ПОМИНАЛЬНЫЙ  ОБРЯД

 

Корейцы  придают  поминальному  ритуалу  особое  значение,  поскольку  он  связан  с  культом  предков – основой  основ  конфуцианской  этики.

Деса – это  выражение  почтения  и  любви  к  усопшему  предку  и  оно  должно  продолжаться  до  тех  пор,  пока  ты  жив.

Почитание  предков  до  четвертого  колена  и «кормление»  их  в  день  Нового  года – конфуцианская  церемония,  уходящая  корнями  в  глубокую  историю.

Испокон  веков  корейцы  верили,  что  душа  покойного  остается  в  доме  с  семьей.  И  каждый  день  в  течение  месяца  они  готовили  еду  и  ставили  ее  перед  поминальной  дощечкой –  хонбэк,  где  написано  имя  умершего.

Начиная  со  второго  месяца,  первого  и  пятнадцатого  числа  готовили  завтрак.  Такой  ритуал  исполняли  в  течение  всего  года.

Обряд  подношения  еды  в  первую  годовщину  смерти  назывался  сосан.  Утром  этого  дня,  после  специального  омовения,  хозяева  дома  подготавливали  ритуальную  посуду  и  особую  еду.  На  рассвете  совершали  обряды,  которые  включали  в  себя  ритуальные  кормления  усопшего,  сопровождавшиеся  многочисленными  поклонами  и  монотонными  песнопениями.

Во  вторую  годовщину  смерти  совершался  похожий  ритуал,  носивший  название  тхэсан.  Он  означал  конец  траура.  Только  тогда  родные  усопшего  снимали  траур,  убирали  временный  алтарь.  Еще  через  месяц  совершался  обряд – тамче и  только  после  этого  семья  возвращалась  к  прежней  жизни.

В  прошлом  дети  покойного  носили  траур  и  воздерживались  от  веселья,  песен  и  крепких  напитков  в  течение  двух  лет.

В  старину  в  Корее  похоронная  и  поминальная  процедуры  проходили  в  течение  30  дней (это  самый  короткий  срок),  а  то  продолжались  и  до  90  дней.

Рассмотрим  классический  канон  похоронных  и  поминальных  обрядов.

  1. I. Первый  день  после  смерти
  2. Чоден:  начинается  с  констатации  смерти  и  заканчивается  извещением  родственников.
  3. Ёксып:  омывают  покойного,  затем  одевают  его.  Готовят  мёнгдёнг  с  указанием  данных  покойного.
    1. II. Второй  день
    2. Сорем:  покойника  закутывают  в  небольшое  одеяло.  Устраивают  поминальный  столик,  куда  ставят  водку  и  фрукты.
      1. III. Третий  день
      2. Дэрём:  покойного  закутывают  в  большое  одеяло  и  завязывают  специальным  узлом.  Затем  кладут  в  гроб  и  выносят  в  специально  оборудованное  помещение.
        1. IV. Четвертый  день
        2. Сонбок:  родственники  усопшего  надевают  траурную  одежду  и  выражают  скорбь  по  умершему.  Они  принимают  соболезнования  по  поводу  смерти  близкого  человека.
          1. V. В  период  между  30-м  и  90-м  днями.
          2. Чидян:  выбирают  место  для  могилы.
          3. Уде:  в  день  похорон  справляют  при  поминальных  церемониала.
            1. VI. После  90  дней.
            2. Делгок:  по  истачении  100  дней  после  похорон  совершают  поминальную  церемонию.
            3. Буде:  на  следующий  день  после  церемонии  делгок  ставят  поминальную  табличку  покойного  рядом  с  поминальными  табличками  предков.
            4. Сосан:  проводят  поминальный  обряд  после  первой  годовщины  смерти.
            5. Де  санг:  проводят  поминальный  обряд  по  случаю  второй  годовщины  смерти.
            6. Дамде:  по  истечении  одного  месяца  после  де  санг  справляют  поминальную  церемонию.
            7. Гилде:  устанавливают  поминальную  таблицу  на  семейном  алтаре  и  заносят  имя  покойного  в  специальную  книгу.

Традиционная  «классическая»  поминальная  процедура  весьма  сложна  и  вряд  ли  приемлема  в  наших  условиях.  Но  рассмотрим  её  в  познавательных  целях.

  1. Гансик:  распорядитель  поминальной  церемонии  стоит  среди  родственников  и  близких.  Он  выходит  вперед,  затем  садится  на  корточки  и  зажигает  благовонную  свечу.  В  три  приема,  неторопливо,  наполняет  чашу  водкой.  Встает  с  колен  и  делае  два  поклона.
  2. Чамсин:  все  присутствующие  одновременно  делают  два  поклона.
  3. Чохон,  докчук:  старший  в  семье,  налив  водку  в  чашку,  отходит  в  сторону  и  садится.  Распорядитель  церемонии  подходит  к  поминальной  табличке  и  произносит  траурную  речь.  После  этого  старший  в  семье  делает  два  поклона.
  4. Ахён  и  дёхон:  каждый  член  семьи  по  старшинству  подносит  чашу  с  водкой  и  делает  два  поклона.
  5. Старший  член  семьи  опять  преподносит  чашку  с  водкой.  Но  на  этот  раз  он  не  выливает  водку  с  чашки,  которую  наполняли  члены  семьи,  а  дополняет  ее  в  три  приема.
  6. Сапси  денде:  ложку  втыкают  перпендикулярно  в  кашу,  а  палочки  кладут  поперек  блюдца  с  овощами  и  рыбой.

7.   Хабмун:  все  участники  выходят  из  помещения,  прикрыв  дверь  или  же

ненадолго  садятся  на  корточки,  наклонившись  вперед.

  1. Гемун:  все  участники  церемониала  заходят  в  помещение,  слегка  покашливая,  или, если  они  не  выходили,  встают  на  ноги.
  2. Хэнда:  суп  заменяют  водой,  кипяченной  в  подгорелой  каше-сунюн.  В  три  приема  ложкой  берут  понемногу  рисовой  каши  и  размешивают  её  в  воде.  Ложку  и  палочки  кладут  поперек  этого  блюда.  Участники  церемониала  сидят  на  корточках,  склонив  вперед  голову.  Затем,  слегка  покашливая,  встают.

10.  Челси  бокпаб:  убирают  ложку  и  палочки  с  посуды  с  сунюн.  Закрывают  крышкой  чашку  с  вареной  рисовой  кашей.

11.  Сосин:  все  участники  церемониала  делают  два  поклона.  На  этом  заканчивается  поминальный  обряд.

12.  Челсан:  поминальный  стол  убирают  в  сторону.

13.  Ымбок:  все  участники  делят  поминальную  пищу.  Она  считается  дарованной  предками,  поэтому  она  благословенна.

Поминальный  ритуал  соблюдается  в  корейских  семьях  и  сегодня.  Но  он  имеет  отличия  в  зависимости  от  местности  и  выбора  проведения  церемониала.

Традиционный  поминальный  ритуал  совершают  утром  в  праздничный  день,  а  также  каждый  год  в  день  смерти  усопшего.

Обычно  на  специальный  стенд  вывешивают  фотографию  покойного.  А  если  ее  нет,  то  на  деревянной  дощечке  пишут  данные  об  умершем  человеке.

Накануне  поминального  дня  хозяин  и  хозяйка  должны  чисто  вымыться.  Они  в  тот  день  ведут  себя  благопристойно  и  чинно.  Затем  сообщают  своим  домочадцам  о  поминальном  дне.  Хозяйка  тщательно  моет  посуду  и  приступает  к  приготовлению  пищи  для  поминального  стола.

К  поминальной  еде  относятся  рисовая  каша,  суп,  соленья  из  трав,  кимчи,  соевый  соус,  мед,  рисовая  лепешка,  фрукты,  водка,  вода,  прокипяченная  в  подгорелой  каше, – сунюн  муль.  А  к  предметам,  необходимым  для  поминок,  относятся:  ложка  и  палочки,  ритуальная  посуда,  фотография  или  деревянная  поминальная  дощечка  с  надписью,  благовонная  свеча.

В  поминальной  еде  не  должно  быть  муки,  перца  и  чеснока.  Обычно  на  стол  кладут  блюда,  которые  покойный  любил  при  жизни.

По  устоявшимся  веками  правилам  блюда  располагаются  в  следующем  порядке.

  1. Устрицу  кладут  с  левой  стороны,  и  сикхэ (подслащенную  рисовую  воду) – с  правой.
  2. Рыбу  кладут  на  восточной  стороне,  а  мясо – на  западной.
  3. Рыбу  кладут  головой  на  восток,  хвостом  на  запад.
  4. Фрукты  и  сладости  красного  цвета  кладут  на  восток,  а  светлого – на  запад
  5. Груши,  каштаны  и  финики  кладут  на  стол  по  порядку  с  западной  стороны.