СОХРАНЯЯ  СТАРИННЫЕ  ОБРЯДЫ….

 

Теперь  познакомим  наших  читателей,  как  осуществляется  погребальный  обряд  в  некоторых  регионах  СНГ,  в  частности  в  Казахстане.

Как  правило,  корейцы,  живущие  на  территории  СНГ,  тоже  придерживаются  некоторых  из  вышеперечисленных  ритуалов.  Когда умирают  дети  или  неженатый  человек,  их  хоронят  без  особых  соблюдений  обрядов.  Но  если  умирает  отец  семейства,  то  выполняются  все  сложные  действия  похоронно-поминальных  обрядов.  Так  повелось  с  древних    пор  и   эта  традиция  сохранилась до  наших  дней,  хотя  некоторые  виды  обрядов  во  многом  видоизменились.

В  некоторых  сельских  местностях  пожилые  корейцы  после  60-летнего  хвангаб  готовят  себе  погребальную  одежду.  На  случай  смерти  пожилые  женщины  шьют  следующий  набор  одежды  и  предметов.  Это  чима-дегори (кофта  и  юбка),  платок  для  головы,  носки  белого  цвета  и  ибудяри (легкий  матрац  и  одеяло).  Некоторые  запасаются  даже  жемчужиной,  которую  должны  положить  в  рот  покойнику,  а  также  матерчатым  мешочком  с  зашитыми  в  нем  монетами,  который  вкладывают  в  руки  умершего.  Также  заранее  готовят  чильсонпан.

После  того  как  человек  умер,  один  из  близких  родственников  мужского  пола  снимает  с  покойного  рубашку (если  покойница, то  платье)  и  выходит  на  улицу.  Стоя  лицом  к  северу,  размахивает  рубашкой  по  направлению  слева  направо  и  трижды  выкрикивает  такие  слова,  например:  «Ким  Сергейы  осыл  гадегао!»  («Заберите  одежду  Кима  Сергея!»).

После  этих  слов  он,  не  опуская  головы,  поворачивается  налево  и  возвращается  домой  по  тому  же  маршруту,  каким  выходил  из  дома.  По  словам  стариков,  подобным  образом  призывают  душу  умершего  человека  вернуться  в  тело.  Некоторые  знатоки  местных  обрядов  объясняют  такое  действие  призывом  духов,  которые  сопровождают  душу  покойного  на  небо.

После  того  как  близкий  родственник  закончил  обряд  хоныл  бурда (вызывать  душу), он  должен  вернуться  с  одеждой  покойного (чаще  всего – рубашкой)  в  комнату  и  положить  ее  у  изголовья  покойного.  В  некоторых  местах  такую  рубашку  забрасывают  на  крышу,  а  в  день  похорон  ее  везут  на  кладбище  и  сжигают  вместе  с  другими  вещами  покойного.

В  городских  условиях  трудно  осуществить  подобный  обряд.  Поэтому  кто-то  из  старших  мужчин  берет  одежду  умершего  и  выходит  на  балкон  многоэтажного  дома.  Он  выкрикивает  трижды  названные  выше  слова,  а одежду  прикрепляет  к  палке,  затем  в  день  похорон  её  снимают  и  отвозят  на  кладбище.

Покойника  переодевают  во  все  новое,  но  ни  в  коем  случае  одежда  не  должна  быть  желтого,  синего  или  зеленого  цветов.  Для  ногтей  шьют  два  маленьких  мешочка,  две  рукавички  с  тесемками.  В  некоторых  регионах  дл  покойника  специально  шьют  матрасы  из  белого  материала.  В  руки  покойного  кладут  монеты,  затем  надевают  рукавияки.  Старики  советовали  это  делать,  считая,  что  на  пути  в  загробный  мир  покойник  преодолевает  колючее  поле.  Плечи,  руки  и  ноги  усопшего  перевязывают  тремя  повязками.  Руки  должны  быть  скрещены  на  животе.  Левая  рука  ладонью  вниз,  правая – ладонью  вверх.

Одевают  покойника  как  при  жизни.  В  некоторых  семьях  даже  надевают  пальто,  а  головной  убор  кладут  в  гроб.

До  изготовления  гроба  умершего  кладут  на  чильсонпан – широкую  доску  длиной  2 метра,  которую  ставят  на  деревянные  чурбаки, покрытые  белой  материей.  Под  голову  покойника  подкладывают  корейскую  подушку  пэгэ,  а  тело  накрывают  белой  простыней.  Из  широкой  материи (чаще  белой  или  красной)  делают  ширму,  чтобы  отгородить  место,  где  лежит  покойник.  Пока  умерший  лежит  на  чильснпанемёнгдёнг не  вывешивают.

Обычно  у  тела  сидят  дети  покойного (по  старшенству).  Ночью  не  рекомендуется  тушить  свет.

В  местах,  где  есть  грамотные  корейцы,  умеющие  писать  китайскими  иероглифами,  изготавливается  из  красной  шелковой  материи  мёнгдёнг,  который  прикрепляют  к  ширме.  На  нем  пишут  фамилию  и  имя  покойного.  Например,  покойный – Ким  Сергей. Если  умерла  женщина,  принято  еще  писать  и  бон к  фамилии (см. в следующей главе  «Мёнгдёнг»).

После  этого  начинается  обряд  прощания  с  покойным.  Перед  ширмой  ставят  небольшой  столик,  куда  кладут  водку  и  поминальную  пищу,  а  также  ароматизированные  свечи.  В  настоящее  время  принято  ставить  на  такой  стол  и  фотографию  покойного.

Со  дня  смерти  и  до  погребения  покойному  дают  завтрак,  обед  и  ужин  и  застилают  постель,  как  будто  человек  еще  жив.  Поминальный  столик  должен  накрываться  три  раза  в  день.  На  столик  кладут  обычно  чашку  с  супом,  пиалу  с  водой  с  тремя  ложками  вареного  риса.  Ложку  оставляют  в  чашке  с супом,  вилку  или  палочки  поочередно  перекладывают  к  тарелкам  с  закуской.  Распорядитель  три  раза  в  день – утром,  в  обед  и  вечером – «кормит»  покойного.  Наливает  водку  и  оплакивает.  Делает  поклон  3  раза.  Этот  ритуал  носит  название  самсик (т.е.  трехразовое  кормление).

Все  это  сопровождается  монотонным  песнопением  и  зажиганием  благовонных  свечей.

При  ритуале,  когда  близкие  люди  кормят  умершего  в  последний  раз,  деревянными  палочками  берут  несколько  рисинок (нечетное  количество)  вареной  каши  и  кладут  в  рот  покойного.  Некоторые  исследователи  объясняют  данную  процедуру  тем,  что  рис  закрывает  выход  крови  наружу.  Обычно  для  этого  используют  сырую  крупу,  которая  хорошо  впитывает  жидкость.

Тело  перекладывают  с  чильсонпана в  гроб.  Дно  гроба  устилается  деревянной  стружкой  или  специально  сшитым  матрацем.  Мешочек  с  ногтями  с  левой  руки  кладут  по  левую  сторону  от  тела,  а  другой – соответственно,  с  правой  стороны.  Чильсонпан выносят  из  комнаты  покойного.  На  кладбище  эта  доска  сжигается  вместе  с  одеждой.

Похороны  проходят  обязательно  спустя  нечетное  количество  дней  после  смерти.  Раньше  считалось,  что  чем  больше  дней  покойник  находится  в  доме,  тем  лучше.  Но  в  настоящее  время,  как  правило,  хоронят  на  третий  день.

В  день  похорон  молодым  девушкам,  маленьким  детям,  беременным  или  кормящим  женщинам  строго  воспрещается  выезд  на  кладбище.

Обычно  катафалк  ставят  вдалеке  от  дома,  с  тем  чтобы  люди  могли  на  руках  пронести  гроб  с  телом  до  него.  Впереди  всех  идет  человек,  несущий  мёнгдёнг,  за  ним  следуют  люди  с  венками.  Далее  несут  крышку  гроба,  а  затем  и  сам  гроб  с  телом.  В  таком  же  порядке  загружается  катафалк.  Мёнгдёнг раньше  несли  впереди  похоронной  процессии,  а  сейчас  его  кладут  на  крышку  гроба  так,  чтобы  были  видны  надписи  на  нем.

Перед  выносом  тела  проводят  «данненде», т.е.  прощальный  ритуал  дома.

Вот  как  описывает  его  проведение  ученый-этнограф  В. Цой: «Для  совершения  деса накрывают  большой  стол – десасан,  который  ставят  перед  покойным.  На  столе  обычно  размещают  тарелки  с  супом,  пап,  отварной  курицей,  фруктами,  сладостями  и  т.д.  При  этом  стараются  поставить  блюда,  особенно  любимые  покойным  при  жизни.  Перед  большим  столом  устанавливают  столик  поменьше.  На  нем  находится  мосэ – рюмка  с  песком,  рисом  или  какой-нибудь  крупой,  куда  вставляют  пучок  камышинок (длиной  5-6 см),  и  хянпуль – маленькую  жаровню  с  тлеющими  в  ней  стружками  ароматного  дерева.  Похоронный  староста (обычно  пожилой  человек,  хорошо  знающий  обряды),  которого  называют  чипса,  кладет  ложку  и  вилку  к  тарелкам  с  едой  на  столе  перед  покойным.  Старший  сын  умершего  человека  трижды  наполняет  рюмку  водкой,  ставит  её  на  блюдце  и  крутит  над  хянпуль.  Затем  отливает  из  рюмки  три  капли  водки  в  мосэ (она  считается  вместилищем  души  умершего),  снова  доливает  в  рюмку  и  совершает  круговое  движение  над  дымом.  Из  рук  старшего  сына  умершего  эту  рюмку  берет  чипса и  ставит  на  стол  перед  гробом.  И  чипса,  и  человек,  наливающий  рюмку,  три  раза  кланяются.  Перед  выполнением  ритуала  деса каждый  должен  вымыть  руки  в  тазу  с  водой,  который  заранее  вносят  в  комнату,  и  вытереть  их  чистым  полотенцем.  Вслед  за  старшим  сыном  обряд  повторяют  все  члены  семьи  покойного,  родственники  и  остальные  присутствующие».

Когда  выносят  гроб,  происходит  ритуал  оплакивания.  Вначале  выносят мёнгдёнг,  затем  венки (мандян),  крышку  гроба,  а  затем  гроб.  Гроб  выносят  на  улицу,  как  и  везут  на  кладбище,  головой  вперед.  Вслед  за  гробом  выносят  и  личные  вещи  умершего.  Во  дворе  на  табуретках  ставят  гроб  с  телом  и  проводят  парымде – прощальный  ритуал  с  домом.

Родные  покойного  ставят  возле  дома  небольшой  поминальный  столик.  Распорядитель  похоронной  процессии  наливает  в  рюмку  водку  и  прикладывает  вилку  к  курице.  Обращаясь  к  покойному,  он  говорит  прощальное  слово  «Енгел  чонъчхон» («Расстаемся  навеки»).  Затем  выплескивает  водку  на  землю.  Туда  же  бросает  и  кусок  курицы.  По  описанию  того  же  ученого  В. Цоя, «так  просят  злых  духов  не  мешать  последней  дороге».