25 июля 2013, 20:09

Жизнь в доме вверх ногами

ЮРИЙ ЦАЙ
«Под Геленджиком построили дом вверх ногами», – читаю сегодня с утра твитт, и мозг уже рисует перевернутый домик и людей, ходящих в нем вверх ногами. И тут мне подумалось: а не перевернулась ли наша жизнь вверх дном с тех пор, как деревья стали большими?…Во всяком случае у меня с некоторого времени создалось ощущение, что мы живем не всамделишном мире. Недавно обнаружил у себя дома следующую картину: домашние уткнулись в свои гаджеты (или девайсы – кому как нравится!).
До этого как-то видел подобную фотку в Facedook. Но увидеть где-нибудь в сети картинку или воочию у себя дома, согласитесь, две большие разницы…
«Приближая мир, мы отдаляемся друг от друга!» – понятно, что человек изначально испытывает вселенское одиночество, преодолеть которое он пытается и с помощью современных устройств. И где-то здесь кроется успех грядущих экономик. Хотя почему в предположительном тоне – соседний Китай, по крайней мере, уже целое десятилетие вполне осязаемо двигается в этом направлении, не говоря уже о Юго-Восточной Азии и Америке и иже с ними страны.

Оставляя нравственный и душевный результат воздействия подобных устройств на homosapiens, скажу, что в этой гонке за удовлетворение естественного любопытства (как то: почему на свете существуют перевернутые дома?) побеждают… нет, не гиганты с наиболее мощными экономиками (хотя, конечно, они пока и получают львиную долю прибыли). Побеждают, как и можно предположить, пострелы – гибкие экономики наподобие Южной Кореи.

Сегодня, к примеру, прочитал сообщение о том, что южнокорейская Samsung проводит опыты над новым стандартом мобильной связи 5G: их разработчики смогли совершить в тестовом режиме передачу данных на расстоянии 2 км, а скорость передвижения составила 1 Гигабит в секунду.

Пока в Казахстане и 3G толком-то и не внедрено, а 4G – только-только набирает обороты, в странах-пострелах уже думают о следующем шаге. Нужно ли еще говорить о том, что в борьбе за мирового покупателя главную конкуренцию американской Apple в области продажи смартфонов, например, составляет именно Samsung, причем небезуспешно!

Южнокорейцы, заметьте, Америку не открывали, когда в 60-70-х прошлого столетия решили ускориться…У них был пример соседей – японцев, которые за короткое время после второй мировой войны совершили доселе невиданный технологический прорыв! На некоторое время девиз «Догнать и перегнать япошек!» стал чуть ли не государственной идеологией южнокорейцев: ненавидя милитаристскую Японию за зверства времен оккупации в 1910-1945 гг., южнокорейцы решили во что бы то ни стало сначала догнать, а потом и перегнать экономически, технологически, культурно – то есть по всем фронтам – заклятых врагов! (Однако, сгодилась лексика незабвенного Никиты Сергеевича Хрущева!)

И знаете, что самое поучительное в этой истории, у южнокорейцев получилось. К примеру, где тестирует свои новинки Panasonic? – Да, вы отгадали – в Сеуле. Пример с Samsung, который сейчас находится на острие технологических прорывов, я уже привел выше.

Что касается культуры, знаете, какую музыку предпочитают молодые японцы – да-да, вы и на этот раз не ошиблись: бешенным успехом у них пользуется K-POP – особенно девичьи корейские группы, которые не вылезают из гастролей по Японии.

Такой вот результат! – и чтобы уже окончательно добить «врага», южнокорейцы решили даже рамён (лапша быстрого приготовления – исконно японское изобретение) делать лучше, чем в Стране восходящего солнца: не знаю точных цифр, но экспорт этой незатейливой еды из Южной Кореи в Японию (особенно его разновидности «Шин-рамён») выражается в миллиардах долларов…

А теперь о тактике и стратегии. Представьте, вы участвуете в забеге на 100 м. Какова ваша тактика? – правильно, взять удачный старт и не упустить преимущества на финише! А дальше, что делать с этой победой на спринтерской стометровке? Применить ее на 200-метровке? – нет, там уже действуют другие закономерности: во-первых, на 200 м не так важен старт, как ускорение на финише и т.д. То есть для победы в спортивном состязаниях важна не столько стратегия, сколько тактика: чем гибче ты в каждом конкретном случае, тем больше вероятность победы. И наоборот, если полагаться только на тактику, можно проворонить стратегию и потерять горизонт. То есть важен баланс сил и возможностей, а главное, точное их применение и приносит, как правило, долгожданную победу.

Так и в реальной жизни получается, что наряду с тем, что ты просматриваешь горизонт, важно найти оптимальный путь достижения этого горизонта (на самом деле, мы понимаем, что горизонта достичь невозможно, в силу того, что Земля круглая: за горизонтом появляется новый горизонт). В этом плане, конечно же, Казахстан – молодец: принял в свое время программу «Двадцать-тридцать», как в народе прозвали «Казахстан-2030». Другое дело, что в тактическом плане допущена масса ошибок, – и пока мы придерживаемся контуров названной программы, парадигма развития мира в корне изменилась.

Что важно понять, так это то, что ничего постоянного в этом мире нет! Как выразился в свое время британский премьер Уинстон Черчилль: «У Англии нет союзников, у Англии есть интересы». Так и мы должны понять, что в этом бушующем мире, ежедневно и ежечасно меняющемся, желательно иметь свою постоянную выгоду. Хотя бы в виде каспийского шельфа! И не успокаиваться на этом, не жить прошлыми победами, а постоянно думать о дальнейших шагах. Иначе всех нас как щепочку унесет в бурный океан чужих интересов!