ПОХОРОННЫЕ ОБРЯДЫ
Издревле важнейшим моральным долгом для родных и близких считались проводы покойного со всеми почестями в последний путь. Это связано с тем, что у корейцев основным каноном моральной этики являлся культ предков.
Но с течением времени обрядовые культы, в том числе похоронные, видоизменились, а некоторые намного упростились или же исчезли вовсе. Тем не менее, корейцы стараются придерживаться старинных канонов похоронного обряда, передаваемых из поколения в поколение.
По дошедшим до нас рассказам, в древней Корее обычно умирающего старого человека старший сын взваливал себе на спину и уносил в глухой лес, где оставлял его умирать. Что происходило с останками умершего человека, можно только представить. По некоторым описаниям, покойников подвешивали к дереву. Бывали случаи, когда трупы сжигали, но это в основном касалось буддийских монахов.
Чем беднее был покойный, тем проще была форма его погребения. По описанию корееведа Ю. В. Ионовой, в старину в Корее в каждой деревне существовали так называемые похоронные общества взаимопомощи «Хяндо». Данная организация была большим подспорьем для бедных крестьян. Каждая семья выплачивала членские паи, на которые устраивались похороны деревенских жителей. Кстати, в Советском Союзе, в местах компактного проживания корейцев, особенно, в сельских местностях, существовали подобные организации «Хяндо» или «Ноинхве». Однако для высших слоев общества – янбанов и государственных чиновников – существовали специальные трактаты похоронных обрядов, предусмотренные конфуцианством.
В доме, где находился умирающий человек, создавалась атмосфера полной тишины. Тут же оповещались все родственники и друзья.
В старину существовал такой порядок: когда умирала женщина, её переносили в анбанг (спальню), а мужчину – в саранбанг (гостиную). Когда умирал глава семьи, то около него собиралась вся семья и начинала оплакивать его. Мужская половина семьи занимала места в зависимости от возраста и степени родства с правой стороны, а женщины – с левой. Они держали за руки или ноги умирающего человека и наблюдали, как наступает смерть. Если умирающий оставлял устное завещание, то наследники принимали его, сидя у изголовья.
Мужчина должен был умереть на руках своих сыновей или родственников мужского пола. А женщина умирала на руках дочерей или близких родственниц.
Сразу после смерти рот и ноздри покойного прикрывали ватой. Таким способом преследовали две цели: пытались задержать душу в теле и мешали выходу зловонного духа янчи.
Тело покойного накрывали одеялом. Начинался ритуал под названием ког – традиционное оплакивание усопшего. Соседи, услышав долгие протяжные причитания членов семейства, узнавали о кончине, и затем слух быстро распространялся по всей деревне.
В первый час после смерти совершался обряд чохон – вызов духа. Верхнюю одежду, которую при жизни носил усопший, закидывали на крышу дома. Один из родственников забирался наверх и, стоя лицом к северу, размахивал одеждой. При этом он громко три раза выкрикивал имя покойного. Таким образом, он давал знать духам о смерти. Затем, спустившись с крыши, накрывал ею покойника.
В комнату, где лежал умерший, вносили маленький столик, на который ставили три чашки с рисовой кашей, три чашки с рисовой водкой (суль) и три – с закуской. Рядом ставили три пары сандалий, сделанных из рисовой соломы.
Почему именно по три? Одна порция кушаний приносилась в жертву духам, встречающим душу умершего, вторая предназначалась духам-распорядителям умершего, а третья – самому покойному.
После того, как наполнили чашечки водкой, присутствующие делали поклон дел. Затем его еду со стола собирали в одну поминальную посуду (туда же наливали водку из трех чашек) и закапывали в землю или же выбрасывали в кусты. Этот ритуал называли садя баб, т.е. кормление посланцев с того света.
В старину в высших слоях корейского общества на этот счет господствовали конфуцианские воззрения. Для них посмертное существование человека представлялось в образе трех духов, обитавших на небе, земле и под землей.
У простолюдинов этому обряду придавалось иное значение. Они как бы избавлялись от духа умершего и совершали данный обряд для того, чтобы душа умершего не возвращалась к живым.
В первый день после кончины труп омывали душистой водой. Покойника обряжали в специально приготовленную одежду. Обычно её шили из тонкого пенькового полотна. В корейских деревнях пожилые люди заранее готовились к смерти и шили такую одежду. Погребальная одежда запахивалась в противоположную сторону, чем при жизни.
Умершего человека причесывали, стригли ему ногти на руках и ногах, а обрезки ногтей собирали в маленький мешочек и прятали под одеяло.
Позже этот мешочек клали в гроб.
Добрый день,
Случайно попала на ваш сайт. Стало интересно. У меня давняя мечта, найти свои “корни”, узнать свою родословную и найти данные о своих предках. С чего мне начать, могу я рассчитываать на вашу полмошь в этом вопросе?
Заранее благодарна за ваш ответ
С уважением,
Ирина Ли