Слово о моем учителе
Мен Д.В., кандидат философских наук,
доктор политических наук, профессор
Давно хотел сказать и оспорить: что незаменимых людей нет, и все мы, якобы, вполне заменимы, и если для кого-то ты оказываешься незаменимым, то лишь для конкретного человека, и только на какое-то время. Зато в масштабе реального взаимодействия людей, с учетом непредсказуемости событий, участниками и свидетелями которых мы становимся, каждый из нас независим и неповторим. Можно сказать, что каждый человек есть Вселенная, которая с ним рождается и умирает. Под каждым надгробным камнем лежит целая (всемирная) история.
Для казахстанских корейцев такой Вселенной национального духа является Пак Ир Пётр Александрович, еще при жизни признанный народным академиком.
Он принадлежал к героическому поколению, который перенёс сильнейшие удары Гражданской войны, коллективизации, Второй мировой войны, строительства социализма, а затем, и рыночной экономики. Это был очень интересный и чрезвычайно талантливый и мужественный человек.
Как и мой отец, он участвовал в строительстве новой социалистической жизни Северной Кореи. Они в разное время работали в университете им. Ким Ир Сена в Пхеньяне, где проректором был Ким Сын Хва, профессорами: Тен Сан Дин Юрий Данилович, Ким Сен Се и российские профессора из Советского Союза. Все они были молоды и полны творческих идей.
С Пак Ир Петром Александровичем я впервые познакомился, когда учился на философском факультете КазГУ им. Кирова в 1966 г. Совместно со студентами консерватории им. Курмангазы мы принимали участие в республиканской конференции по философии, в которой он был главным организатором. Конференция проходила по алматинскому адресу: ул. Кирова, 134 (сейчас Университет искусств).
Меня он сразу заметил и стал спрашивать кто я и откуда. Это не мудрено, ведь я был единственным корейцем на факультете. Моя «родословная» его очень заинтересовала. Оказалось, что они были близки с моим отцом и в те далекие времена активно общались. Приезжая домой в Ташкент, я передавал отцу привет от Петра Александровича. Рассказывая о нём, мой папа очень сожалел о том, что советское руководство было к нему несправедливым, когда досрочно отправило его в Советский Союз.
Петр Александрович работал в Северной Корее в период 1946-1948 гг. в качестве проректора единственного тогда пхеньянского университета. После отъезда в Союз его заменил Ким Сын Хва (автор книги: Очерки по истории советских корейцев, Алма-Ата: Наука, 1965. ).
В беседах со мной Пётр Александрович рассказывал о том, как преподавал марксизм-ленинизм корейским студентам, но самое удивительное – он вёл краткий курс по философии у будущего вождя Северной Кореи Ким Ир Сена. Он характеризовал его, как очень прилежного слушателя, который всё схватывал на лету.
Пак Ир П.А. был совершено безразличен к бытовым удобствам и «излишествам». Очень скромный в общении, он был по-мужски принципиален в определении своих философских и гражданских позиций. Он никогда не льстил друзьям, тем более власти, зная её противоречивую и показную сущность.
Сам он не нуждался в славе самого известного в корейской диаспоре человека. Его драма заключалась в том, что генерируемые им мысли и идеи никого не трогали, не увлекали и не реализовывались.
Однозначно могу заметить, что в нём жил дух всеобщий, объединяющий, способный привлекать людей и связывать поколения. Как истинный философ, он исповедовал главную марксистскую идею – «свободное развитие каждого, как условие свободного развития всех».
Природное дарование, знание иероглифической письменности и необыкновенное трудолюбие дали возможность Петру Александровичу не только проникнуть в недра корейской классической философии и поэзии, но и посредством русского языка передать оценки и звучание философских и поэтических строк далеких эпох. Для тех, кто знает, как трудна китайская письменность, особенно древний язык, особенно понятно, как сложно без подстрочника передавать оригинальный китайский текст в поэтической форме. Но Петру Александровичу удалось окунуться в глубины древней корейской культуры и снискать широкую известность среди русскоязычных читателей.
Он первым открыл русскоязычному читателю творчество лучших корейских поэтов средних веков, сочетая при этом переводческую деятельность с напряженной педагогической работой.
Он был организатором нескольких сборников писателей и поэтов Казахстана и Узбекистана. С ним активно и плодотворно сотрудничали такие современники, как Хан Дин, Ян Вон Сик, Пак Михаил, Ли Станислав, Ким Зон Хун, Тен Чу Уланович и др.
Петр Александрович внес огромный вклад в дело взаимопонимания, а значит, укрепления дружбы между народами Казахстана и Кореи.
Фундаментальные исследовательские работы Пак П.А. – крупнейшего отечественного специалиста по корейской логико-методологической традиции внесли большой вклад в осмысление наследия средневековой Кореи. Ему удалось на современном научном уровне раскрыть своеобразие сущностных черт корейской логической мысли.
Я учился у него и дружил с ним более 30 лет, и могу утверждать, что он был последний из могикан корейской философской мысли, объявший ее как никто другой. Он был мудрым и талантливым человеком, каких при жизни, увы, не чествуют и по достоинству не ценят. Он был уникален и индивидуален во всем, за что брался и к чему прикасался – в логике, искусстве, философии, литературе, общении. Я не встречал в жизни другого такого, по-настоящему, свободного человека.
Он не считал себя жертвой советского режима и всерьёз полагал, что режиму от него досталось больше. Раньше и прозорливее других он понимал, что корейцам Советского Союза для развития национального духа и культуры необходима своя автономия.
Почти всегда он не устраивал власть имущих, ибо так и не овладел искусством приспособления. Этим редким качеством одних он к себе притягивал, а других отталкивал. Он критиковал советский режим и был антисталинистом, но никогда не был антисоветчиком.
Пак Ир выработал для себя кодекс чести, отказавшись делать карьеру. Он не идеализировал никакую власть, не вступал с нею в сговор и прожил жизнь ни на кого не держа зла. По его мнению, самое страшное для человека – не физическая смерть, а горестное чувство не состоявшегося в жизни человека.
Из истории мы знаем, что единомышленников Коперника сжигали, учение Дарвина запрещали, но их открытия стали достоянием человечества. В случае с Пак Ир Петром Александровичем может быть хуже – его просто могут забыть, а этого допустить нельзя.
Мои первые впечатления о нём – это огромное количество книг в его личной библиотеке. Он часто говорил, что их было больше, но при многочисленных переездах приходилось сокращать. В этой книжной атмосфере я и находился, когда приходил к нему с очередным визитом, когда был студентом и аспирантом. Помню, как радостно встречала меня его супруга и друг по жизни Валентина Лукинична. Она всю жизнь преподавала в школе, и мне кажется, они взаимно дополняли и нежно заботились друг о друге. Валентина Лукинична была весьма интеллигентной и грамотной женщиной. Тем не менее, она взвалила на свои плечи и домашнее хозяйство, и воспитание детей, предоставляя мужу заниматься творчеством.
Мне и в голову не приходило, что он будет моим научным руководителем по написанию дипломной работы, и что позднее мы будем работать вместе на философском факультете КазГУ. На каком-то этапе мы были дружны и часто беседовали о корейских делах, положении культуры и языка корейцев. А однажды он мне показал план обустройства «корейской деревни”. Это было время горбачевской перестройки всей социалистической системы. К сожалению, проект о «корейской деревне» не нашёл должной поддержки.
Все эти беседы об обустройстве корейцев производили на меня неизгладимые впечатления и направляли мой путь развития по корейской стезе.
Оценивая прошлое «задним числом», определенная цепочка событий, фильтруемая сознанием, выстраивает мою собственную линию судьбы.
Линия судьбы реализуется через встречи с профессурой факультета, многие из которых стали не просто коллегами, но и друзьями. Мне трудно назвать кого-то одного своим учителем, но я могу назвать людей, которые оказали на меня серьёзное влияние. Прежде всего, это, конечно, Пак Ир. С ним я тесно общался в студенчестве и учебе в аспирантуре. В тот ранний период, конечно, о дружбе не было и речи, но были философские беседы, которые мы вели между собой в рамках студенческого кружка, которым он руководил. Кстати, во «времена застоя” философских кружков было гораздо больше и преподаватели общались со студентами значительно чаще, чем сейчас. В то время доцент Брянов В.А. руководил университетом атеизма, Мекишев Б.М. был президентом общества «семь муз» и т.д., куда мы с удовольствием ходили.
По моему разумению Пётр Александрович был наиболее современным ученым на факультете, знающим работы западных и восточных философов. Один из немногих он имел доступ к восточной литературе по первоисточникам и отличался собственной независимой позицией, которую был готов отстаивать невзирая на лица. А по отношению к студентам он практиковал «свободное» руководство, никогда не навязывая свою позицию и инициируя дискуссии по философским проблемам.
Конечно, он был «дитя своего времени», но характер его философских занятий актуален и востребован в наши дни. Концептуальные рассуждения Петра Александровича были вполне адекватны, и многие нынешние доктора и профессора, которым он читал лекции, помнят и его, и эти лекции. А у него учились академики НАН РК Абдильдин Ж.М., Касымжанов А.Х., доктора философских наук, профессора Югай Г.А., Хан Г.Б. и др.
Активное участие принимал Пак П.А. и в международном научном сотрудничестве. Его выступления неизменно вызывали глубокий интерес востоковедов. Свою научную работу он совмещал с педагогической деятельностью, был автором уникальной учебной программы для студентов философского факультета по древневосточным учениям и руководителем научно-исследовательской работы студентов и аспирантов. Его несомненная одаренность, теоретическая прозорливость и исследовательская интуиция зажигали его учеников, открывая для них новые темы в казахстанском корееведении, и способствовали воспитанию новых представителей отечественного востоковедения.
Научное наследие Петра Александровича обширно и многогранно. Оно богато оригинальными подходами и идеями, которые долго ещё будут служить важными векторами и питательной средой для учёных. Продолжая традицию отечественного востоковедения, он неизменно стремился познать Корею в целостности её древней цивилизации и современного бытия. Он глубоко анализировал социальные, политические, идеологические проблемы, возникающие в процессе перехода страны от патриархальности к современному обществу. Исследуя проблему соотношения модернизации и традиции, показал неоднозначность традиции, наличие в ней как ретроградных элементов, так и гуманистического начала, не уступающего духовным ценностям европейской культуры.
Пак П.А. пристально следил за всеми перипетиями развития Кореи. Не было ни одного крупного события в политической, социальной. духовной жизни этой страны, которое не стало бы предметом его внимания и пристального анализа. Приветствуя успехи Республики Корея на пути модернизации и открытости внешнему миру, он, вместе с тем понимал, что предстоит ещё долгий путь объединения исторической Родины.