СВАДЕБНЫЕ  ОБРЯДЫ

СВАДЕБНЫЕ ОБРЯДЫ В ДРЕВНОСТИ И СОВРЕМЕННОЙ ЖИЗНИ

К  бракосочетанию  наши  предки  относились  весьма  ответственно,  считая,  что  свадьба  —  это  не  простое  соединение  двух  судеб,  а  церемония,  имеющая  определенный  философский  смысл.  Бракосочетание  —  это  закон  природы,  инь  и  янь, т.е.  мужского  и  женского начал,  принцип  существования  жизни.  Для  продолжения  рода  нужно  создавать  пары  и  тогда  на  свет  появляется  новый  человек  —  таким  простым  был  постулат  наших  далеких  предков.  Заключив  брак  единожды,  супружеская  пара  должна  была  жить  вместе  всю  жизнь,  деля  радости  и  горести,  что  называется,  до  цвета  «корней  лука».  О  разводе  на  могло  быть  и  речи.  В  старину  говорили:  «Человек,  не  познавший  семейную  жизнь,  не  попадет  на  тот  свет».

Обязательным  условием  бракосочетания  являлось  благословение  родителей.  В  Корее  до  сих  пор  родители  обязаны  не  только  растить  и  воспитывать  своих  чад  до  совершеннолетия,  но  и  нести  ответственность  за  устройство  семейной  жизни  молодых.  И  сегодня,  желая  им  счастливого  брака,  родители  часто  прибегают  к  помощи  предсказателей.

В  старину  в  Корее  женились  рано:  мальчики  —  в  12,  а  девушки  —  в  16  лет.  Жена  всегда  была  старше  по возрасту  супруга,  и  нередко,  в  буквальном  смысле,  нянчилась с  суженым,  пока  он  подрастал.  В  основном  такие  причуды  наблюдались  в аристократических  семьях.  Люди  менее  состоятельные  заключали  брак  в  возрасте  до  20  лет.

В  Корее  долгое  время  бытовало  строгое  распределение  детей   не  только  по  социальному  происхождению,  но  и  по  половому  признаку:  мальчикам  и  девочкам  старше  7  лет  не  разрешалось  находиться  в  одном  помещении.  Общение  с  противоположным  полом  было  строго  регламентировано.  А  если  молодые  влюблялись?  Ну  и  что?  Влюбляйтесь  на  здоровье!  Но  при  заключении  браков  на  обращали  никакого  внимания  на  чувства  девушек  и  юношей.  Родители  сами  выбирали  вторую  половину  для  своих  детей  в  соответствии  с  интересами  рода,  не  спрашивая  их  мнения.  Эта  общепринятая  не нарушалась  веками.

Живя  вдали  от  исторической  родины,  мы  подзабыли  старинные  обычаи,  которые  передавались  из  поколения  в  поколение.  Мы  устраиваем  свои  свадьбы  по-современному,  упрощенно и прагматично. Но  по  возможности неплохо  было  бы  вспомнить  и восстановить  некоторые традиционные  ритуалы, так  как  в  них  заложен  глубокий  смысл.

 

ВСЁ  НАЧИНАЕТСЯ СО СВАТОВСТВА

Сватовство было  наиболее  важной  церемонией.  Сваха  помогала  встретиться  молодым,  а  затем  с  согласия  родителей  устраивали  свадьбу.

В  старину  существовали  профессиональные  свахи,  но  в  большинстве  случаев  роль  посредника  играл  один  из  родственников  будущих  молодоженов.

Джунмэ  (посредничество) включало  несколько  традиционных  процедур.

Одна  из  них —  исследование четырех  столпов  молодых  людей,  т.е.  предсказание судьбы  будущей  супружеской  пары  (сопоставлялись  даты  рождения,  год,  месяц  и  час,  изучалась  внешность  жениха  и  невесты).  Если  все  четыре  столпа  соответствовали,  то  считалось,  что жених  очень  многого  добьется  в  жизни.  Главную  роль  здесь  играла  гадалка,  которая  предсказывала,  подходит  ли  будущая  пара  для  совместной  жизни?  Эта  процедура  называется  гунхап.

После  того  как  проведены  проверка  столпов  и  гунхап,  переходили  к  следующему  не  менее  сложному  этапу  —  помолвке.

Через  посредника  отец  жениха  посылал  в дом  невесты  послание  —  предложение,  в  котором  излагалась  готовность  породниться.  Обычно  письмо  складывалось в  пять  раз  и помещалось  в  большой  конверт.  На  обратной  стороне  выводилось  слово «гын-бонг». Его  обматывали  красными  и  синими  нитками,  а  затем  заворачивали  в  красный  платок  и  передавали  адресату.

Родители  невесты,  получив  данное  послание,  тут  же  отправляли  ответ  с  согласием  на  выдачу  дочери  замуж.

В  настоящее  время  в  Корее,  сохраняя  некоторые  традиции  свадебных  обрядов,  обе  семьи  собираются  в  доме  невесты  или  ресторане.  Молодые  обмениваются  подарками.  Семье  невесты  вручается  лист,  изготовленный  вручную  из  рисовой  бумаги,  где  записаны  четыре  столпа  жениха.

За  день  до  свадьбы  семья  жениха  посылала  подарок  для  невесты.  Такой  подарок  назывался  набпхе или  едян.  Он  состоял  из двух  отрезов  шелковой  ткани  розово-красного  и  сине-голубого  цветов.  Они  символизировали  небо  и  землю, а  также  два  начала:  мужское  и  женское.  Ткани  предназначались  для  шитья  двух  комплектов  —  юбки  и  кофты (чима,  чогори).  Подарок  помещали  в  специальный  короб.  В  некоторых  местностях,  кроме  ткани,  клали  также  и  ювелирные  украшения.  В  старину  короб  доставляли  слуги-скоморохи.  Теперь  его  приносят  близкие  друзья  жениха.

Короб  доставляли  в  вечернее  время  и  на  всю  улицу  были  слышны  шутки  и  прибаутки  носителей  короба  (хам). Они  пели  и  кричали:  «Хам  сасеё!  Хам  сасеё! (Купите  короб!  Купите  короб!)» .  посланцы  не  отдавали  короб  до  тех  пор,  пока  со  стороны  невесты  или  её  родителей  не  подносили  водку  с  закуской.  Сейчас  нередки  случаи,  когда  откупаются  деньгами.  Затем  с  шутками  все  вместе  открывали  короб  и  рассматривали  его  содержимое.

В  старину  в  Корее  церемонии  набпхе и  чинен (первое  знакомство  жениха  и  невесты)   проводились  отдельно,  но  потом  их  стали  отмечать  вместе.

Проводились  две  свадьбы.  Сначала  в  доме  невесты,  куда  жених  направлялся  в  сопровождении  родственников  и  друзей,  а  затем  уже  в  доме  молодожена.  Если  невеста  жила  в  другом  селении.  то  свита  жениха  отправлялась  туда  до  рассвета,  чтобы прибыть  накануне  торжества.  Обычно  делегацию  возглавлял  человек  изобретательный,  с  большим  чувством  юмора.  Он  назывался  сангэк (высокий  гость).  В  Северной  Корее  такого  человека  называют  «усикун».

Роль усикун мог  выполнять  дедушка  или  отец  жениха.  Если  таковых  не было.  то  эту  роль  на  себя  брал  самый  старший  дядя  жениха.  В  свиту  входил  человек,  который  нес  короб,  и  слуги-скоморохи.  Группу  сопровождения  дополняли  и  другие  люди,  которые  назывались  хугэк (второстепенные  гости).  Численность  «группы  поддержки  жениха»  была  всегда  нечетной.

Усикуном  мог  быть  только  мужчина,  но  ни  в  коем  случае  не  разведенный  или  вдовец.  Усикун имел  право  ехать  на  коне,  так  же  как  и  жених,  а  остальные  члены  процессии  шли  пешком  и  не  входили  в  состав  официальной  свиты.  С  собой  они  брали  паланкин  (кама) для  невесты.

Представительную  делегацию  торжественно  встречали  в  доме  невесты.  Жениха  и  его  сопровождающих  размещали  в  специальном  помещении,  арендованном  на  время  свадебных  церемоний.  Этот  дом  был  находиться  поодаль  от  дома  невесты.  Уставших  гостей  кормили  и  поили,  давали  отдохнуть  с  дороги.

Наутро  в  сопровождении  сангэка жених,  переодетый  в свадебный  наряд  самок вандэ,  входил  в  дом  невесты.  Вначале  происходила  церемония  вручения  подарков.  в  старину  в  богатых  домах  для  этой  цели была  отведена  специальная  комната.  в  ней  ставился  небольшой  столик.  на  который  клали  подарок.  Обычно  миссию  вручения  подарков  брал  на  себя  тот  же  сангэк.  Принимала  подарок  пожилая  женщина,  одетая  в  специальный  свадебный  наряд,  символизирующий  счастье  молодых.  получив такой  короб,  она  громко  вскрикивала:  «О,  вы  принесли  много  счастья  в  дом!»

Затем  подходила  мать  невесты  и  открывала  короб .  Взяв  в  руки  отрез  материи  и  развернув  его,  от  всей  души  благодарила  человека,  несшего  на  себе  этот  предмет.  В  знак  благодарности  она  давала  ему  деньги  и  приглашала  к  столу.

Раньше  свадебная  процедура  была  общим  праздником  веселья,  в  котором  принимала  участие  вся  деревня.

Простые  люди  обычно  свадьбы  устраивали  во  дворе  дома.  Натягивали  большой  тент,  изготовленный  из  конопляного  холста,  а  на  землю  стелили  широкие  соломенные  маты.  Для  жениха  и  невесты  отводили  почетное  место,  отгороженное  ширмой  —  бёнпхун.

В  середине  устанавливали  большой  праздничный стол.  Посередине  ставили  два  подсвечника  с  горящими  свечами,  цветочную  вазу  с  сосновыми  и  бамбуковыми  ветками,  символизировавшими  вечную  молодость,  каштаны  и  финики,  рис,  курицу,  завернутую  в  платочек,  нитки  красного  и  синего  цветов,  два  черпака,  изготовленных  из  высушенных  половинок  тыквы.  Кстати,  атрибуты  на  свадебном  столе  отличались  в  зависимости  от  местности  и  условий  жизни  устроителей  свадьбы.

Итак,  жених  заходил  в  дом.  Его  принимал  шафер  и  отводил  в  специально  отведенное  для  него  место.  Роль шафера  мог  играть  отец  невесты.

В  свадебном  ритуале  участвовал  еще  один  ответственный  человек.  Он  заносил  в  дом  деревянного  журавля  и  передавал  в  руки  жениху.  Молодой  человек  брал птицу  двумя  руками  и  ставил  ее  перед  входом  в  комнату  невесты  и  дважды  кланялся.  Этим  он  выражал  свое  уважение  семье  невесты.  мать  брала  в  руки  журавля  и  заносила  в  комнату.  Этот  ритуал  получил  название  «чон анне».