, свой имидж!

Тамара. Давай, давай, поменяй.

Раиса. На первом плане духовная жизнь, остальное потом.

Тамара. И что, для этого надо напиваться? Выходит мой Арнольд живет духовной жизнью, каждый день ходит под градусом.

Леша. В двух случаях человек пьет. Когда у него куча денег или когда их совсем нет.

Тамара. А кто же тогда не пьет?

Раиса. Покойник! А я живу и хочу пить!

Вероника. Э, что с тобой, Раиса? Летчик-квартирант появился?

Раиса. Фу, как грубо! Я к ней с открытой душой, а ей обязательно надо ущипнуть.

Вероника. Да ладно, не обижайся, я все по-старому, а ты новую жизнь начинаешь, извини, хорошо?

Раиса. Вот возьму и уведу в отместку Алексея!

Вероника. Стара ты для него, да и семья у него есть. Не позволю.

Раиса. А может, у меня любовь к нему? Семья тут не причем.

Вероника. Раисе больше не наливать, поняли?

Раиса. Алексей, давай напьемся, а? И укатим куда-нибудь, пусть Вероника локти кусает! (Выпивает).

Вероника (спохватившись, идет к шифоньеру, достает утепленную болоньевую куртку). Зоя, примерь. Это подарок тебе. (Ко всем). Ни за что не угадаете, сколько стоит, Тамара молчи!

Тамара. Сколько бы не стоило, подарок есть подарок. Самое главное, на свой день рождения она купила дочке подарок!

Вероника. Почти задаром взяла, секанд хенд, но смотрится как новая.

 

Зоя примеряет куртку, она хорошо смотрится на ней. Обнимает и крепко целует мать.

 

Вероника. А зимой купим шерсть, свяжем воротник и манжеты, будешь ты у меня самая модная девушка в городе, ни у кого не будет такой оригинальной куртки! Снимай.

Зоя (умоляюще). Мама… (Отходит к трюмо и любуется собой).

Вероника (садясь и вскидывая руки кверху). Как мне хорошо! Если бы не конкурс, я бы еще выпила.

Леша. Вы займете первое место, Вероника Васильевна, вы царица!

Вероника. Я так боюсь…

Леша. Сколько раз я просил, выкиньте вы это слово из головы!..

Вероника. Э-э-э, ты уже напился, дорогой мой квартирант? (Мечтательно запрокидывая голову). Неужели я буду петь Амнерис?

Леша. И даже не сомневайтесь!

Вероника. Как все хорошо у меня складывается, вы только подумайте, друзья мои. Дочь красавица, на зиму куртка есть, на пятерки учится, сама себе подрабатывает и платит за учебу. День рождения справляем, чего только

27.

нет на столе, шампанское пьем! И скоро буду петь царицу. Нет, так в жизни не бывает!

Леша. Мы все придем на премьеру!

Тамара. Билеты купим на первый ряд, где крутые сидят.

Вероника (встает). Представляете, пою царицу Амнерис, меня все хвалят. Приглашают в Большой театр. А там, может, в Ла-Скала пригласят!… Прилетаю в Италию, кругом реклама, интервью, ужас, что творится! Билетов нет, аншлаг, дирекция в панике, а на афишах крупными буквами – в роли Амнерис, и моя фамилия – Вероника Соболева! Нет, Соболева не пойдет, что за фамилия, итальянцы народ с тонким вкусом. Лучше так – в роли Амнерис Вероника Соболини, а?!

Леша. Браво! Браво! Со-бо-ли-ни!

Все (скандируют). Со-бо-ли-ни! Со-бо-ли-ни! Со-бо-ли-ни!

 

Вероника раскланивается, будто на сцене перед восторженной публикой.

Звонок в дверь. Тамара подбегает и открывает. Входит Арнольд с букетом цветов, а за ним иностранец Ким, менеджер.

 

Арнольд. Верунчик!.. От имени всего прогрессивного чеовечества ближнего и дальнего зарубежья и от меня лично, а также от имени уважаемого господина Кима из Республики Корея поздравляю тебя с днем рождения!

 

Леша подносит им стаканы с шампанским.

 

Итак, слово предоставляется уважаемому гостю, менеджеру по вопросам искусства господину Киму!

Ким (слегка смущаясь). Я искренне рад, что благодаря Арнольд-сенсяним нахожусь на вашем торжестве, уважаемая Верунчик-сенсяним, и желаю вам счастливой жизни. Как мне сказал Арнольд-сенсяним, у вас прекрасный голос, и вы поете в Опере. Желаю вам успехов, Верунчик-сенсяним!

Вероника. Спасибо…

 

Все выпивают.

 

Арнольд. Сенсяним по-ихнему «учитель», у них так принято обращаться.

Ким. Примите, пожалуйста, Верунчик-сенсяним, от меня маленький подарок. (Подходит и вручает конверт).

Вероника (вертя в руках конверт). Что это, письмо? От кого?

Арнольд. Ну, темнота! Спрячь конверт, там деньги.

Тамара. Деньги?

Арнольд. У них там, в Корее, такой обычай. Это на первый раз.

 

Вероника благодарно склоняет голову.

 

Тамара. Вот это обычай! Хочу в Корею!

28.

Раиса. У кого деньги есть, это не проблема.

Тамара. У тебя их нет что ли? Съездила бы в Корею!

Раиса. Я на квартиру коплю. (Киму). А вот нашей Веронике обязательно надо туда слетать и спеть в вашей опере, у вас есть оперный театр?

Ким. Есть, есть.

Раиса. Но, думаю, таких голосов, как у Вероники, у вас нет!

Арнольд. Господин Ким – менеджер по искусству. Я специально привел его к тебе, чем черт не шутит, а, Верунчик? Оцени!

Вероника (Киму). Вы можете пригласить меня в вашу оперу, это правда?

Арнольд. Стоп, стоп, по тормозам! Что за дела, сразу быка за рога! Он ведь не слышал. Как ты поешь, должен убедиться, что ты достойна сцены Сеульской оперы…

Ким. Всегда приглашают лауреатов. Только первое место. Второе место – это второе место.

Леша. Извините, уважаемый сенсяним, наша Вероника Васильевна будет петь в Большом театре и даже в Ла-Скала!

Ким (удивленно). Да?

Вероника (смеясь). Ой-ёй-ёй, дядя Леша уже готов. Зоя, уведи его на кухню.

Леша. Не хочу на кухню, я уже два месяца на кухне! Но готов целую вечность там прозябать, лишь бы вы, Вероника Васильевна, спели свою царицу! (Падает в объятия Зои, она уводит его на кухню).

Раиса (выпив). В Корее, наверное, хорошо, не то что у нас…

Тамара. У нас тоже можно жить! (Киму). Скажите, сенсяним, чего хорошего вы навидались у нас?

Ким. У вас очень много земли! Поэтому я плохо понимаю, почему люди живут не очень хорошо?

Раиса. О, сенсяним, вам многого не понять.

Ким. Почему?

Раиса (все больше пьянея). Вот у нас раньше были герои социалистического труда и герои Советского Союза. За подвиги в труде и бою! Так вот я считаю, что такую звезду вместе с метрикой надо давать каждому, кто родился и вырос здесь!

Ким. Да? Почему?

Раиса. А вы попробуйте родиться у нас, выжить да еще потом смеяться. Или петь как моя подруга Вероника!

Вероника (смеясь). Ой-ёй-ёй, Раиса! Зоя, уведи ее на кухню, а то она все испортит мне.

Раиса. Вероника! Ты у нас герой социалистического труда! (Падает в объятия Зои, та уводит ее на кухню).

Леша (выглядывая из кухни). Нет! Вероника Васильевна – герой Советского Союза!

 

Зоя запихивает его обратно в кухню.

 

Вероника. О горе, я сейчас заплачу! (Смеется).

29.

Тамара. А давай споем, Вероника? Правда, у меня не такой голос… Русскую споем? Можно народную, можно любую.

Арнольд. Выступает дуэт героев социалистического труда Тамара Недоспасова и Вероника Соболева!

Вероника и Тамара (садятся рядышком и поют в два голоса):

Белым снегом, белым снегом

Ночь метельная ту стежку замела-а-а,

По которой, по которой

Я с тобой, любимый, рядышком прошла-а-а…

По которой, по которой

Я с тобой, любимый, рядышком прошла-а-а… (и т.д.).

 

Свет гаснет.

 

Картина десятая

 

При полной темноте звучит распевка хора (фонограмма).

Где-то слышно, где-то еле слышно,

Колокольчики-бубенчики звонят – дзинь, донг, донг…

 

На авансцене контрасветом высвечивается силуэт  Дирижера.

 

Дирижер (обращаясь к невидимому в глубине сцены хору). Уважаемые дамы и господа! Три дня не будет репетиций, я буду занят конкурсом. Сцену «Люди на площади» продолжим после конкурса. Учтите, здесь большая нагрузка падает на хор, потому что действие само по себе очень простое – верховный жрец вручает Радамесу священный меч. Больше работайте дома. Иначе мы завалим спектакль. Вы же не поете, а выкрикиваете слова под музыку, куда это годится? Все свободны… Соболева, задержитесь, пожалуйста.

 

Высвечивается фигура Вероники.

 

Ходят слухи, будто вы знаете, Соболева, более двадцати партий сопрано и меццо. Вот и покажите комиссии Аиду.

Вероника. Как Аиду, я готовила царицу…

Дирижер. Настройтесь показать Аиду.

Вероника. А Людмила? Это же ее роль…

Дирижер. С ней мы договоримся.

Вероника. Прошу вас, не трогайте Людмилу, она прекрасно поет Аиду!

Дирижер. Ей нужен дублер, все-таки возраст.

Вероника. Дайте мне царицу.

Дирижер. Ну, что вы уперлись? И вообще с этим спектаклем проблема. Не хватает средств на постановку.

 

30.

Вероника (слегка приблизившись и теребя сумочку). Но вы же встречались с моим спонсором…

Дирижер. Встречались. И даже договорились. Но возникли новые обстоятельства. По окончательной смете не хватает семи тысяч. Передайте спонсору наш разговор. К сожалению, смета есть смета.

Вероника. Вы же сказали, что не хватает трех тысяч, где взять еще четыре?

Дирижер. Какой-то не музыкальный разговор у нас с вами. Сцена, музыка, опера, царица Амнерис и рядом сплошная бухгалтерия. Но ничего не поделаешь, искусство нынче не в почете. Наш театр – не исключение.

 

Пауза.

 

Вероника. Скажите, у других конкурсанток спонсоры богатые?

Дирижер. О чем вы говорите? Где они, богатые спонсоры?.. Я настоятельно рекомендую вам показать Аиду. Хотя, верю, царица у вас может получиться недурно! Конечно, при определенной доработке драматического исполнения.

Вероника. Да я готова работать!

Дирижер. Поговорите со спонсором. Конкурс на носу. Желаю удачи!

 

Свет гаснет.

 

Картина одиннадцатая

 

На сцене полумрак. Идет конкурсное прослушивание. Вертикальным лучом высвечен Радамес. Слева от него Аида, партию которой исполняет Вероника. Эпизод в подземелье.

 

Радамес (удивленный неожиданным появлением Аиды. Поет). «Любовь моя, вот и настал конец!..»

Вероника (Аида). «Любимый мой, я решилась! Нам вместе не страшна смерть, теперь никто не сможет разлучить нас! Прости, земля, прости, приют всех горестных страданий!..»

 

Заканчивается дуэт, после которого должен прозвучать плач царицы. Но нет исполнительницы Амнерис, и сцена обрывается. И тут Вероника преображается в царицу Амнерис, сцена продолжается.

 

Вероника (Амнерис). «О, боги, сжальтесь! Без Радамеса жизнь моя ни к чему. Отныне я, Амнерис, не царица, о, боги, сжальтесь! Пусть жив останется герой моих страданий Радамес!..»

 

Свет гаснет. Гром аплодисментов.

Полный свет высвечивает авансцену. Из-за кулис с цветами и поздравлениями выбегают Леша, Зоя, Тамара, Раиса и Арнольд.

 

31.

Зоя (кидаясь к матери). Мамочка!..

Вероника. Как я, доченька?

Зоя. Как всегда!

Раиса. Ой, Верочка!.. Я шмыгнула в зал, слушала царицу из Молдавии и Урала, никакого сравнения, ты класс! Комиссия не дышала. Когда ты пела.

Тамара. Это ж надо так, была рабыня, а потом раз – стала царицей!..

Леша. Вы царица, Вероника Васильевна!

Арнольд. Верунчик, поздравляю!.. Разговор есть, отойдем.

Вероника. Что-нибудь случилось? Внес деньги?

Арнольд. Три-то я внес, сенсяним помог. Еще надо четыре, ты же знаешь.

Вероника. Ну?!

Арнольд. Я опять кинулся к этому корейцу. Говорит, о’кей, только потребовал залог.

Вероника. Какой еще залог?

Арнольд. Когда занимаешь большую сумму, нужен залог. Кто машину закладывает, кто квартиру…

Вероника. Зачем?

Арнольд. На всякий случай. Вдруг человек не сможет вовремя вернуть деньги, тогда залог отдает.

Вероника. Машины нет, значит, квартира?! А где мы с Зойкой будем жить?

Арнольд. Не волнуйся, Верунчик, я расплачусь. Перезайму и расплачусь. А сейчас надо залог оформить. Нужны документы на твою квартиру.

Вероника. Ты расплатишься, а с тобой как я расплачусь?

Арнольд. Об этом не думай. Вернешься из Италии, расплатишься.

Вероника. Какая Италия., ты что?!

Арнольд. Стоп. Хватит, Время идет. Если сейчас не оформим залог, ты прозеваешь царицу! Я этого не выдержу! Идем за документами, вперед!.. (Убегают).

 

Свет гаснет.

 

Картина двенадцатая

 

Та же комната. Мебель расставлена как в первой картине. Раскладушки нет, шифоньер и пианино водружены на свои прежние места.

На диване, уткнувшись лицом к подушке, лежит Вероника в зеленом халате с китайскими розами.

Раздается звонок, и тут же шумно входят Тамара и Раиса с корзиной цветов.

 

Тамара. Ты смотри, царица отдыхает!

Раиса. Имеет право! Вероника, ты пела прекрасно. И рабыню, и царицу, даже комиссия аплодировала.

Тамара. Вставай, к тебе гости пришли поздравить с победой!

Вероника (садясь на диване). Ну, что вы, девочки, какая победа…

32.

Раиса. Не скромничай. Я видела их реакцию, у тебя шанс!

Вероника. Какие красивые цветы… Наверное, дорого стоят? Зачем надо было тратиться…

Раиса. Тамара, как дела у Арнольда?

Тамара. По нотариусам бегает, залог оформляет.

Вероника. Надо сказать ему, не надо оформлять. Поздно. Опередили нас. Дирижер извинялся, он тоже не знал, что молдавскую певицу еще до конкурса внесли три штуки, а потом добавили.

Тамара. Как?!

Вероника. Очень просто…

Тамара. Значит, мой напрасно бегает?

Вероника. Значит, напрасно.

Раиса. Да-а-а, дела… Ну царицу не дали, а как рабыня, тебе же ее обещали?

Вероника. Нельзя. Это Людмилы роль. Ее единственная большая роль.

Раиса. Ты что на самом деле! Сейчас такое время, выпал шанс, не упускай!

Вероника. Если я отберу у нее роль Аиды, ей предложат уйти на пенсию. А как проживешь на пенсию? Муж кандидат наук, без работы… Люда только что была здесь. Говорит спасибо, а сама плачет. Еле успокоила.

Раиса. И что, опять будешь в хоре петь?

Вероника. Буду петь в хоре.

Раиса. Тебе нельзя петь в хоре, все говорят, что твой голос не для хора, ты талант, все знают, надо пробиваться!

Вероника. Если все будут пробиваться, кто в хоре останется?

Раиса. Пусть другие поют в хоре, а ты должна быть первой солисткой, царицей, потому что ты Соболини!

Вероника (смеется). Какая там Соболини, Соболева я!..

 

Появляются Зоя и Леша. Он с тортом и бутылкой шампанского.

 

Леша. Здравствуйте, Вероника Васильевна. Надо отметить ваш успех!

Вероника (принимая торт). Ну, вот!.. Леша, ты всегда вовремя.

Зоя. Мам, тетя Лена прислала телеграмму. В Одесской опере нужны сопрано. Тоже в хоре.

Леша. Опоздала ваша тетя, Вероника Васильевна Соболини теперь будет петь царицу…

Вероника. Зоя, спрячь телеграмму, потом разберемся. Нам с тобой нужно все хорошенько обдумать. А сейчас – праздник! Давайте стол, шампанское, хрусталь граненный!

 

Тамара и Леша быстро выдвигают стол. Открывают шампанское, разливают. Все торжественно поднимают наполненные стаканы.

 

Раиса. Алексей, Веронике не дали царицу, а рабыней она не хочет быть, вы разве не в курсе?

Леша. Нет…

33.

Вероника. Ничего страшного, Леша. Лучше расскажи, как твои дела?

Леша. Все хорошо, Вероника Васильевна. Оля так изменилась. Они с мамой поняли друг друга, я не узнаю их.

Вероника. Ну и славно. А кто скажет тост?

Зоя. Я скажу.

Вероника. Говори, доченька.

Зоя. Мама!.. Не знаю, какая я дочь у тебя, но ты у меня самая хорошая в мире мама! Как говорят боксеры, надо уметь держать удары. Ты лучше всех боксеров!.. Я очень люблю тебя!

Тамара. Я сейчас заплачу… Зойка говорит совсем как взрослая.

Зоя. Да, тетя Тома!.. Ну, что такое для моей мамы эта комиссия? Все эти дирижеры, хормейстеры, они же упиваются властью и над кем? Над рядовыми артистами. Захотят – дадут роль, не захотят – не дадут. Мне даже говорить об этом противно, насмотрелась. Поэтому я хочу, чтобы мы подняли шампанское за мою маму, Веронику Соболеву! Мама, можно я тоже выпью, немного?

Вероника. Конечно же, родная моя!

 

Все выпивают. Кроме Леши.

 

(Леше). А ты что такой смурной, а?

Леша. Не знаю, Вероника Васильевна.

Вероника. Только что говорил, что у тебя дома все наладилось.

Леша. Да, дома все в порядке… Почему-то не хочется от вас уходить. (Выпивает).

Вероника. Главное, Леша, не ныть и не плакать. Нытье – это большой грех, так в библии сказано.

Леша. Мне будет не хватать вас. И вашей дочери… Не уезжайте, а?

Вероника. С чего ты взял, что мы уедем?

Леша. Уедете в Одессу. Вот и телеграмму получили.

Вероника. Ну, хватит! Давай-ка лучше споем что-нибудь душещипательное, мы с тобой давно не пели. Споем?

Тамара. И правда, спойте, а?

 

Раиса выдвигает две табуретки и усаживает на них Веронику и Лешу. Они поют в два голоса.

 

Не уходи, побудь со мною,

Пылает страсть в моей груди…

Восторг любви нас ждет с тобою,

Не уходи, не уходи!.. (и так далее).

 

Занавес.

 

К О Н Е Ц.