Иммиграция корейцев с исторической Родины. После 1910 г. бегство из Кореи приняло лавинообразный характер. Только через северную границу в Маньчжурию и российское Приморье весной и летом 1911 г. ежемесячно перебиралось 5–6 тыс. чел. В итоге на Дальнем Востоке образовалась густая сеть корейских поселений разной степени компактности. Корейцы Приморской обл. жили в основном в Посьетском участке, в г. Владивостоке (Корейская слобода), в окрестностях г. Никольска-Уссурийского и озера Ханка, в Сучанской долине и на Амуре. Кроме того, многие корейцы селились отдельными фанзами в русских деревнях.
Темпы иммиграции не снижались до Первой мировой войны (1914-1918). Только в Приморской обл. численность корейцев выросла за 1910-1914 гг. с 51,4 тыс. до 64,3 тыс. В связи с этим несколько уменьшилась доля тех, кто имел русское подданство, хотя в абсолютном выражении их численность тоже возросла (в 1906 г. – 17 тыс. /или 50%/, в 1914 г. – 20,1 тыс. /31%/). В 1917 г. корейцы составляли 30% всего населения Приморья. Новым толчком к усилению миграции явилось неудавшееся восстание 1 марта 1919 г. Перепись 1923 г. зафиксировала на российском Дальнем Востоке уже 106 тыс. корейцев.
Социальное и правовое положение переселенцев во многом зависело от конъюнктуры и позиции властей. Их политика, по свидетельству современников, была «крайне неуравновешенной, уклоняясь то в одну, то в другую сторону в зависимости от личных взглядов местных генерал-губернаторов». Некоторые (барон Корф и в особенности сенатор Унтербергер) относились к корейцам недоброжелательно, другие же (генералы Духовской и Гродеков) оказывали «полное им покровительство».

Институт красной профессуры. Московский вуз. Готовил преподавателей общественных наук, работников научно-исследовательских учреждений, центральных партийных и гос. органов. Создан в 1921 г. В 1930-1931 гг. был разделён на ин-ты: историко-партийный, экономический, философский и др. В 1930-е гг. их позакрывали «в связи с сосредоточением подготовки научных кадров в аспирантуре» (Rambler: Интернет-энц.).

Институт марксизма-ленинизма при ЦК КПСС. В 1923 г. ЦК РКП(б) создал Ин-т В.И. Ленина, в 1932 г. в результате его объединения с Ин-том К. Маркса и Ф. Энгельса был образован единый Ин-т Маркса-Энгельса-Ленина. (С марта 1953 г. – Ин-т Маркса-Энгельса-Ленина-Сталина). В мае 1956 г. переименован в Ин-т марксизма-ленинизма.

«Иркутская» и «шанхайская» группы. Группы корейских коммунистов. Наименованы по названиям городов, где были образованы. Имели целью свержение японского империализма и освобождение Кореи от японских колонизаторов и гнёта эксплуататоров. Как считали в Коминтерне, идеологических разногласий между этими группами не было, но постоянно шли непреодолимые частные склоки и перебранки. В результате Коминтерн распустил обе группы.
Всего в 1920-1922 гг. на Дальнем Востоке было более 500 корейских коммунистических групп, в которых состояло более 1,5 тыс. чел. Они занимались формированием корейских партизанских отрядов и национальных воинских частей НРА ДВР (см.: Ким Сын Хва. Очерки по истории советских корейцев. – Алма-Ата, 1965). См. также: Союз корейских социалистов.

«Иртыш». Газета. См.: «Прииртышская правда».

Каландарашвили, Нестор (1876-1922). Бывш. ссыльный анархист, затем один из руководителей партизанского движения в Восточной Сибири и Дальнего Востока. В дек. 1917 г. «Шумяцкий, Лазо, Каландарашвили и Боград завалили город тысячами трупов. Тихвинскую церковь разграбили и загадили, из Базановского воспитательного дома вывезли два воза мертвых детей. Красногвардейцы грабили всех иркутян подряд, без разбора» (Rambler: Куда исчез Шумяцкий в 1918 г. // Красноярский рабочий. – 2004, 23 апр.). Командовал войсками Якутской губернии и Северного края. Вынашивал идею формирования армии из отрядов корейских партизан, которая должна была вторгнуться в Корею, освободить её от японцев и создать там социалистическое государство. Претендовал на руководство всеми корейскими партизанами, «амурский инцидент» 1921 г. был связан с его попыткой навязать им свою волю. Однако его идея экспорта революции не нашла понимания в Москве, а после того как 4 мая 1922 г. его отряд был уничтожен у г. Покровска (Якутия), заглохла сама собой (Rambler: Онлайн-дневник Маккавити /далее при ссылках: Маккавити – makkawity/).

Калинин, Михаил Иванович (1875-1946). В 1918-1946 гг. – Председатель Президиума Центрального Исполнительного Комитета (ЦИК) РСФСР, СССР и Президиума Верховного Совета СССР. Санкционировал, как один из первых руководителей СССР, массовые репрессии 1930-х гг.

Калмыков,  Иван Павлович (?-1920). Белый атаман в годы Гражданской войны. 2 февр. 1920 г. с остатками своего войска бежал в Маньчжурию, где был убит через несколько месяцев (Rambler: www.iatp.ael.ru/final/khabar/partizan.htm).

КВЖД – Китайско-Восточная железная дорога. В конце ХΙХ в. интересы дальневосточной политики Российской империи всё более сосредоточивались на разделе Китая, следствием чего и стало строительство КВЖД, передача России в аренду южной части Ляодунского полуострова и Порт-Артура, что привело к ухудшению отношений между Россией и Японией (Rambler: Приморский край во 2-й пол. ХΙХ – нач. ХХ вв.).

«Квонопхве». Корейская общественная организация. Создана в 1911 г. в г. Владивостоке. Цели общества: развитие в народе любви и уважения к труду, стремление «научить его соблюдать экономию в жизни», насаждение просвещения, воспитание «понятий и чувств, присущих гражданам Великой России». Ему разрешалось открывать сельскохозяйственные, промышленные и промысловые предприятия, учреждать школы, библиотеки и читальни, устраивать беседы и чтения, издавать газеты и журналы на корейском яз. Руководители общества пытались также добиться участия корейцев в местном самоуправлении. Во Владивостоке открылась корейская библиотека, по воскресным дням устраивались лекции и беседы для населения. С апр. 1912 г. начала выходить газета «Квоноп синмун» («Газета развития труда»). К лету 1914 г. общество имело отделения в 13 населённых пунктах Приморской обл., число его членов достигло 8579 чел. Но в связи с тем, что руководители антияпонского движения использовали общество в своей борьбе, в начале авг. 1914 г. Япония потребовала его закрытия. Но в Никольск-Уссурийском и др. уездах Приморья. Но во многих р-нах Восточной Сибири, особенно в местах наибольшего сосредоточения корейцев, а также в глухих таёжных местах и на приисках Зейского и Буреинского округов отделения общества продолжали тайно существовать вплоть до 1917 г.

КДВО – Краснознамённый Дальневосточный военный округ. Датой его основания считаются 31 июля – 1 авг. 1918 г., когда молодые красноармейские части и подразделения штурмом овладели Каульскими высотами на левом берегу р. Уссури, разгромив в кровопролитном бою интервентов и белогвардейцев. 7 июня 1967 г. Президиум Верховного Совета СССР принял постановление о передаче КДВО по преемственности орденов Красного Знамени бывшей ОКДВА  (Google: Краснознамённый Дальневосточный военный округ).

Ким, Анатолий Андреевич (1939, Чимкентская обл., Казахстан). Род. в семье спецпереселенцев из Приамурья). Писатель-романист, драматург, переводчик казахской классики. Лауреат премий им. Юрия Казакова (2001) и «Ясная поляна» (2005).

Ким, Афанасий Арсеньевич. (1890-1938). Деятель ВКП(б) в Приморье. Член ВКП(б) с 1920 г. В 1917 г. в г. Николаевске-Уссурийском (Уссурийск) организовал политический кружок среди учащихся корейцев, целью которого являлось освобождение Кореи от японского гнета. На Всесибирском съезде корейской молодежи (1918 г., Николаевск-Уссурийский) избран секретарём. Принимал активное участие в гражданской войне в Приморье. Выполнял ответственное поручение Исполкома Коминтерна в Иркутске. Февр. – май 1931 г. – редактор газ. «Тихоокеанская звезда». С мая 1931 г. обучался в Институте красной профессуры. В 1933 г. по решению ЦК ВКП(б) направлен в Приморье – нач. политотдела Посьетской МТС. Вскоре избран 1-м секретарем Посьетского райкома партии. Делегат XVΙΙ съезда ВКП(б) (1934)а. Награждён орд. Ленина (1935) и «Знак Почета». Арест: февр. 1936 г. по сфальсифицированному обвинению в шпионаже в пользу Японии. Сослан на 2 года в Уфу. Арест: окт. 1936 г. Доставлен в Хабаровск. Расстрелян 25 мая 1938 г. (Апорт: Люди Владивостока. Ким А.А.).
¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯¯
Из выступления А.А. Кима на съезде: «Мы сейчас живем в напряженной обстановке сложных политических отношений. Когда мы обсуждали и прорабатывали декрет партии и правительства о льготах в одном из пограничных колхозов Посьетского района, в это время мы слышали гул японского аэроплана, который пролетел над колхозом. В ответ на наглый полет японского самолета корейские колхозники постановили: собрать необходимые средства и построить боевой самолет за счёт посьетских корейских колхозников.
Корейские крестьяне, корейские колхозники знают о том, что советская власть – их родная власть, что коммунистическая партия – их родная партия. И если вы зайдете в корейскую фанзу, в корейский колхоз, то не найдете ни одного колхоза, где не висели бы портреты Ленина и Сталина. Каждый кореец-ребенок учится с самого начала тому, чтобы нарисовать образы любимых вождей мировой пролетарской революции – тов. Ленина и тов. Сталина. Это еще раз свидетельствует о беззаветной преданности трудящихся масс всех национальностей генеральной линии партии, о готовности их участвовать в борьбе против оппортунистов и врагов всех мастей.
Мы знаем, что Советский Союз – это наша пролетарская отчизна. Мы знаем, что дело корейских колхозников, корейских рабочих состоит в том, чтобы до последней капли крови защищать наши красные границы Советского Дальнего Востока.
Тов. Сталин говорил, что мы не дадим никакому «свиному рылу сунуться в наш советский огород». Этому свиному рылу рабочие и колхозники Советского Дальнего Востока в нужный момент дадут такой решительный отпор, чтобы мировым империалистам неповадно было нападать на наши родные границы Советского Дальнего Востока — верного форпоста СССР на берегах Тихого океана» (Google: XVΙΙ съезд ВКП(б). Стенографич. отчёт).

Ким, Герман Николаевич (19…). Учёный-кореевед, д.и.н., проф., зав. кафедрой корееведения факультета востоковедения КазНУ им. аль-Фараби (Алматы).

Ким Гирион (?). Уполномоченный по корейским делам Далькрайисполкома. В период его деятельности «политика в отношении корейского населения ДВК формировалось специальной корейской комиссией под руководством председателя Далькрайисполкома. В частности, в мае 1925 г. был подготовлен план мероприятий в области народного образования, кооперирования, издательского дела, советизации и землеустройства корейского населения. То, что она возглавлялась председателем Далькрайисполкома, придавало её деятельности статус официальной политики в отношении корейских иммигрантов. За первые полтора года работа Кима Гириона и этой комиссии (июнь 1925 – 1926 гг.) удалось достичь определенных результатов. Прежде всего, это касалось просвещения корейского населения, обучения на корейском языке. Трудности заключались в плохом обеспечении учебниками и отсутствии подходящих педагогических кадров. Те учебники, которые имелись в наличии, были изданы японцами на территории оккупированного «Корейского генерал-губернаторства». Понятно, что они не подходили по идеологическим и патриотическим мотивам. Часть учебников являлась изданием религиозных общин и также не подходила по атеистическим соображениям. Педагогические кадры были представлены либо питомцами японской школы, либо воспитанниками русской школы царских времен. Издание советизированных учебников на корейском языке возглавил краевой отдел народного образования. Для этого дела были привлечены типографии ДВУ и ГПУ. С 1926 г. к ним присоединилась и типография «Книжное дело». К концу 1926 г. тираж учебников и политической лит. на корейском яз. достиг 60 тыс. экз. Кроме того, изд-во «Красное знамя» с марта 1923 г. стала выпускать в г. Владивостоке корейскую газ. «Сэнбон» («Авангард»). В ДВК издавалось 6 журналов и 7 газет на корейском яз. Помимо «Сэнбон», это газ. «Мунхва» («Культура»), «Сэ сеге» («Новый мир»), «Нодончжя» («Рабочий»), «Нодон синбо» («Крестьянская газета»), «Донъа консан синмун» («Газета восточной коммуны») и др. В период коллективизации политотделы при Сучанском и Посъетском МТС издавали свои многотиражки на корейском языке (Rambler: Ким Г.Н. Из истории и современности зарубежной корейской периодической печати: Время газетной строкой. – Алматы, 1998).
Деятельность в области просвещения корейского населения была столь успешной, что вплоть до 1937 г. две трети всех национальных школ ДВК были корейскими. Наряду с этим успешно решался и вопрос подготовки учительских кадров из среды корейской молодежи, в связи с чем на базе ДВУ был открыт Корейский пединститут (Rambler: Политика в отношении иммигрантов из Китая и Кореи: ИД «Частная коллекция»).