фото Пак Ира

О Пак-Ире Петре Александровиче слыхал, иногда проходила информация в статьях сообщества, но не более того. Заглядывал в энциклопедию Российских корейцев, но и там не нашел никакой информации о нем. А между тем, слыхал о его смерти, рассказывали об этом, как о нечто таинственном, якобы его, глубокого старика, избили неизвестные, принадлежащие к касте «плащей и кинжалов», от чего он и умер. Вполне соглашался с рассказчиками, зная, что в свое время Пак-Ир вспоминал:

– Мне приходилось быть учителем Ким Ир Сена. (Кстати, никакого Ким Ир Сена в реальной жизни не было. Это вымышленное имя). Поначалу моей задачей было найти среди корейцев подходящую кандидатуру, а потом обучить ее всему, что необходимо знать и уметь вождю северо-корейского народа.

Да, этих строк достаточно, чтобы стереть память и факты. Но, скажем, что это не про нас. К 100-летнему юбилею Пак-Ира публикую очерк о выдающемся подвижнике «корё сарам».

Жизнь Пак-Ира — ученого, академика – это каждодневный подвиг, служение одному делу, одной идее – высшему духовно­му просвещению корейцев. Петр Александрович – это и корейс­кий театр, и газета, и изучение ценнейшей корейской литерату­ры». Так десять лет назад об этой превосходной Личности написал автор нашей газеты Владимир Егай. Эти слова как эпиграф оза­ряют долгий жизненный путь ПА. Пак-Ира, получившего зва­ние «Народный академик». Оно является не менее престижным, чем чисто научный ранг, но от­ражают истинное признание. Ибо вся его исследовательская, твор­ческая деятельность, духовные усилия были посвящены своему народу.

Сегодня события десятилет­ней данности вспоминаются бук­вально, как вчерашний день. Ла­вина поздравлений, привет­ственных адресов в связи с 90- летием. Сухонький, но по всему было видно, насколько он еще крепок, и. казалось, что он дойдет и до столетней верстовой вехи. Не суждено, Пак-Ир трагически ушел из жизни. Страшное злодеяние на совес­ти того, кто лишил его жизни. И сейчас, лишь благодарная па­мять взывает вновь представить людям, образ этого прекрасного Человека – ученого, мудреца. В свое время его лекции, пуб­личные выступления вызывали восхищение, пробуждали дремлющие чувства, которые вскоре проклевывались в зернах национального самосознания.

Многие помнят своего не­превзойденного Учителя, знают его жизненную стезю и не толь­ко его звездный час, но и тер­нии, через которые ему при­шлось пройти, порой непонима­ние его воззрений и даже опалу. Когда в партийной организации единственного тогда в Казахской ССР Госуниверситета им. Кирова, где Пак-Ир возглавлял кафедру философии, однажды за­теяли глухую возню по исклю­чению его из рядов КПСС – за так называемый «национализм», якобы чуждый советской идеологии. Очевидцы вспоминают, что в той драматической ситуа­ции сам ректор ВУЗа выставил свою альтернативу: в таком слу­чае, изгоняйте из партии и меня.

Лишение партбилета означа­ло – конец карьеры, жизнен­ный крах. Такие были времена, если человек, патриот своей нации не робко, а глубоко убеж­денный и уверенный в своей правоте, смело поднимал вопросы этнической, националь­ной самоидентификации, то тем самым рисковал потерять мно­гое, если не всё.

Нынешнему поколению имя Пак-Ира мало ведомо, разве что из рассказов, воспоминаний его учеников. Потому предлагается краткое описание его жиз­ненного пути. Уроженец села Янчихе Посьетского района, Дальний Восток, сын крестьянина, потомок Пак Ен Хо, бор­ца за освобождение Родины от японского ига. Корейский пед-техникум, в 30-е годы учитель в школе села Ин-Корейское Приморского края При­морского края. Далее Ленинград­ский пединститут. В годы Вели­кой Отечествен­ной Войны за­вуч, директор школы, препо­даватель марк­сизма-ленинизма в школах и ВУЗах Киргизии. Затем в Казах­стане в КазГУ, преподаватель дисциплины — философия. Дру­гая яркая стра­ница жизни свя­зана с Кореей. Советское пра­вительство направляет Пак-Ира исполнительным ректором Пхе­ньянского университета, парал­лельно он преподаёт марксизм- ленинизм при Штабе Советской Армии в КНДР (1946-1948 гг.).

Дело всей жизни

По возвращении вся даль­нейшая деятельность Пак-Ира связана с высшими учебными заведениями Алматы: кандида­том философских наук, доцен­том университета и консервато­рии им. Курмангазы. Автор мно­гочисленных трудов, статей по классической и восточной фи­лософии.

И ни дня у Петра Александ­ровича не было, без думы о сво­ей нации, её истории, будущем, Корееведение стало делом всей его жизни. В 1987 г. он избран Почетным председателем Сове­та по корейской литературе при Союзе писателей Казахстана. В энциклопедических источниках отмечено: главный его труд – «Вклад корейской литературы в мировую литературу (литератур­ное обозрение за 5 тысяч лет)». Пак-Ир блестяще владел корей­ским, русским языками, китай­ской письменностью, его позна­ния фундаментальных литера­турных и исторических первоис­точников были глубоки и обшир­ны. Он слыл поэтом-лириком, много работал над составлени­ем сборников стихов корейских поэтов, советских корейцев, сложными переводами. И выхо­дили в Москве, Алматы в свет шедевры с нежными, полными любви и возвышенных чувств названиями: «Песня над озе­ром», «Лирика средневековой Кореи», «Пятицветные обла­ка», «Багульник в степи», «Кот- пхнным тант», «Корейские ше­стисшия», «Дёсон сидиб», другие истори­ко-литератур­ные и поэти­ческие сбор­ники

А когда в 90-е годы ши­роко распахну­лись ворота в Корею, Пак-Ир принимает активное учас­тие в междуна­родных симпо­зиумах, конг­рессах и конференциях. Так, в 1991г. Сеул услышал мнение на­шего ученого по вопросам «Что дала миру корейская цивилиза­ция?», «Ымянион» (К истории корейской философии) и т.д. Там, на Корейском полуостро­ве соотечественники из его уст узнавали о существовании и жизни стотысячной (Хан: четырехсот тысячной) корейской диаспоры в Казахстане, в Сред­ней Азии, России.

Петр Александрович снис­кал всенародную любовь. Встре­ча с ним всегда была пиром для души. Он источал изумительную мудрость: стихами, сказаниями, былинами, древнекорейскими философскими постулатами. Много мыслей, размышлений, как золотые россыпи сохрани­лись и в национальной прессе.

Геннадий Ким в 90-е годы возглавлял театр. На днях он рас­сказывал: «Имя Пак-Ира всегда вводит в трепет и волнение. Он был членом Совета старейшин в театре. В его составе были та­кие авторитетные и известные личности, как актриса Ли Хам Дек, историк Владимир Алек­сандрович Ким, ученый Гурий Борисович Хан, юрист Аркадий Юрьевич Хегай, борец за осво­бождение Кореи Тен Сан Дин ( Ге Н.Д.: участник освобождения Кореи), другие уважаемые люди диаспоры. Петр Александ­рович в самом начале волны корейского возрождения в 90-е годы стал давать уроки родного языка в театральной труппе. Не говорю уже о том, сколь ценны были его взгляды, рецензии на спектакли, поста­новки»,

– Никогда не забуду раз­говор с известным деяте­лем культуры Муратом Ауэзовым, – продолжал Геннадий Ким, – С каким восторгом и упоением он вспоминал своего Учите­ля! «Это было большим счастьем», – говорил сын Мухтара Ауэзова — «об­щаться с корейским муд­рецом, носителем полуза­бытых в народе духовных корней, восточной фило­софии», Пак-Ир сполна восполнял тот духовный пробел, порожденный де­портацией 1937 года.

В минувшие дни свое мнение высказал еще один из­вестный в диаспоре человек. Южно корейский писатель Ким Бён Хак вспоминал, что еще лет пятнадцать назад, когда впервые ступил на казахскую землю, среди первых выдающихся лич­ностей познакомился с Пак- Иром, Масштабный, широко мыслящий ученый, горячий приверженец дела национально­го возрождения. Благо, в Казах­стане раскрылись большие воз­можности для этого благород­ного дела. Потомки должны быть благодарны своему духовному гуру, заключал писатель.

Незабываемые встречи

Его помнят и в Астане. В конце 80-х Пак-Ир встречался в Целинограде с местной ди­аспорой. Встреча поначалу обо­рачивалась казусом. Гость завел речь о создании культурной ко­рейской автономии. Горожан смутило само слово «автоно­мия», посыпались реплики: «Нам не нужна никакая авто­номия. Мы прекрасно уживаем­ся со всеми нациями. Дружба народов в Казахстане прошла испытание временем, и ваши мысли отдают провокацией». Потом разобрались в значении и назначении этой культурной автономии — выделить в общей деятельности национальный вектор, возродить традиции, язык, самобытность, культу­ру, искусство — вернуть всё это из небытия, из-под пыли вре­мени.

Диалог с земляками-дальне­восточниками, молодежью за­кончился полным взаимопониманием. И еще осталась в памя­ти трогательная сцена, когда Пак-Иру представили легендарную женщину, звавшуюся в народе «тётя Люба-паргизан». Те Ин Су в 30-е годы на границе двух Корей в составе партизанс­кого отряда слыла отчаянным бойцом в антияпонской борьбе А в советской стране по дикому навету была оклеветана и как «враг народа» за десять лет прошла через все муки сталинских лагерей. После всего услышан­ного седой, но благородный на­родный академик Пак-Ир при всех присутствующих сделал классический корейский поклон, выразив ей, глубочайшее уважение.

И еще одна большая встреча в памяти людей. 1989й год. Впервые после 1937 г. в Кзыл-Орде состоялся республиканс­кий Фестиваль корейской культуры. На второй день делегации со всех областей республики разъехались по трем районам. Журналистам газеты «Ленин кичи» выпал Кармакчинский район, колхоз «Третий Интер­национал», это помнит Валентин Чен, ныне редактор газеты «Российские корейцы. Вот что он рассказывает:

-Нашим профессиональ­ным счастьем стало то, что в этой группе был Пак-Ир. С каким вожделением и восторгом воспринимали люди рассказы исповеди, сакраментальные мысли и пожелания сэнсянима, патриарха, мудреца Пак-Ира. Вот одно из них: Размышления нашего философа о христианстве корейцев таковы: «На протяжении истории все боги обманывали корейцев. У меня одна вера — в человека. Есть у корейцев еще одна ре­лигия, древнее восточное уче­ние Тонг Хак – человек есть сам Бог. Это – истинная рели­гия корейцев». А как, аплодировали изумительному рассказчику после поведанной им притчи «Как Ханыними сотворил женщину». Шутливая и серьезная, притча эта заканчивалась исповедью женщин перед Богом: «Передай им, неразумным (мужчинам) – все хорошие мужья из наших рук, а все плохие жены – от плохих мужей”.

Первого мая исполняется сто лет со дня рождения Петра Александровича Пак-Ира. Мы всегда будем помнить имя этого выдающегося мыслителя, истинного патриота своего народа!

Владимир Сон.

Астана.

«Корё Ильбо» № 15, 2011