30. Если автор повести имела в виду Закон РСФСР от 26 апр. 1991 г. № 1107-1 «О реабилитации репрессированных народов» (в ред. Закона РФ от 1 июля .1993 г. № 5303-1), то его ст. 1 гласит: «Реабилитировать все репрессированные народы РСФСР, признав незаконными и преступными репрессивные акты против этих народов». В тексте этого Закона не назван конкретно ни один народ, подвергшийся в СССР политическим репрессиям.
Вместе с тем Верховный Совет РФ принял Постановление от 1 апр. 1993 г. № 4721-1 «О реабилитации российских корейцев»а.
а В 1997 г. Конфедерация корейских ассоциаций (Москва) издала «Белую книгу о депортации корейского населения России в 30-40-х гг. – Кн. 2-я / Авт.-сост.: Ли У Хе, Ким Ен Ун. В предисловии авторы-составители выражают свою благодарность всем депутатам и специалистам различных ведомств, которые работали над проектом Постановления и чья добрая воля и чья настойчивость помогла в конечном счете обеспечить его принятие И далее пишут: «Мы не можем еще рассказать обо всех обстоятельствах его принятия… назвать персонально имена тех, кто под разными предлогами мешал принятию Постановления, кто голосовал против его принятия. Мы пока не можем сказать и о тех, кто затем саботировал его выполнение, кто, обуреваемые своими амбициями или узким видением проблемы, своими совершенно неразумными максималистскими требованиями и подходами дал повод для невыполнения Постановления. Увы, среди них были и корейцы, в том числе и те, кто подвергался депортации и те, кто возглавлял на разных уровнях корейские национальные общественные организации. Об этом можно сожалеть, но это правда» (Rambler: Белая книга…).
Кроме того, был принят Указ Президента РФ от 16 сент. 1995 г. № 948 «О мерах по осуществлению территориальной реабилитации репрессированных народов».
Концепция государственной национальной политики РФ, утв. Указом Президента РФ от 15 июня 1996 г., констатирует: «В бывшем Советском Союзе 14 народов и около 40 групп населения, в совокупности составлявшие около 3,5 млн. чел., подверглись репрессиям в виде депортации из мест компактного проживания. Имеются свидетельства, что около 30% этих людей погибли. К таким группам населения относятся чеченцы, ингуши, карачаевцы, калмыки, балкарцы, крымские татары, финны, немцы, корейцы, поляки, греки, курды, турки-месхетинцы и др.» (Rambler: Концепция).
Из перечисленных в упомянутой Концепции 14 народов только в отношении немцев был принят Указ Президента РФ от 21 февр. 1992 г. № 231 «О неотложных мерах по реабилитации российских немцев».

31. Преамбула Закона РК от 14 апр. 1993 г. № 2143-XII «О реабилитации жертв массовых политических репрессий» (с послед. изм. и доп.) гласит: «Верховный Совет Республики Казахстан принимает настоящий Закон, будучи исполнен решимости восстановить справедливость по отношению к людям, подвергшимся массовым политическим репрессиям, с целью реабилитации всех жертв этих репрессий, обеспечения максимально возможной в настоящее время компенсации причиненного им морального и материального ущерба».
Из ст. 2 Закона: «Пострадавшими от политических репрессий в настоящем Законе признаются дети жертв политических репрессий, находившиеся вместе с родителями или заменявшими их лицами в местах лишения свободы, в ссылке, высылке или на спецпоселении, а также дети жертв политических репрессий, не достигшие восемнадцатилетнего возраста на момент репрессии и в результате ее применения оставшиеся без родительского попечения».
Из ст. 3 Закона: «Объявляются реабилитированными все лица, которые по политическим мотивам были подвергнуты… удалению из мест проживания или районов обитания (ссылке или высылке), направлению на спецпоселение… а также иным поражениям, лишениям или ограничениям прав и свобод в административном порядке…»
Из ст. 22 Закона: «Лицам, подвергшимся необоснованным репрессиям в виде…  направления на спецпоселение… и реабилитированным в соответствии с настоящим Законом, а также содержавшимся вместе с ними в местах лишения свободы детям органами социальной защиты по месту их жительства на основании документов о реабилитации и о времени пребывания в указанных местах выплачивается денежная компенсация…»

32. «Узбекистан – единственное государство на постсоветском пространстве, где не принят акт о насильно переселенных народах, в отличие от России и Казахстана» (Rambler: Ташкентский текст прозы Дины Рубиной: Письма о Ташкенте /Шафранская Э./).

33. В 1917 г. во Владивостоке было два ин-та, готовивших преподавателей для школ – Учительский (без имени), и Дальневосточный пединститут им. К.Д. Ушинского

34. В Москве два медицинских института: Первый московский гос. мединститут им. И.М. Сеченова и Второй московский гос. мединститут им. Н.И. Пирогова.
В док. повести Э.М. Ким говорится, что В.Г. Ким училась во Втором Московском медицинском институте (им. Н.И. Пирогова).

34. XVΙΙ съезд ВКП(б) принял решение об окончательной ликвидации капиталистических элементов, под которыми подразумевались все, кто сомневался в правоте большевистского режима. Академик И.П. Павлова послал в дек. 1934 г. письмо Молотову: где утверждал: «Вы сеете… не революцию, а с огромным успехом фашизм. До Вашей революции фашизма не было». Он остался жив, видимо, благодаря своей мировой известности. А вот делегатам XVΙΙ съезд не повезло (Rambler: Игуана: Лунеев В. Цит. соч.).
а Павлов, Иван Петрович (1849-1936). Учёный-физиолог, первый русский лауреат Нобелевской премии (1904 г., в области физиологии и медицины).

35. В начале 1936 г. ЦК ВКП(б) секретным письмом разрешил применение пыток, которые и без того практиковались в массовом порядке.
3 марта 1937 г. на Пленуме ЦК Сталин подвёл исчерпывающую «идеологическую базу» под кампанию массового террора:
«Во-первых, вредительская и диверсионно-шпионская работа агентов иностранных государств… задела в той или иной степени все или почти все наши организации, как хозяйственные, так и административные и партийные.
Во-вторых, агенты иностранных государств, в том числе троцкисты, проникли не только в низовые организации, но и на некоторые ответственные посты.
В-третьих, некоторые наши руководящие товарищи, как в центре, так и на местах, не только не сумели разглядеть настоящее лицо этих вредителей, диверсантов, шпионов, убийц, но оказались до того беспечными, благодушными и наивными, что нередко сами содействовали продвижению агентов иностранных государств на те или иные ответственные посты.
…Не хватает только одного: готовности ликвидировать свою собственную беспечность, свое собственное благодушие, свою собственную политическую близорукость. В этом загвоздка. Но неужели мы не сумеем разделаться с этой смешной и идиотской болезнью, мы, которые свергли капитализм, построили в основном социализм и подняли великое знамя мирового коммунизма?».
«Правда», 11 июня .1937 г: «Тысячи и десятки тысяч шпионов и разведчиков засылают капиталистические государства друг другу… Есть все основания, с точки зрения марксизма, предполагать, говорил товарищ Сталин, что в «тылы Советского государства буржуазные государства засылают вдвое и втрое больше вредителей, шпионов, диверсантов и убийц». …Гадина фашистского шпионажа многоголова. Но ее головы мы отсечем, все щупальца и жала змеиные мы обнаружим, обезвредим, обрубим!»
20 янв. 1938 г. ЦК ВКП(б) направил шифрованную телеграмму секретарям республиканских ЦК, крайкомов, обкомов, райкомов, руководителям соответствующих органов НКВД:
«ЦК ВКП(б) поясняет, что применение методов физического воздействия в практике НКВД… было разрешено ЦК ВКП(б). Известно, что все буржуазные разведки применяют методы физического воздействия против представителей социалистического пролетариата и притом применяют эти методы в самой отвратительной форме. Возникает вопрос  – почему социалистические органы государственной безопасности должны быть более гуманными по отношению к оголтелым агентам буржуазии и заклятым врагам рабочего класса и колхозников? ЦК ВКП(б) считает, что методы физического воздействия должны, как исключение, и впредь применяться по отношению к известным и отъявленным врагам народа и рассматриваться в этом случае как допустимый и правильный метод» (Google: Россия верующая. Время строить социализм: 1924-1940 гг. – контрреволюционный переворот в СССР).
Признания обвиняемых согласно теоретическому обоснованию Вышинского имели решающее значение для вынесения приговора по делам о контрреволюционных преступлениях. В то же время Вышинский в своей главной работе «Теория судебных доказательств» лицемерно декларировал, что придавать признаниям обвиняемого большее значение, чем они того заслуживают, «было бы ошибочным». Это в досоветские времена «признание обвиняемым себя виновным считалось за непреложную, не подлежащую сомнению истину, хотя бы это признание было вырвано у него пыткой… Этот принцип совершенно неприемлем для советского права и судебной практики. …Если другие обстоятельства, установленные по делу, доказывают виновность… лица, то сознание этого лица теряет значение доказательства… Его значение в таком случае может свестись лишь к тому, чтобы явиться основанием для оценки… нравственных качеств подсудимого, для понижения или усиления наказания, определяемого судом.
Такая организация следствия, при которой показания обвиняемого оказываются главными и – еще хуже – единственными устоями всего следствия, способна поставить под удар всё дело в случае изменения обвиняемым своих показаний или отказа от них».

36. Советские корейцы, депортированные в Казахстан и Среднюю Азию, «говорили в основном на северо-восточном (хамгëнском) диалекте, который сильно отличается от литературного сеульского языка – примерно так же, как русский от украинского. Поэтому распространенное среди корейцев СНГ убеждение, что их язык, дескать, был «испорчен» от долгой жизни в России, не имеет под собой никаких оснований. Корейцы СНГ не «испортили» язык, а, наоборот, сохранили говор своих предков, которые отродясь по-сеульски не изъяснялись. Исключением являются корейцы Сахалина, потомки выходцев из южных провинций Кореи, но они оказались на территории СССР много позже – только в 1945 г. В начале XX в. возникло и самоназвание российских корейцев – «корë сарам» (явно под влиянием русского названия Кореи, которое в самой Корее не используется уже несколько столетий) (Rambler: Игуана: Ланьков А.Н  Цит. соч.).
Ср.: «До сих пор отсутствует какая-либо концепция возрождения родного (национального) языка. Прежде всего следует определить, какой язык считать родным (национальным). «Корё маар» – язык корейцев самых старших возрастных групп, существующий, в основном, в устной форме и функционирующий лишь в семейно-бытовой сфере? Лингвисты утверждают, что «корё маар» – это уникальная форма диалекта, уходящего корнями в XV в. и сохраненного в результате длительной изоляции от складывающегося литературного корейского языка. Миграция корейцев в Россию, а затем их депортация привели к пополнению лексического фонда «корё маар» заимствованиями из русского и других языков. «Корё маар» практически не знает письменной формы, не звучит в эфире и на театральной сцене, не используется в СМИ, не преподается в школах. Он вымирает. Пройдёт каких-нибудь 10-15 лет, и не останется носителей этого лингвистического уникума. Возможна ли и нужна ли его реанимация?
Но есть путь трансплантации живых и полнокровно функционирующих литературных стандартов корейского языка – пхеньянского или сеульского. Поэтому в Алма-Атинском ун-те и в Ташкентском пединституте преподавали первоначально профессора как из Пхеньяна, так и из Сеула, соответственно, по северокорейским и южнокорейским учебникам.
Что касается возрождения корейских обрядов и обычаев, то и здесь пока больше вопросов, чем ответов. Напр., погребальная обрядность в Корее имеет значительные расхождения с практикой «корё сарам», хотя считается, что именно у последних лучше всего сохранились традиционные элементы ритуала, их атрибутика и семантика. Ясно, что нецелесообразно механически копировать какие-то действия, если они выпадают из контекста жизнедеятельности и не соответствуют уже трансформированному менталитету.
Или взять такую категорию этнической культуры, как пищевые предпочтения. Кухня «корё сарам» и, напр., южнокорейская кухня имеют как сходство, так и различия. Рацион южнокорейцев состоит в основном из морепродуктов, которые редки в континентальной Центральной Азии. К тому же резкая смена традиционных пищевых компонентов негативно сказывается на здоровье людей.