Автор-составитель  Цой Ен Гын

МЫ  ПОТОМКИ  ТАНГУНА

КОРЕЯ  И  КОРЕЙЦЫ

Древние  люди  появились  в  Корее  в  палеолите.  Предки  корейского  народа  с  давних  времен  жили  на  территории  современного  Корейского  полуострова, Маньчжурии  и  на  побережье  Бохайского  залива.

Подобно  другим  странам, Корея  в  своем  развитии  прошла  через  эпохи  каменного,  бронзового  и  железного  века.  В  период  неолита  люди  жили  родовыми  группами,  а  во  времена  бронзового  века  на  Корейском  полуострове  начал  развиваться  общественный  строй.  Тогда  население  Корейского  полуострова  начало  возделывать  рис,  который  впоследствии  стал  главной  земледельческой  культурой.

Первым  государством  в  корейской  истории  стал  древний  Чосон («Страна  утренней  свежести»)  По  легенде, записанной  в  древнейшей  корейской  летописи  «Самгук  юса»,  его  основателем  считается  Тангун,  который  родился  от  брака  сына  Небесного  владыки  и  медведицы, чудесным  образом  перевоплотившейся  в  женщину.

Как  гласит  легенда,  в  незапамятные  времена  небесным  царством  правил  бог  по  имени  Хван  Ин.  Его  внебрачный  сын  по  имени  Хван  Унг  с  детства  мечтал  спуститься  на  землю  и  «господствовать  над  всем  миром  человеческим».  Узнав  о  его  мечте,  Бог-отец  начал  пристально  наблюдать  за  землей.  Ему  приглянулась  одна  местность  под  названием  «Самвитхэбэк».  И  решил  он  тогда,  что  это  самое  подходящее  место  для  жизни  людей.  Бог  вручил  сыну  небесную  печать – свидетельство  того,  что  её  обладатель  является  небесным  человеком,  и  разрешил  ему  спуститься  на  землю.

Хван  Унг  снизошел  на  то  место,  куда  указал  Бог-отец.  Он  взял  с  собой  трехтысячный  отряд  помощников  и  спустился  на  вершину  горы  Тхэбэк.  На  этой  горе,  под  старым  святым  дубом  «Синдансу»,  Хван  Унг  обосновал  вотчину,  которую  назвал  божьим  полисом,  и  провозгласил  себя  королем.

Король  Хван  Унг  с  тремя  другими  богами  (духами  ветра,  дождя  и  облаков)  разработал  своего  рода  кодекс  жизнедеятельности.  В  него  вошло  360  различных  дел  и  понятий,  связанных  с  повседневной  жизнью  людей:  такие,  как  судьба  и  продолжительность  жизни,  добро  и  зло,  преступление  и  наказание,  болезни  и  врачевание,  сельское  хозяйство  и  прочее.

Однажды  к  нему  с  просьбой  обратились  медведица  и  тигр.  Они  умоляли,  чтобы  Хван  Унг  превратил  их  в  людей.  Сначала  Хван  Унг  не  внял  их  просьбе,  но  они  не  отступали. Тогда  король  дал  им  вязанку  полыни  и  двадцать  головок  чеснока  и  сказал: «Питаясь  только  ими  и  не  видя  солнца,  проживите  сто  дней. Тогда  исполнится  ваше  желание».

Как  велел  Хван  Унг,  медведица  и  тигр  жили  в  кромешной  тьме,  питались  только  этой  пищей.  На  36-й  день  тигр  не  выдержал  трудностей  и  сбежал,  а  медведица,  пройдя  испытание,  превратилась  в  прекрасную  девушку.  Красавица,  не  имея  рядом  того,  кто  мог  бы  жениться  на  ней,  долго  и  усердно  молилась  под  святым  деревом-алтарем  «Синдансу»  о  том,  чтобы  забеременеть.  Услышав  её  молитву,  Хван Унг  на  время  превратился  в  простого  человека  и  вступил  с  ней  в  брак.  Вскоре  она  родила  сына, которого  назвали  Тангуном.

Впоследсвии  Тангун стал  основоположником  Асадала,  первого  полиса-государства  на  территории  нынешнего  Корейского  полуострова.  Это  произошло  в  2333  году  до  н.э.  Позже,  с  вводом  китайских  иероглифов (приблизительно  в  VII  веке  до  н.э.),  государство  переименовывается  в  Чосон,  что  означает  «утренняя  свежесть».

Тангун стал  первым  государем  древнего  Чосона  и  его  род  господствовал  в  стране  в  течение  1500  лет.  За  это  время  сменилось  много  правителей (34 поколения).  Как  бы  там  ни  было,  основателем  Корейского  государства  считают  мифического  героя.  Можно  верить  или  не  верить,  но  у  историков  нет  иной  версии  о  происхождении  государства  на  нынешней  территории  Корейского  полуострова.

Можно  лишь  предположить  следующее:  персонажи,  которые  фигурируют  в  нашей  легенде  в  виде  медведя  и  тигра,  на  самом  деле  вовсе  не  звери,  а  первобытные  люди.  В  те  далекие  времена  был  распространен  тотемизм,  т.е.  родство  групп  людей,  боготворящих  животных (каждый  род  носил  имя  своего  тотема).  Особенно  это  было  распространено  в  восточных  странах.  Первобытные  люди,  объединившиеся  в  племена,  могли  называться  племенем  медведя,  а  другие – племенем  тигра.  Исследователи  высказывают  мнение,  что  медведь,  который  фигурирует  в  легенде,  был  тотемом  рода,  где  главенствовали  женщины  в  период  матриархата.

Во  времена  правления  Ви  Мана (начало  II  века  до  н.э.)  древний  Чосон достиг  наивысшего  расцвета  в  своем  развитии.  Однако  государство  стало  жертвой  вторжения  Ханьского  Китая,  и  на  этом  история  древнего  Чосона завершилась.

В  период  железного  века  появился  ряд  новых  корейских  государств:  Пуё,  Когурё  и  Самхан.

В  Маньчжурии  обосновалось  государство  Пуё,  в  среднем  течении  Амнокган  появилось  могущественное  государство  Когурё,  которое  со  временем  объединило  все  маленькие  владычества.

На  юге  вдоль  реки  Ханган  в  то  время  существовали  государства  Махан, Чинхан  и  Пенхан,  которые  получили  название  Самхан.

К  началу  нашей  эры  многочисленные  мелкие  княжества,  существовавшие  в  разных  частях  Кореи,  постепенно  объединились  в  Три  государства:  Когурё,  Пэкче  и  Силла.

Королевство  Когурё,  расположенное  на  севере,  постепенно  превратилось  в  мощную  державу.  Оно  в  течение  продолжительного  времени  выступало  в  качестве  своеобразного  щита,  прикрывавшего  полуостров  от  вторжений  кочевников  и  агрессивных  поползновений  соседнего  Китая.  Поэтому,  пользуясь  надежным  прикрытием,  Силла  и  Пэкче,  расположенные  на  юге  полуострова,  стали  быстро  развиваться  и  вскоре  превратились  в  сильные  государства.

В  первые  века  нашей  эры  в  нижнем  течении  реки  Нактонган,  неподалеку  от границ  Силла,  формировалось  несколько  мелких  княжеств.  Эти  княжества  со  временем  образовали  федерацию  Кая,  которая  угрожала  спокойствию  Силла  и  пыталась  даже  обрести  владения  в  Японии.  Со  временем  федерация  Кая  была  присоединена  государством  Силла.

Неизбежным  следствием  стали  конфликты  Трех  государств,  которые  в  дальнейшем  вылились  в  борьбу  за  господство  на  Корейском  полуострове.  Государство  Силла стало  победителем  и,  в  конце  концов,  ему  удалось  присоединить  к  себе  Пэкче  и  Когурё.  Под  властью  королевства  Силла  корейский  народ  впервые  достиг  национального  единения.

Однако, впоследствии  многие  из  бывших  подданных  Когурё  создали  на  территории  Маньчжурии  государство  Пархэ (или  Бохай,  как  называли  китайцы),  которое  просуществовало  более  220  лет.  После  гибели  этого  государства  территория  Маньчжурии  уже  не  принадлежала  больше  корейцам,  на  ней  стали  жить  китайцы  и  различные  кочевые  племена.

Все  три  древнекорейских  государства  управлялись  наследственной  аристократией,  которая  играла  большую  роль  не  только  в  политической,  но  и  в  культурной  жизни  той  эпохи.

Большой  толчок  культурному  развитию  Трех  государств  дал  пришедший  к  ним  буддизм.  Возникшая  в  тот  период  аристократическая  буддийская  культура  впоследствии  проникла  в  Японию  и  оказала  огромное  влияние  на  формирование  древнеяпонской  культуры.

После  того  как  государство  Силла объединило  под  своей  властью  Корейский  полуостров,  корейцы,  за  исключением  тех  потомков  когурёсцев,  которые  тогда  еще  проживали  в  Маньчжурии,  получили  возможность  развивать  национальную  культуру  в  едином  государстве.

Объединенная  Силла,  впитав  в  себя  достижения  культуры  Трех  государств,  а  также  Китая,  достигла  высокого  уровня  развития  национальной  культуры.  Буддизм,  сохранявший  статус  государственной  религии,  получил  широкое  распространение  и  пользовался  в  народе  большим  влиянием.  Монахи  и  хвараны  (молодые  аристократы,  проходившие  подготовку  к  военной  и  государственной  службе)  активно  занимались  поэтическим  творчеством  на  родном  языке,  а  в  среде  аристократии  большой  популярностью  пользовалась  китайская  литература.

Вторичное  объединение  нации  произошло  в  период  создания  государства  Корё (918 – 1392 гг.)

Корё,  положив  конец  периоду  смут  и  добившись  нового  объединения  корейских  земель  в  составе  единого  государства,  установило  политическую  и  социальную  систему,  которая  в  большей  степени  основывалась  на  идеологии  конфуцианства.  Эпоха  Корё  стала  временем  развития  светской  аристократической  культуры.  В  этот  период  рука  об  руку  шли  конфуцианство  и  буддизм,  осуществлялся  широкий  культурный  обмен  с  зарубежными  странами.

Но  со  временем  в  обстановке  социального  хаоса  и  национального  кризиса,  характеризовавшей  последние  годы  правления  династии  Корё,  представители  военных  кругов  и  конфуцианской  интеллектуальной  элиты  стали  искать  пути  для  образования  нового  государства.

Так,  в  конце  XIV  века  династия  Ли  создала  королевство  Чосон (1392 – 1910 гг.).  Она  опиралась  на  новую  конфуцианскую  интеллигенцию  и  военных,  выдвинувшихся  во  время  войн  с  северными  соседями  и  японскими  пиратами.