ЖУРАВЛЬ – СИМВОЛ ВЕРНОСТИ

Почему  жених  преподносил  невесте  именно  журавля?  В  старину  будущий  зять  должен  был  дарить  живого  журавля.  Такой  ритуал  означал,  что  молодые,  соединив  свои  судьбы,  подобно  этим  птицам  сохранят  верность  и  любовь  до  конца  жизни.  В  некоторых  местностях  Кореи  будущая  теща  брала  деревянного  журавля  в  руки  и  резко  бросала  его  на  пол.  Считалось,  если  журавль,  не  падая,  вставал  на  ноги,  то  невеста  должна  была  родить  первенца  мальчика,  если  падал  на  бок,  то  родит  девочку.

В  некоторых  провинциях  до  сих  пор  на свадьбах  предпочитают использовать  журавля.  Его  вырезают  их  дерева.  Деревянного  журавля  заворачивают  в красивую  ткань.  Приносят  в  дом  невесты  и  ставят  на  стол.

В  настоящее  время  в  Корее  в  некоторых  деревнях  вместо  журавля  вырезают  утку.  Такую  утку  называют  “ориэби”.

…Пока  жених  стоял  лицом  на  восток,  выходила  невеста.  Они  становились  напротив  друг  к  другу  и  омывали  руки.  После  этого  жених  и  невеста  становились  в  циновку.  Вначале  невеста  делала  два  поклона,  а  жених  отвечал  одним,  причем  невеста  должна  была  смотреть  на  жениха  и  делать  два  земных  поклона.  В  этой  церемонии  жених  отвечал  лишь  полупоклоном,  при  этом  он  ладонь  правой  руки  ложил  на  тыльную  сторону  левой  руки  и  поднимал  их  до  уровня  глаз.  Этот  ритуал  повторялся  дважды  и  назывался  “гоберэ”.

Следующая  процедура  называлась  “хапгырме”. В  знак  “клятвы  на  100  лет”  жених  и  невеста  выпивали  суль,  обмениваясь  чарками.  Пробовали  напиток  три  раза  из  маленькой  чашки,  изготовленной  из  дерева  дерон,  символизирующего  супружеское  счастье и  единение  душ.  Первую  чашку  выпивали  в  знак  благодарности  и  почтения  предкам.  Невеста  наполняла  и  преподносила  ее  жениху.  Вторую  чашку  жених  и  невеста  пили  по  отдельности.  Чашку  наполнял  жених.  Третью  чашку  он  и  она  выпивали  из  одной  посуды.

После  окончания  этих  сложных  церемоний  невеста  уходила  в  свою  комнату.  Вслед  за  ней  удалялся  жених  в  специально  отведенную  для  него  комнату,  чтобы  переодеться  в одежду,  сшитую  в  доме  избранницы.

Через  некоторое  время  участники  церемониала  собирались  за  большим  свадебным  столом,  Обычно  с  этого  стола  собирали  блюда  для  отправки  в  дом  жениха.  Такой  стол  назывался  “кхын сань” (большой  стол).

После  пиршества в  доме  невесты  сангэк прощался  с  родственниками  невесты  м  возвращался  домой.  А  жених  с  невестой  только  на  третий  день  отправлялись  в  обратный  путь  в  дом  жениха.

 

ТРАДИЦИОННАЯ  КОРЕЙСКАЯ  СВАДЬБА  В  АЛМАТЫ

Несколько  лет  назад  город  Алматы  посетила  группа  из  “Сеул  мугунхва  ротари  клаб”  во  главе  с  его  президентом  госпожой  Им  Дин  Чул.  Она  организовала  для  наших  корейцев  показ  древних  традиционных  свадебных  обрядов.

Вот  как  она  описала  этот  красочный  обряд  писательница  Генриэтта  Кан.

“…Изыскан  головной  убор  невесты.  На  крошечной  налобной  шапочке  нашиты  сверкающие  камни,  бусины  в виде  лучей.  Впереди  с  длинной  шпильки  спускаются  шелковые  ленты,  сзади  на  прическе  широкие  расшитые  шелковые  ленты…

Руки  невесты  сложены  одна  на  другую.  С  них  до  пола  спускается  шелковое  белое  полотнище,  расшитое  птицами  и  буквами,  обозначающими  “соединение  двух  фамилий”.  Этим  полотнищем  невеста  и  прикрывает  свое  лицо.  Согласно  традиции  лицо  невесты  набелено  и  нарумянено  особым  образом.  На  лицо  нанесены  три  ярко-красных  пятна:  одно  –  посередине  лба  и  по  одному  –  на  щеках,  что  означает  знак  Солнца.

Жених  одет  в  темно-синий  шелковый  халат,  расшитый  на  груди  традиционным  рисунком  –  парой  аистов,  праздничный  пояс  из черепаховых  пластин  и  головной  убор  в  виде  остроконечной  черной  шапочки  с  прозрачными  крылышками  сзади.  Этот  убор  корейской  знати  носили  люди  в  ранге  министров  и  придворных  вельмож.  В  день  свадьбы  жених  уподоблялся  самому  знатному  человеку  и  потому  ему  был  положен  головной  убор.

Жених  и  невеста  проходят  и  становятся  перед  столиком.  Жених,  стоя  лицом  на  восток,  и  невеста   –  на  запад,  совершают  омовение  рук.  Настает  черед  поклонов.  Жених  и  невеста  отдают  друг  другу  глубокий  до  земли  поклон.  Лишь  после  этого  им  позволяется  открыть  лицо.

Жених  надевает  на  палец  невесты  нефритовый  перстень  с изображением  национального  цветка  бессмертия  (мугунхва),  а  невеста  застегивает  на запястье  жениха  часы…”

В  настоящее  время  в  Корее  за  неимением  возможности  использовать  журавля  для  свадебной  церемонии  применяется  огненно-рыжий  редкостной  окраски  петух и  белая  курица.

Итак,  мы  вернемся  в  древнюю  Корею.

На  церемонии жених  с  петухом  в  руках  медленно  приближался  к  тестю  и  теще.  Преподнося  им  петуха,  клал  его  на  столик,  делал  им  традиционный  низкий  поклон.

С  наступлением  ночи  новобрачные  удалялись  в  комнату,  где,  наконец-то,  могли  побыть  одни.  Туда  заносили  небольшой  стол  с  едой  и  водкой.  Молодожены  снова  обменивались  чарками.

Жених  по  обычаю  должен  был  сначала  снять  с  невесты  головной  убор,  затем  развязать  ленты-завязки  ее  верхней  одежды  (дегори) и  только  один  носок.  Затем  он  гасил  свечку,  ни  в  коем  случае  на  задувая ее  (считалось,  что  вместе  с  выдохом  уходила  удача).  Жених  тушил  ее  специально  приготовленной  палочкой.  Войдя  в  комнату,  молодожены  не  могли  покинуть  ее  до  восхода  солнца.

Всю  процедуру  уединения  молодых  бесцеремонно  подглядывали  близкие  родственники  и  друзья,  при  этом,  балагуря  и  шутя,  делали  дырочки  в  бумажных  дверях  (в  старину  окна  и  двери  оклеивали  бумагой,  изготовленной  из  волокнистого  льна  –  мунпхунди).  Самые  нахальные  родичи  позволяли  себе  засунуть  длинную  палку  в  такой  проем  и  откинуть  одеяло  новобрачных.  Молодожены  должны  были  молча  мириться  с  такими  выходками  родственников,  ибо  это   тоже  входило  в  свадебный  церемониал.

На  другой  день  после  свадьбы  новобрачная  рано  вставала  и  собственноручно  готовила  рисовую  кашу  или  токкук –  суп  с  клецками.

После  легкого  завтрака  новобрачный  отправлялся  с  визитом  вежливости  к  родителям  и  близким  родственникам  невесты.  В  доме  невесты  проводилась  еще  одна  не  менее  забавная  церемония.  Она  называлась  “церемонией  нового  зятя”  (доно  санглэ). По-другому  ее  можно  назвать  “обработкой”  или  “экзекуцией”  новоявленного  родича.  Обычно  собиралась  местная  молодежь и  устраивала  молодому  человеку  проверку  на грамотность  и  стойкость.  В  письменном  виде  ему  задавали  вопросы,  которые  были  не  из  легких,  зачастую  с  “подковырками”.  Если  жених  не  мог  ответить  на  такие  вопросы,  то  он  расплачивался  деньгами  или  водкой.  Если  учесть,  что в  Корее  женились  очень  рано,  то,  естественно,  юному  жениху  трудно  было  справиться  с такой  задачей.  Обычно  помогал  ему  кто-то  из  близких  сердобольных  родственников  невесты.  Несмотря  на  помощь,  жених  почти  всегда  проигрывал  в  умственных  состязаниях  и  поэтому  он  заранее  запасался  немалым  количеством  денег  и  спиртного.

Вечером  того  же  дня  жениха  ожидало  более  суровое  испытание.  За  свою  неграмотность  или  скупость  его  подвешивали  вверх  ногами  к  потолку  (зачастую  вместе  с  незадачливыми  помощниками)  и  нещадно  били  палкой  по  пяткам.  Экзекуция  продолжалась  до  тех  пор,  пока  жених  не  выполнял  все  требования  мучителей.  Итак.  день  свадьбы  в  доме  невесты  ему  запоминался  надолго.

Такова  была  церемония  посвящения  в  женихи.  Правда,  подобные  несколько  диковатые,  но  довольно  забавные  сцены  наблюдались  в  основном  в  сельской  местности.  И  сейчас  в  некоторых  деревнях  Кореи  и  на  Сахалине  проводят  такие  церемонии.  но  они  носят  больше  символический  характер.

Наутро  новобрачные  в  сопровождении  отца  или  дяди  невесты,  а  также  группы  людей,  которые  дарили  подарки,  отправлялись  в  дом  жениха.  Раньше  невесту  несли  в  паланкине.

Процедура  первого  посещения  невестой  дома  жениха  называлась  “синхэп”. Ее  также  сопровождали  сангэк и  члены  свиты  (нечетное  число),  численность  которой  должна  была  превосходить  сопровождение  жениха.  Свиту  возглавлял  отец,  но  вместо  него  эту  миссию  мог  выполнить  самый  старший  из  дядьев  невесты.

Невесту  должна  была  сопровождать  молодая  женщина (сумо) из числа  близких  родственниц.  В  качестве  сумо могла  быть  тетя  со  стороны  отца  или  матери  невесты.

Свиту  невесты  торжественно  встречали,  с  почетом  отводили  в  специально  оборудованное  помещение.  Невеста  по  прибытии  в  дом  жениха  сходила  с  носилок  и  наступала  на  мешок  с  рисом.  Дорожку,  по  которой  должна  идти  невеста,  устилали  хлопчатобумажным  ковром.

Перед  тем  как  войти  в  дом,  невеста  и  ее  сопровождающие  должны  были  перешагнуть  через  горящий  костер  или  пройти  между  кострами.  Их  жгли  из  серой  рисовой  соломы.  Такую  процедуру  проделывали,  с  одной  стороны,  чтобы  вместе  с  пришельцами  в  дом  не  проникли  злые  духи,  а  с  другой  –  она  носила  санитарно-гигиенический  характер.

После  того  как  невеста  выходила  из  паланкина,  на  крышу закидывали  соломенный  коврик,  на  котором  она  сидела.  Тем  самым  оповещали  всех,  что  невеста  прибыла  в  дом  будущего  мужа.  Этому  признаку  придавали  большое  значение,  потому  как  бывали  случаи,  когда  жених  возвращался без  невесты,  несолоно  хлебавши.

По  прибытии  жених  заводил  невесту  в  специально  отведенную  для  нее  комнату.  Невеста  должна  была  сидеть  смирно,  низко  склонив  голову.  Поднимать  голову  в  присутствии  других  считалось  дурным  тоном.  К  ней  заносили  небольшой  столик,  чтобы  она  могла  перекусить  с  дороги.

Свадьба  в  доме  жениха  проходила  в  три  этапа,  самым  важным  из  которых  считается пхэбэк.

Этап  первый: невеста  принимала  большой  свадебный  стол.  Для  сангэка стол   готовился  отдельно.  За  праздничным  столом  сидели  в  основном  ее  сверстницы  из  числа  родственниц  жениха.  Молодые  женщины  всячески  обхаживали  ее. Обычно  в  таких  девичниках  жених  на  принимал  участия.  Женщины  собирали  с  праздничного  стола  разные  яства,  чтобы  отправить  их  в  дом  невесты.

Этап  второй: войдя  в  дом  мужа,  новобрачная  делала  большой  поклон  перед  кумом  предков.  В  комнате,  где  хранился  домашний  алтарь  в  виде  хонбэк (деревянная  коробочка  для  хранения  поминальной  таблички),  она  становилась  на  колени  и  делала  глубокий  земной  поклон.

Самый  запоминающийся  третий  этап  “пхэбэк” –  процедура  принятия  снохи  в семью  мужа.  Со  временем  исчезли или  упростились  многие  церемониалы,  но  лишь  пхэбэк  остался  почти  в  первозданном  виде.  Кстати,  этот  обряд  проводится  в  Корее  во  дворцах  бракосочетания  и  в  настоящее  время.

Пхэбэк –  ритуал  знакомства  невесты  с  семьей  будущего  мужа.  Невеста  в  этот  день  должна  преподнести  свекру  финики,  а  свекрови  –  курицу  или  другой  мясной  продукт  (чаще  всего  тонко  нарезанное  вяленое  мясо).  После  этого  она  кланялась  родителям  жениха.  Кстати,  невеста  должна  была  поклониться  сначала  свекру,  если  даже  у  него  были  бы  живы  родители.  Затем  по  старшинству  она  кланялась  всем  родственникам.  С  ровесниками  невеста  могла  поздороваться  легким  поклоном.  Получив  земной  поклон  от  будущей  снохи,  свекор  бросал  ей  на  пол  финики,  а  свекровь  кусок  мяса.  Финики  символизировали  благополучие  детей,  а  мясо  подразумевало,  что  родители  заранее  прощают  небольшие  промахи  невесты.

В  каждой  местности,  в  каждой  семье  в  проведении  этого  ритуала  существовали  какие-то  различия.  В  последнее  время  в  Сеуле  на  праздничном  столе  обязательными  продуктами  стали  тонко  нарезанное  вяленое  мясо,  финики  и  гудельпан (национьное  блюдо  из  восьми  закусок  и  соуса  к  ним).

Во  время  церемонии  пхэбэк невеста  делала  всем  родственникам  подарки,  заранее  приготовленные  в отчем  доме.  В  свою  очередь,  родственники,  получившие  от  невесты  поклон  и  подарки,  должны  пригласить  ее в  свой  дои  и  сделать  ответный  подарок.

Приглашенные  на  свадьбу  люди  обычно  приносили  будё (материальная  помощь  в  виде  денег  в  конверте).

Закончились  все  свадебные  процедуры.  Новобрачная  вставала  раньше  всех  и,  принарядившись,  шла  делать  поклоны  свекру  и  свекрови.  Таким  образом,  молодая  женщина  в  течении  трех  дней  выражала  свое  почтение  новым  родителям.

После  этого  новобрачной  разрешалось  отдохнуть,  и  она  не  принимала  участия  в  работе  на  кухне  или  по двору.  В  сопровождении  свекрови  она  наносила  визиты  своим  новым  родственникам.  Будничная  жизнь  начиналась  на  четвертый  день  после  свадьбы.

Осенью  после  сбора  урожая  молодая женщина  могла  навестить  отчий  дом.  Туда  она  везла  продукты  с нового  урожая ,  чтобы  угостить  свою  родню.  Но бывало  и  так,  что  молодожены  наносили  свой  визит  и  через  неделю  после  свадьбы.

Вот  так  и  справляли  свадьбы  наши  предки.

В  настоящее  время  даже  на  исторической  родине  редко  увидишь  традиционную свадебную  церемонию.  Красочный  свадебный  наряд,  деревянный  журавль,  ёнди (красная  точка  на  лбу  невесты) и  гонди (алая  краска на губах  и  щеках  новобрачной),  смиренность и  покорность  невесты  –  все  эти  атрибуты  свадебных  церемоний  ушли  в  прошлое  и  их  увидеть  разве  что  на  театрализованных  представлениях.

Урбанизация  и  влияние  Запада  не  могли  не  сказаться  на  традиции  бракосочетания.  Теперь  продолжительные  по  времени  и  сложности  процедуры  настолько  упростились,  что  в  больших  городах  Кореи  молодые  сочетаются  браком  в  течении  каких-то  20-30  минут.