ПОГРЕБАЛЬНЫЙ ОБРЯД
Вынос тела происходил в нечетные дни – на 3-й, 5-й, 7-й день после смерти.
В старину в Корее янбаны, как правило, хоронили усопших спустя три месяца. Все это время гроб стоял во дворе, в специально отведенной беседке (в данной главе использованы материалы из книги Ю. В. Ионовой «Обряды, обычаи и их социальные функции в Корее»).
В час выноса гроба во дворе устанавливали снопы из рисовой соломы, перевитые соломенными жгутами. Перед ними стояли дети умершего, опираясь на посох (его изготавливали из бамбука, если умер отец, либо из сосны, если умерла мать). Соседи и знакомые поклонами выражали свое соболезнование по случаю смерти родителя.
После выноса тела совершался обряд изгнания злого духа из дома – дипгасиги.
Место для захоронения выбирали геоманты-пхунсу. Выбору места для могилы придавалось огромное значение. Считалось, что удачный выбор обеспечит покой и благо усопшему, счастье и процветание живым родичам. Лучшим местом для захоронения считался холм, с которого была видна самая высокая вершина в данной местности.
Рытье и подготовка могилы также сопровождались различными священнодействиями.
С северной стороны выбранного места для захоронения ставили плоский камень. Утром назначенного дня рытья ямы сандю – человек, выбранный из числа наиболее почтенных родственников, отправлялся на могилу. Он брал семь веток от семилетнего сливового дерева (что опять-таки соответствует числу звезд Большой Медведицы). Одну ветку он втыкал у изголовья, другую – в середину, третью – у ног. Остальные четыре ветки он размещал по краям будущей могилы. У центральной ветки ставили поминальную еду и водку. Он вставал на колени, и заливаясь горькими слезами, двукратно делал земные поклоны. Только после этого принимались за рытье могилы.
Во время выноса гроба присутствующие жгли благовонные свечи, делали подношения и низко кланялись.
Покойника выносили головой вперед. Перед гробом шли люди, которые несли сосновые ветки и мёнгдёнг с именем умершего с бумажными полосками. Чем больше их было, тем считалось почетнее.
С гробом несли и носилки с одеждой покойного.
Обычно сыновья и близкие покойного (мужчины и мальчики) шли в конце кортежа. Женщины никогда не принимали участия в главной процессии.
На кладбище гроб ставили с южной стороны ямы, чтобы голова покойного была направлена на север.
Всеми похоронами церемониями распоряжался руководитель траура.
После того, как гроб опускали в яму, на некоторое время прекращались плач и причитания.
Но в тот момент, когда опускали в яму флаг с именем покойного, то они возобновлялись с удвоенной силой.
Затем руководитель траура совершал поклонение перед тходю (в буквальном переводе – «хозяин земли»). На специальном месте ставили блюда с едой и водку. Сандю брал с каждого блюда по три ложки и с поклонами закапывал её в землю. Только после этой церемонии могильщики засыпали могилу землей.
Обычно над могилой насыпали круглый холм. Знатные янбаны ставили на захоронении каменные обелиски.
По окончании похорон вся траурная процессия возвращалась в дом покойного. Здесь гостей встречал распорядитель траура со стенаниями и рыданиями, затем, когда все вместе собирались, начинал читать молитвы.
В хрониках династии Чосон бесчисленное количество раз упоминали о традицияз, связанных с почитанием предков.
Во время правления короля Седжона (создателя корейского алфавита) был принят официальный документ о похоронных и погребальных ритуалах. В этом документе запрещалась кремация, которая получила тогда широкое распространение в Китае.
«Человеческая жизнь подобна дереву, корни которого уходят в землю. Никакое дерево не сможет выжить, если сжечь его», – так трактовался довод против кремации.
В период династии Чосон строго придерживались официальной идеологии Конфуция. На уровне правительства распространялась информация о примерных сыновьях и дочерях, которые соблюдали период траура, почтение к усопшим родителям и заботились о них. Выполнявшие свой сыновний долг перед умершими родителями пользовались признанием и поддержкой правительства. Их ставили в пример другим. Но те, кто нарушал эти традиции и правила погребения или траура, строго наказывались.
В настоящее время в Корее похоронные и погребальные обряды видоизменились и упростились. Но некоторые элементы ритуальных процедур сохранились до сих пор.
Как и раньше, похороны проводят на 3-й, 5-й, 9-й, 11-й день после смерти. Чем больше этот срок, тем считается почетнее.
Кладбище становится вечным пристанищем усопшего, поэтому родственники прилагают все усилия, чтобы могила выглядела красивой и безопасной.
На похоронную процессию соболезнующие приносят колокольчики или свечи. Но в большинстве случаев приносят деньги, которые кладут в белый конверт. Иногда делается полотнище, на котором описываются добрые дела, совершенные покойным. В последнее время чаще стали приносить венки.
До сих пор остался обычай, когда дети покойного приготавливали много еды и приглашали гостей, после похорон посылали письма с благодарностью.
Сейчас в Корее умирающему человеку шьют траурную одежду из желтого льна. Во время похорон используют белые или желтые цвета. Посещая дом, где несут траур, обычно надевают одежду белого или черного цвета. Вообще, предпочитают одежду неброской расцветки.
Когда заходят в комнату, где находится усопший, зажигают свечу и делают два поклона. Затем выражают соболезнование родственникам покойного.
Обычно траурные церемонии проводят в течение 3-5 дней.
В больших городах обычно используют катафалк, но в провинциях до сих пор кладут тело покойного на траурные носилки.
В старину в Корее для переноса гроба в могилу применяли специальные паланкины. Они предназначались только для похоронных процессий и хранились в отдаленном месте. Люди боялись ходить туда, так были слухи о том, что на этом месте собираются духи умерших и беснуются черти.
Добрый день,
Случайно попала на ваш сайт. Стало интересно. У меня давняя мечта, найти свои “корни”, узнать свою родословную и найти данные о своих предках. С чего мне начать, могу я рассчитываать на вашу полмошь в этом вопросе?
Заранее благодарна за ваш ответ
С уважением,
Ирина Ли