ПОМИНАЛЬНЫЙ ОБРЯД
Корейцы придают поминальному ритуалу особое значение, поскольку он связан с культом предков – основой основ конфуцианской этики.
Деса – это выражение почтения и любви к усопшему предку и оно должно продолжаться до тех пор, пока ты жив.
Почитание предков до четвертого колена и «кормление» их в день Нового года – конфуцианская церемония, уходящая корнями в глубокую историю.
Испокон веков корейцы верили, что душа покойного остается в доме с семьей. И каждый день в течение месяца они готовили еду и ставили ее перед поминальной дощечкой – хонбэк, где написано имя умершего.
Начиная со второго месяца, первого и пятнадцатого числа готовили завтрак. Такой ритуал исполняли в течение всего года.
Обряд подношения еды в первую годовщину смерти назывался сосан. Утром этого дня, после специального омовения, хозяева дома подготавливали ритуальную посуду и особую еду. На рассвете совершали обряды, которые включали в себя ритуальные кормления усопшего, сопровождавшиеся многочисленными поклонами и монотонными песнопениями.
Во вторую годовщину смерти совершался похожий ритуал, носивший название тхэсан. Он означал конец траура. Только тогда родные усопшего снимали траур, убирали временный алтарь. Еще через месяц совершался обряд – тамче и только после этого семья возвращалась к прежней жизни.
В прошлом дети покойного носили траур и воздерживались от веселья, песен и крепких напитков в течение двух лет.
В старину в Корее похоронная и поминальная процедуры проходили в течение 30 дней (это самый короткий срок), а то продолжались и до 90 дней.
Рассмотрим классический канон похоронных и поминальных обрядов.
- I. Первый день после смерти
- Чоден: начинается с констатации смерти и заканчивается извещением родственников.
- Ёксып: омывают покойного, затем одевают его. Готовят мёнгдёнг с указанием данных покойного.
- II. Второй день
- Сорем: покойника закутывают в небольшое одеяло. Устраивают поминальный столик, куда ставят водку и фрукты.
- III. Третий день
- Дэрём: покойного закутывают в большое одеяло и завязывают специальным узлом. Затем кладут в гроб и выносят в специально оборудованное помещение.
- IV. Четвертый день
- Сонбок: родственники усопшего надевают траурную одежду и выражают скорбь по умершему. Они принимают соболезнования по поводу смерти близкого человека.
- V. В период между 30-м и 90-м днями.
- Чидян: выбирают место для могилы.
- Уде: в день похорон справляют при поминальных церемониала.
- VI. После 90 дней.
- Делгок: по истачении 100 дней после похорон совершают поминальную церемонию.
- Буде: на следующий день после церемонии делгок ставят поминальную табличку покойного рядом с поминальными табличками предков.
- Сосан: проводят поминальный обряд после первой годовщины смерти.
- Де санг: проводят поминальный обряд по случаю второй годовщины смерти.
- Дамде: по истечении одного месяца после де санг справляют поминальную церемонию.
- Гилде: устанавливают поминальную таблицу на семейном алтаре и заносят имя покойного в специальную книгу.
Традиционная «классическая» поминальная процедура весьма сложна и вряд ли приемлема в наших условиях. Но рассмотрим её в познавательных целях.
- Гансик: распорядитель поминальной церемонии стоит среди родственников и близких. Он выходит вперед, затем садится на корточки и зажигает благовонную свечу. В три приема, неторопливо, наполняет чашу водкой. Встает с колен и делае два поклона.
- Чамсин: все присутствующие одновременно делают два поклона.
- Чохон, докчук: старший в семье, налив водку в чашку, отходит в сторону и садится. Распорядитель церемонии подходит к поминальной табличке и произносит траурную речь. После этого старший в семье делает два поклона.
- Ахён и дёхон: каждый член семьи по старшинству подносит чашу с водкой и делает два поклона.
- Старший член семьи опять преподносит чашку с водкой. Но на этот раз он не выливает водку с чашки, которую наполняли члены семьи, а дополняет ее в три приема.
- Сапси денде: ложку втыкают перпендикулярно в кашу, а палочки кладут поперек блюдца с овощами и рыбой.
7. Хабмун: все участники выходят из помещения, прикрыв дверь или же
ненадолго садятся на корточки, наклонившись вперед.
- Гемун: все участники церемониала заходят в помещение, слегка покашливая, или, если они не выходили, встают на ноги.
- Хэнда: суп заменяют водой, кипяченной в подгорелой каше-сунюн. В три приема ложкой берут понемногу рисовой каши и размешивают её в воде. Ложку и палочки кладут поперек этого блюда. Участники церемониала сидят на корточках, склонив вперед голову. Затем, слегка покашливая, встают.
10. Челси бокпаб: убирают ложку и палочки с посуды с сунюн. Закрывают крышкой чашку с вареной рисовой кашей.
11. Сосин: все участники церемониала делают два поклона. На этом заканчивается поминальный обряд.
12. Челсан: поминальный стол убирают в сторону.
13. Ымбок: все участники делят поминальную пищу. Она считается дарованной предками, поэтому она благословенна.
Поминальный ритуал соблюдается в корейских семьях и сегодня. Но он имеет отличия в зависимости от местности и выбора проведения церемониала.
Традиционный поминальный ритуал совершают утром в праздничный день, а также каждый год в день смерти усопшего.
Обычно на специальный стенд вывешивают фотографию покойного. А если ее нет, то на деревянной дощечке пишут данные об умершем человеке.
Накануне поминального дня хозяин и хозяйка должны чисто вымыться. Они в тот день ведут себя благопристойно и чинно. Затем сообщают своим домочадцам о поминальном дне. Хозяйка тщательно моет посуду и приступает к приготовлению пищи для поминального стола.
К поминальной еде относятся рисовая каша, суп, соленья из трав, кимчи, соевый соус, мед, рисовая лепешка, фрукты, водка, вода, прокипяченная в подгорелой каше, – сунюн муль. А к предметам, необходимым для поминок, относятся: ложка и палочки, ритуальная посуда, фотография или деревянная поминальная дощечка с надписью, благовонная свеча.
В поминальной еде не должно быть муки, перца и чеснока. Обычно на стол кладут блюда, которые покойный любил при жизни.
По устоявшимся веками правилам блюда располагаются в следующем порядке.
- Устрицу кладут с левой стороны, и сикхэ (подслащенную рисовую воду) – с правой.
- Рыбу кладут на восточной стороне, а мясо – на западной.
- Рыбу кладут головой на восток, хвостом на запад.
- Фрукты и сладости красного цвета кладут на восток, а светлого – на запад
- Груши, каштаны и финики кладут на стол по порядку с западной стороны.
Добрый день,
Случайно попала на ваш сайт. Стало интересно. У меня давняя мечта, найти свои “корни”, узнать свою родословную и найти данные о своих предках. С чего мне начать, могу я рассчитываать на вашу полмошь в этом вопросе?
Заранее благодарна за ваш ответ
С уважением,
Ирина Ли