На  кладбище  перед  могилой  проводят  прощальную  церемонию.  Пожалуй,  повсеместно  на  территории  СНГ,   перед  тем  как  опустить  гроб  в  землю,  проводят  траурный  митинг.  Распорядитель  траурной        процессии  рассказывает  о  покойном,  о  его  жизненном  пути.  Затем  слово  предоставляется  близким  друзьям, коллегам.  Родственники  и близкие  друзья  прощаются  с  покойным.  Закрывают  гроб,  на  крышку  которого  кладут  мёнгдёнг.

На  кладбище  возле  могилы  на  насыпи  расстилают  скатерть  и  ставят  на  своеобразном  столе  водку  и  закуски.  Это  —  жертвоприношение  духу  земли.  Наливают  рюмку  с  водкой  и  делают  поклон,  прося  покровительства  покойнику,  и  благодарят  за  предоставленную  могилу.

Гроб  опускают  в  могилу  на  специальных  жгутах  из  белого  материала.  После  похорон  эти  жгуты  сжигают  или  отдают  желающим.  По  поверью,  такой  жгут  избавляет  от  болей  в  пояснице,  если  им  опоясаться.

Все  сопровождающие  берут  по  три  горсти  земли  и  бросают  в  могилу.  Затем  лопатами  засыпают  могилу.  Земляную  насыпь-столик  разбрасывают  у  ног  покойного.

По  традиции  корейцы  хоронят  так,  чтобы  голова  покойного  была  направлена  на  север,  а  памятник  ставится  у  ног.  Знатоки  церемоний  объясняют  это  тем,  что  «когда  покойный  поднимется  и  сядет,  он  будет  видеть  все  перед  собой».  Рекомендуется  делать  надписи  на  наружной  стороне  памятника,  чтобы  проходящие  могли  видеть,  кто  здесь  похоронен.  Сразу  ставят  ограду.

Во  время  захоронения  полагается  сжигать  всю  одежду,  постельные  принадлежности  и  личные  вещи  умершего.

Здесь  же,  на  кладбище  у  могилы,  повторяют  обряд  деса.  Накрывают  стол  и  кладут  еду,  которую  любил  покойник  при  жизни.  Трижды  понемногу  наполняют  рюмку  водкой  и  низко  кланяются.  Пищу,  которую  брали  на  кладбище,  нельзя  приносить  обратно  домой.  Каждый,  кто  участвовал  в  похоронах, должен  попробовать  еду.  Это  для  того,  чтобы  покойник  знал,  кто  с  ним  прощался.

На  третий  день  после  погребения (самильде)  родственники  умершего  идут  вновь  на  его  могилу.  На  этот  раз  берут  холодную  пищу  и  преклоняют  колени.

После  этого  отмечают  дольде,  т.е.  первую  годовщину  со  дня  смерти.

Потом  справляют  «самненде» — третью  годовщину.  А  далее  ежегодно,  следуя  лунному  календарю.

 

ХОТИТЕ – ВЕРЬТЕ, ХОТИТЕ – НЕТ

Обряды  корейцев  связаны  с  различными  предрассудками  или  мистическими   явлениями.

●  Раньше  считалось,  что  нельзя  разжигать  огонь  и  готовить  пищу  в  доме,  где  находится  покойный.  Для  этой  цели  обычно  использовали  дома  соседей.

●  Считается,  что  если  покойник  лежит  на  чильсонпане,  то  надо  поклониться  только  один  раз (в  старину,  по  поверью,  покойник  мог  еще  ожить,  т.е.  до  перекладывания  тела  в  гроб,  якобы  он  не  умер  окончательно).  Лежащему  покойнику  в  гроб  делают  поклон  три  раза.

●  Мы  были  свидетелями,  когда  перед  выносом  гроба  о  порог  разбивали  тарелку.

●  Например,  считается,  что  гроб  с  телом  покойного  надо  выносить,  переступив  лишь  через  один  порог.  Что  делать,  если  покойный  жил  на  9-м  этаже?  «Если  усопший  жил  в  многоэтажном  доме,  то,  вынося  его  тело,  на  каждом  пороге  дома  делают  топором  по  одной,  либо  по  три  зарубки», — пишет  Л. В. Мин.

●  По  поверью,  если  тело  покойника  проходит  через  несколько  порогов,  то  в  той  семье  впоследствии  умрут  столько  членов,  сколько  было  порогов,  поэтому  зачастую  гроб  с  телом  выносят  через  окно.

●  По  поверью,  одежду  сжигают,  потому  что  душа  умершего  и  на  том  свете  должна  использовать  свою  вещь.

●По  другому  поверью,  если  вещи  или  одежду  использует  кто-то  другой,  то  ему  обязательно  нечистые  силы  причинят  зло.

Иногда  в  печати  встречаются  однобокие,  даже  ошибочные  толкования  правил  этикета.  Специализированных  организаций  по  корейским  обрядам  у  нас  нет.  Добавим  к  этому  так  называемое  «гагаре» («этикет  каждой  семьи»)  и  станет  ясно,  с  какими  проблемами  мы  сталкиваемся.

Суть  гагаре в  следующем:  у  разных  родов,  их  фамильных  ветвей  и  семейств  возможности  и  обстоятельства  проведения  ритуалов  различные.  Поэтому,  неукоснительно  сохраняя  и  соблюдая  основополагающие  обрядовые  принципы  и  правила  в  неизменном  виде,  в  то  же  время  люди  осуществляют  их  подчас  по-своему – с  некоторыми  местными,  а  также  сугубо  собственными  семейственными  нюансами,  отличными  от  других (так  же,  например,  еще  разговаривают  они  на  различных  диалектах  одного  и  того  же  языка).  Все   это  осложняет  понимание  обычаев.

Неслучайно  поэтому  на  похоронах  нет-нет  да  и  разгораются  споры  по  поводу  церемонии (конечно,  этого  посетителям  делать  не  следует,  так  как,  кроме  всего  прочего,  причина  разногласий  кроется  ещё  в  объективных  нюансах  гагаре).

И  вообще  корейский  этикет – вещь  архисложная.  Пожалуй,  в  этом  смысле  Корея  стоит  на  одном  из  первых  мест  в  мире.  Поэтому  там  обрядовым  премудростям  учатся  годами.  Корё  сарам лишены  такой  возможности  в  силу  исторических  и  объективных  причин.