О Пак-Ире Петре Александровиче слыхал, иногда проходила информация в статьях сообщества, но не более того. Заглядывал в энциклопедию Российских корейцев, но и там не нашел никакой информации о нем. А между тем, слыхал о его смерти, рассказывали об этом, как о нечто таинственном, якобы его, глубокого старика, избили неизвестные, принадлежащие к касте «плащей и кинжалов», от чего он и умер. Вполне соглашался с рассказчиками, зная, что в свое время Пак-Ир вспоминал:
– Мне приходилось быть учителем Ким Ир Сена. (Кстати, никакого Ким Ир Сена в реальной жизни не было. Это вымышленное имя). Поначалу моей задачей было найти среди корейцев подходящую кандидатуру, а потом обучить ее всему, что необходимо знать и уметь вождю северо-корейского народа.
Да, этих строк достаточно, чтобы стереть память и факты. Но, скажем, что это не про нас. К 100-летнему юбилею Пак-Ира публикую очерк о выдающемся подвижнике «корё сарам».
Жизнь Пак-Ира — ученого, академика – это каждодневный подвиг, служение одному делу, одной идее – высшему духовному просвещению корейцев. Петр Александрович – это и корейский театр, и газета, и изучение ценнейшей корейской литературы». Так десять лет назад об этой превосходной Личности написал автор нашей газеты Владимир Егай. Эти слова как эпиграф озаряют долгий жизненный путь ПА. Пак-Ира, получившего звание «Народный академик». Оно является не менее престижным, чем чисто научный ранг, но отражают истинное признание. Ибо вся его исследовательская, творческая деятельность, духовные усилия были посвящены своему народу.
Сегодня события десятилетней данности вспоминаются буквально, как вчерашний день. Лавина поздравлений, приветственных адресов в связи с 90- летием. Сухонький, но по всему было видно, насколько он еще крепок, и. казалось, что он дойдет и до столетней верстовой вехи. Не суждено, Пак-Ир трагически ушел из жизни. Страшное злодеяние на совести того, кто лишил его жизни. И сейчас, лишь благодарная память взывает вновь представить людям, образ этого прекрасного Человека – ученого, мудреца. В свое время его лекции, публичные выступления вызывали восхищение, пробуждали дремлющие чувства, которые вскоре проклевывались в зернах национального самосознания.
Многие помнят своего непревзойденного Учителя, знают его жизненную стезю и не только его звездный час, но и тернии, через которые ему пришлось пройти, порой непонимание его воззрений и даже опалу. Когда в партийной организации единственного тогда в Казахской ССР Госуниверситета им. Кирова, где Пак-Ир возглавлял кафедру философии, однажды затеяли глухую возню по исключению его из рядов КПСС – за так называемый «национализм», якобы чуждый советской идеологии. Очевидцы вспоминают, что в той драматической ситуации сам ректор ВУЗа выставил свою альтернативу: в таком случае, изгоняйте из партии и меня.
Лишение партбилета означало – конец карьеры, жизненный крах. Такие были времена, если человек, патриот своей нации не робко, а глубоко убежденный и уверенный в своей правоте, смело поднимал вопросы этнической, национальной самоидентификации, то тем самым рисковал потерять многое, если не всё.
Нынешнему поколению имя Пак-Ира мало ведомо, разве что из рассказов, воспоминаний его учеников. Потому предлагается краткое описание его жизненного пути. Уроженец села Янчихе Посьетского района, Дальний Восток, сын крестьянина, потомок Пак Ен Хо, борца за освобождение Родины от японского ига. Корейский пед-техникум, в 30-е годы учитель в школе села Ин-Корейское Приморского края Приморского края. Далее Ленинградский пединститут. В годы Великой Отечественной Войны завуч, директор школы, преподаватель марксизма-ленинизма в школах и ВУЗах Киргизии. Затем в Казахстане в КазГУ, преподаватель дисциплины — философия. Другая яркая страница жизни связана с Кореей. Советское правительство направляет Пак-Ира исполнительным ректором Пхеньянского университета, параллельно он преподаёт марксизм- ленинизм при Штабе Советской Армии в КНДР (1946-1948 гг.).
Дело всей жизни
По возвращении вся дальнейшая деятельность Пак-Ира связана с высшими учебными заведениями Алматы: кандидатом философских наук, доцентом университета и консерватории им. Курмангазы. Автор многочисленных трудов, статей по классической и восточной философии.
И ни дня у Петра Александровича не было, без думы о своей нации, её истории, будущем, Корееведение стало делом всей его жизни. В 1987 г. он избран Почетным председателем Совета по корейской литературе при Союзе писателей Казахстана. В энциклопедических источниках отмечено: главный его труд – «Вклад корейской литературы в мировую литературу (литературное обозрение за 5 тысяч лет)». Пак-Ир блестяще владел корейским, русским языками, китайской письменностью, его познания фундаментальных литературных и исторических первоисточников были глубоки и обширны. Он слыл поэтом-лириком, много работал над составлением сборников стихов корейских поэтов, советских корейцев, сложными переводами. И выходили в Москве, Алматы в свет шедевры с нежными, полными любви и возвышенных чувств названиями: «Песня над озером», «Лирика средневековой Кореи», «Пятицветные облака», «Багульник в степи», «Кот- пхнным тант», «Корейские шестисшия», «Дёсон сидиб», другие историко-литературные и поэтические сборники
А когда в 90-е годы широко распахнулись ворота в Корею, Пак-Ир принимает активное участие в международных симпозиумах, конгрессах и конференциях. Так, в 1991г. Сеул услышал мнение нашего ученого по вопросам «Что дала миру корейская цивилизация?», «Ымянион» (К истории корейской философии) и т.д. Там, на Корейском полуострове соотечественники из его уст узнавали о существовании и жизни стотысячной (Хан: четырехсот тысячной) корейской диаспоры в Казахстане, в Средней Азии, России.
Петр Александрович снискал всенародную любовь. Встреча с ним всегда была пиром для души. Он источал изумительную мудрость: стихами, сказаниями, былинами, древнекорейскими философскими постулатами. Много мыслей, размышлений, как золотые россыпи сохранились и в национальной прессе.
Геннадий Ким в 90-е годы возглавлял театр. На днях он рассказывал: «Имя Пак-Ира всегда вводит в трепет и волнение. Он был членом Совета старейшин в театре. В его составе были такие авторитетные и известные личности, как актриса Ли Хам Дек, историк Владимир Александрович Ким, ученый Гурий Борисович Хан, юрист Аркадий Юрьевич Хегай, борец за освобождение Кореи Тен Сан Дин ( Ге Н.Д.: участник освобождения Кореи), другие уважаемые люди диаспоры. Петр Александрович в самом начале волны корейского возрождения в 90-е годы стал давать уроки родного языка в театральной труппе. Не говорю уже о том, сколь ценны были его взгляды, рецензии на спектакли, постановки»,
– Никогда не забуду разговор с известным деятелем культуры Муратом Ауэзовым, – продолжал Геннадий Ким, – С каким восторгом и упоением он вспоминал своего Учителя! «Это было большим счастьем», – говорил сын Мухтара Ауэзова — «общаться с корейским мудрецом, носителем полузабытых в народе духовных корней, восточной философии», Пак-Ир сполна восполнял тот духовный пробел, порожденный депортацией 1937 года.
В минувшие дни свое мнение высказал еще один известный в диаспоре человек. Южно корейский писатель Ким Бён Хак вспоминал, что еще лет пятнадцать назад, когда впервые ступил на казахскую землю, среди первых выдающихся личностей познакомился с Пак- Иром, Масштабный, широко мыслящий ученый, горячий приверженец дела национального возрождения. Благо, в Казахстане раскрылись большие возможности для этого благородного дела. Потомки должны быть благодарны своему духовному гуру, заключал писатель.
Незабываемые встречи
Его помнят и в Астане. В конце 80-х Пак-Ир встречался в Целинограде с местной диаспорой. Встреча поначалу оборачивалась казусом. Гость завел речь о создании культурной корейской автономии. Горожан смутило само слово «автономия», посыпались реплики: «Нам не нужна никакая автономия. Мы прекрасно уживаемся со всеми нациями. Дружба народов в Казахстане прошла испытание временем, и ваши мысли отдают провокацией». Потом разобрались в значении и назначении этой культурной автономии — выделить в общей деятельности национальный вектор, возродить традиции, язык, самобытность, культуру, искусство — вернуть всё это из небытия, из-под пыли времени.
Диалог с земляками-дальневосточниками, молодежью закончился полным взаимопониманием. И еще осталась в памяти трогательная сцена, когда Пак-Иру представили легендарную женщину, звавшуюся в народе «тётя Люба-паргизан». Те Ин Су в 30-е годы на границе двух Корей в составе партизанского отряда слыла отчаянным бойцом в антияпонской борьбе А в советской стране по дикому навету была оклеветана и как «враг народа» за десять лет прошла через все муки сталинских лагерей. После всего услышанного седой, но благородный народный академик Пак-Ир при всех присутствующих сделал классический корейский поклон, выразив ей, глубочайшее уважение.
И еще одна большая встреча в памяти людей. 1989й год. Впервые после 1937 г. в Кзыл-Орде состоялся республиканский Фестиваль корейской культуры. На второй день делегации со всех областей республики разъехались по трем районам. Журналистам газеты «Ленин кичи» выпал Кармакчинский район, колхоз «Третий Интернационал», это помнит Валентин Чен, ныне редактор газеты «Российские корейцы. Вот что он рассказывает:
-Нашим профессиональным счастьем стало то, что в этой группе был Пак-Ир. С каким вожделением и восторгом воспринимали люди рассказы исповеди, сакраментальные мысли и пожелания сэнсянима, патриарха, мудреца Пак-Ира. Вот одно из них: Размышления нашего философа о христианстве корейцев таковы: «На протяжении истории все боги обманывали корейцев. У меня одна вера — в человека. Есть у корейцев еще одна религия, древнее восточное учение Тонг Хак – человек есть сам Бог. Это – истинная религия корейцев». А как, аплодировали изумительному рассказчику после поведанной им притчи «Как Ханыними сотворил женщину». Шутливая и серьезная, притча эта заканчивалась исповедью женщин перед Богом: «Передай им, неразумным (мужчинам) – все хорошие мужья из наших рук, а все плохие жены – от плохих мужей”.
Первого мая исполняется сто лет со дня рождения Петра Александровича Пак-Ира. Мы всегда будем помнить имя этого выдающегося мыслителя, истинного патриота своего народа!
Владимир Сон.
Астана.
«Корё Ильбо» № 15, 2011